Президент Майя Санду вернется к делу матери пятерых детей, которой на прошлой неделе она отказала в помиловании. Санду утверждает, что комиссия по вопросам помилования представила ей неполную информацию. NM тем временем решил напомнить, как история многодетной матери, осужденной на шесть лет за мошенничество, стала поводом для политического пиара, и как с переходом политиков из власти в оппозицию и наоборот изменялась их риторика.
История Натальи Урсаки дважды оказывалась в центре общественного внимания. Первый раз — в октябре 2020 года, когда стало известно, что Апелляционная палата Бельц приговорила Наталью Урсаки к шести годам лишения свободы за мошенничество. Мошенничеством признали долг €8 тыс., которые она взяла на покупку автомобиля и не вернула. В октябре 2020 года, напомним, был самый разгар президентской гонки.
Второй раз об этой истории заговорили на прошлой неделе, когда 12 ноября комиссия по вопросам помилования при президенте рекомендовала Санду не подписывать указ о помиловании Натальи Урсаки.
Оба раза ситуацию активно комментировали представители разных политических партий, чья оценка происходящего изменялась в зависимости от того, находились они у власти или в оппозиции.
Ренато Усатый
Одним из первых в 2020 году историю Натальи Урсаки прокомментировал Ренато Усатый, который тогда был одним из официальных кандидатов в президенты. Он дал брифинг, на котором сказал, что его «шокировала» новость о приговоре Наталье Урсаки, и пообещал выплатить долг женщины. «Я хотел впервые в своей жизни обратиться письменно к Додону, пока еще президенту страны, чтобы он помиловал эту женщину, чтобы она быстрее вернулась к детям, но адвокаты мне объяснили, что пока не рассмотрена жалоба в Высшую судебную палату, это невозможно», — сказал Усатый. При этом он пообещал «подключить к делу других адвокатов, чтобы Наталья Урсаки как можно скорее смогла вернуться домой к детям».
Как сообщил адвокат Натальи Урсаки Юлиан Русановский, никаких денег Усатый не выплатил. А в 2021 году никак публично не комментировал тот факт, что женщина до сих пор находится в тюрьме.
ОБНОВЛЕНО 18.10.2021
В свою очередь Ренато Усатый уже после публикации статьи в комментарии NM отметил, что оплачивал услуги адвоката Геннадия Кульчицкого, который «какой-то период времени представлял интересы Натальи Урсаки». Кроме того, он утверждает, что проконсультировался с адвокатами, которые ему сказали, что если выплатить деньги потерпевшей, это никак не повлияет на приговор. «Они мне сказали, что надо ждать помилования, это единственный путь её освободить», — уточнил Усатый.
Также он рассказал, что передавал деньги на питание семье Натальи Урсаки. «Даже мои родители растрогались и передавали деньги на питание. Мама передала 10 тыс. леев на продукты. Так что я помогал, там с деньгами на адвоката и на питание. Я просто не писал об в фейсбуке как некоторые», — сказал Усатый.
Игорь Додон
Игорь Додон в 2020 году, будучи еще президентом, тоже обещал помочь освободить Наталью Урсаки. Додон тогда раскритиковал обещание Усатого погасить долг женщины. «Я слышал, что кто-то уже пиарится, обещая оплатить ее долг, но так проблему не решить. Если она, и правда, невиновна или ее вина не такая серьезная, то я вправе подписать указ о помиловании, и я это сделаю», — заявил Додон 9 октября 2020 года в эфире программы «Президент отвечает». При этом он пояснил, что на время предвыборной гонки находится в отпуске, но может вернуться на один день к работе президента, например, для участия во встрече лидеров СНГ. И в этот же день Додон пообещал подписать указ о помиловании Урсаки. Более подробную информацию он пообещал сообщить в следующем выпуске программы.
17 октября Додон сообщил, что против Урсаки открыли несколько дел. «Я думаю, пятерым детям нужна мать», — сказал он. И добавил, что готов «в любом случае ее помиловать», но уже после предвыборной гонки. Он объяснил это тем, что дело Урсаки находится на рассмотрении в Высшей судебной палате (ВСП), и до вынесения окончательного решения президент не может подписать указ о помиловании.
При этом осенью 2020 года уже было известно, что адвокаты упустили срок обжалования приговора в ВСП, и в этой ситуации решение Апелляционной палаты (АП) Бельц стало окончательным. 18 ноября 2020 года ВСП отклонила ходатайства двух адвокатов Урсаки, подтвердив, что они упустили срок обжалования.
Адвокат Юлиан Русановский утверждает, что 2 ноября 2020 году подал Игорю Додону прошение о помиловании Натальи Урсаки, но Додон его не рассмотрел. «Его президентский мандат официально истек 23 декабря. У него было два месяца, чтобы ее помиловать, но он этого не сделал», — сказал Русановский.
