США должны ввести санкции в отношении первого зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка и его соратников, чтобы помочь Молдове вернуть украденный миллиард и избавиться от коррумпированных олигархов. Об этом говорится в статье директора центра международных исследований американского фонда Heritage Люка Коффи, опубликованной в Huffington Post. NM публикует сокращенный перевод статьи, в оригинале ее можно прочитать здесь.
Восточная Европа вновь становится местом геополитической борьбы, которая может предопределить будущее европейской безопасности. Молдова — маленькая страна с богатой историей иностранного вмешательства. Пришло время политикам Запада начать уделять этой маленькой стране больше внимания. Россия делает все возможное, чтобы предотвратить присоединение таких стран, как Молдова к традиционным евроатлантическим организациям вроде НАТО и ЕС.
Молдове приходится иметь дело со слабой экономикой и процветающей коррупцией. Этот токсичный микс привел к подъему сильных, коррумпированных и криминальных олигархов, которые приватизировали экономику и страну. Возглавляет эту команду олигархов самый богатый человек Молдовы Владимир Плахотнюк.
Несмотря на то, что его официальная должность— «зампредседатель Демпартии», удивляет его близость к премьер-министру Павлу Филипу. Как отметил оппозиционный пророссийский политик Ренато Усатый, Плахотнюк «не просто контролирует страну, он ею владеет».
Обвинения в коррупции и продажности звучат в адрес Плахотнюка и его соратников повсеместно. Он мог играть центральную роль в «величайшей банковской краже мира», произошедшей в Молдове 2014 году. Тогда примерно $1 млрд «пропал» из трех основных банков страны.
Пропавший миллиард эквивалентен 12% молдавского ВВП. Если бы это произошло в США, сумма была бы эквивалентна $2,3 триллионам. Тогдашний премьер-министр Влад Филат и его друг банкир Илан Шор сейчас находятся в тюрьме из-за причастности к делу. Многие подозревают, что Влад Плахотнюк тоже был причастен к этому. Сейчас чиновники из США и даже Британский парламент разбираются с этим вопросом.
Но банковское дело 2014 года — не единичный случай. На протяжении многих лет коррумпированные олигархи обворовывали страну, превратив отмывание денег в искусство. Многие политики и чиновники высшего ранга напрямую вовлечены в эти схемы, другие были их непосредственными получателями. Все ответственны за тяжелое экономическое и политическое состояние страны.
Бывший сотрудник правоохранительных органов Михаил Гофман утверждает, что через Молдову отмывали деньги из Ливии, Ирака и России. В том числе, деньги, причастные к печально известному «делу Магницкого». Сейчас Гофман находится в Вашингтоне и здесь рассказывает о глобальном отмывании денег в Молдове.
Примечательно, что большая часть резервов Нацбанка РМ, которые были использованы для поддержи проблемных банков — это транш в размере $1 млрд, полученный от Международного валютного фонда (бюджет МВФ на 25-30% финансируется из федеральных резервов США. — NM). Сейчас для восполнения дыры в Нацбанке власти предложили увеличить налоги и выпустить гособлигации. И это вместо того, чтобы виновные возвратили награбленное. Другими словами, деньги налогоплательщиков ЕС и США используются для пополнения карманов самых богатых олигархов Восточной Европы.
Чтобы вернуть эти средства, а также остановить систематичное отмывание денег, можно начать с персональных санкций против Плахотнюка и его соратников по типу «списка Магницкого» (в него включены имена российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к гибели аудитора фонда Hermitage Сергея Магнитского, а также к нарушению прав человека в России. — NM).
Если Запад хочет придержать российское влияние, он должен продолжать сотрудничать с Кишиневом и развивать долгосрочную стратегию, которая поможет стране победить коррупцию. Усилия оправдают себя, даже если на это уйдут поколения.
Справка NM:
Американский стратегический исследовательский институт Heritage был основан в США в 1973 году. Миссия института, как указано на его официальном сайте — продвигать идеи консерватизма, индивидуальные свободы, национальную оборону и «традиционные американские ценности».