А в ноябре 2021 года, когда комиссия при президенте Майе Санду отказалась помиловать Наталью Урсаки, Додон объявил сбор денег на выплату долга Урсаки (причиной отказа в помиловании комиссия назвала невыплаченный долг). «Давайте поможем этой несчастной матери пятерых детей, которая сидит в тюрьме из-за взятых в долг нескольких тысяч евро. Давайте поможем ей выплатить долг и еще раз попросим о ее помиловании, если до сих пор страданий этой женщины и особенно ее детей было недостаточно, чтобы „заслужить“ милость президента», — заявил Додон. Он открыл банковский счет на имя матери Натальи Урсаки и предложил всем неравнодушным перечислить на этот счет деньги.
Майя Санду и PAS
Не обошли вниманием историю Натальи Урсаки и в партии «Действие и солидарность» (PAS). Лейтмотивом их предвыборной кампании на досрочных парламентских выборах в июле этого года была реформа и очищение системы юстиции. Во время одного из предвыборных мероприятий вице-председатель молодежной организации PAS Алина Дандара осудила приговор, вынесенный Наталье Урсаки. «Стыдно жить в государстве, где для людей не работает правосудие, где мать пятерых детей приговаривают к тюремному сроку за то, что она не смогла вернуть долг», — заявила Дандара.
После того как комиссия при президенте Санду отказалась помиловать Урсаки, риторика PAS изменилась. Депутат от PAS и вице-председатель комиссии по вопросам помилования Анна Раку сообщила Europa Libera, что решение об отказе в помиловании комиссия из 11 человек приняла единогласно. Анна Раку отметила, что решение было сложным, но комиссии пришлось учитывать не только то, что у женщины пятеро детей, но и ее поведение при задержании, а также то, признала ли она вину и вернула ли долг. «Если мы освободим человека, который содержит пятерых детей, а он через какое-то время совершит преступление, которое причинит вред еще пяти или шести детям, то что мы будем делать в такой ситуации? Все будут кричать, что президент освободила преступника, который сделал несчастными пятерых детей», — сказала Раку. Также она отметила, что надо найти «системное решение для подобных ситуаций». Раку подчеркнула, что речь идет о законе, который облегчит положение отбывающих тюремный срок женщин, у которых есть дети.
Адвокат Юлиан Русановский 16 ноября рассказал, что Санду встретилась с ним и с матерью Натальи Урсаки. А вечером 17 ноября в телеэфире Майя Санду сказала, что комиссия представила ей неполную информацию по делу матери пятерых детей, которой она отказала в помиловании. Санду сообщила, что еще раз вернется к этому делу и до конца недели примет решение. «Любое преступление недопустимо. Но, если мы посмотрим, что эту женщину за мошенничество на сумму €8 тыс. приговорили к шести годам тюрьмы, а, например, [Илану] Шору дали семь лет, и он даже не попал в тюрьму — понятно, что тут есть вопросы к судебному решению», — отметила Санду.
Между политикой и юстицией
Комментируя ситуацию, адвокат Павел Казаку отметил, что помилование — это «юридически-политический механизм». По его словам, в истории Натальи Урсаки есть три сомнительных момента. Первый связан с тем, что после амнистии, в соответствии с Уголовным кодексом, человек в любом случае должен возместить ущерб потерпевшему. Второй касается того, что в регламенте о помиловании не указано четко, что человеку следует отказать в помиловании, если он не признал вину. По словам Павла Казаку, в одном из пунктов регламента речь идет о том, что признание вины следует «принять к сведению» во время рассмотрения прошения о помиловании. «Я считаю, что „принять к сведению“ и мотив для отказа — две абсолютно разные вещи», — отметил Казаку.
Кроме того, он напомнил, что Наталью Урсаки признали виновной в мошенничестве, потому что она не смогла вернуть деньги, взятые взаймы. «Это дело вызывает много вопросов, даже если у тебя нет знаний в области уголовного права. Уверен, что я не единственный человек, который знает о случаях, когда людей приговаривали [к тюремным срокам по делам, в которых речь идет] о гражданских отношениях. Поэтому очевидно, что Наталья не признала вину [в мошенничестве, если речь идет о возвращении денег]», — отметил Казаку.
В свою очередь адвокат Николета Хрипливый-Камински написала на своей странице в Facebook, что в регламенте о помиловании нет четких критериев, как об этом заявляют члены комиссии по вопросам помилования. Она также отметила, что в регламенте не указано, что возмещение ущерба — это обязательный критерий для помилования. При этом в регламенте отмечено, что можно учитывать «и другие обстоятельства». «То, что пятеро детей остались без мамы, может быть обстоятельством, которое учтет комиссия. Интересы ребенка в любом случае должны быть превыше всего (это предусматривает Конвенция по правам ребенка […] Следовательно, не регламент создал проблему, а его интерпретация и эмпатия, которая должна проявляться всегда, когда в процедуре помилования идет речь о таких делах», — написала адвокат.
Адвокат Натальи Урсаки Юлиан Русановский в публичном обращении на своей странице в Facebook призвал всех политиков «не использовать случай Наталии Урсаки в узких партийных интересах». «Просим, чтобы это дело оставили адвокатам […] Думаю, есть причины для ревизионной проверки этого дела, потому, что сначала прокуратура отказалась завести уголовное дело, потому что в нем речь идет о гражданских отношениях […] Потом прокуратура при сомнительных обстоятельствах пересмотрела свое решение», — подчеркнул адвокат.