Политический кризис в Молдове набирает обороты. Назначенные временной коалицией Партии социалистов и блока ACUM руководство парламента и правительство уже получили признание практически всех ключевых внешних партнеров Молдовы. Однако прежнее руководство в лице Демпартии и ее лидера Владимира Плахотнюка не торопится передавать власть. Многие просто не понимают, что происходит, и кто сегодня в Молдове власть. NM решил объяснить все что надо знать о сложившейся ситуации двоевластия.
Что произошло?
Субботним утром 8 июня депутаты блока ACUM и Партии социалистов подписали соглашение о сотрудничестве. Почти для всех это стало неожиданностью: еще накануне вечером по итогам заседания республиканского совета ПСРМ Игорь Додон говорил, что договориться не удалось, и, скорее всего, будут досрочные выборы.
После этого, однако, социалисты и представители ACUM собрались в парламенте и в кратчайшие сроки договорились. Далее события развивались стремительно. После заключения соглашения о сотрудничестве было созвано экстренное заседание парламента. Депутаты избрали спикером председателя ПСРМ Зинаиду Гречаную и сформировали руководящие органы.
Затем, в соответствии с соглашением, президент Игорь Додон выдвинул лидера партии «Действие и солидарность» Майю Санду кандидатом в премьеры. После короткой паузы депутаты выразили вотум доверия новому правительству, состав и программа которого, судя по всему, были подготовлены заранее. Вечером того же дня новое правительство во главе с Майей Санду принесло присягу.
«Диктатор пал, — поспешила объявить в выступлении перед депутатами Санду. — С сегодняшнего дня олигархический режим в оппозиции».
Как отреагировала Демпартия?
Демпартия во главе с Владимиром Плахотнюком сочла действия Партии социалистов и блока ACUM попыткой узурпировать власть в стране, а Игоря Додона даже обвинили в «предательстве родины». Экс-спикер парламента Андриан Канду сообщил, что Демпартия обратится в Конституционный суд, так как считает избрание спикера незаконным.
Спустя всего час Конституционный суд Молдовы признал неконституционным избрание Зинаиды Гречаной председателем парламента. Также в суде заранее признали незаконными все документы, которые в будущем примет нынешний состав парламента Молдовы. Дело в том, что судьи КС посчитали, что законные сроки, отведенные на формирование правительства, истекли 7 июня, и что после этого Игорь Додон обязан был распустить парламент.
Утром 9 июня Конституционный суд временно отстранил президента Игоря Додона от должности. Полномочия передали экс-премьеру Павлу Филипу, чтобы он вместо Додона распустил парламент.
Филип обратился в КС, чтобы «определить обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента Х созыва», и подписал указ. На следующий день он был опубликован в Monitorul Oficial. Но уже 11 июня президент Додон отменил указ Филипа.
Парламент тем временем утвердил декларацию об узурпации власти Демпартией. В документе отмечена и роль Конституционного суда в этом процессе. А его последние решения новая власть не признает.
На сомнительные решения КС обратили внимание и внешние партнеры. Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд попросил Венецианскую комиссию срочно дать оценку последним решениям молдавского Конституционного суда, в том числе, о роспуске действующего парламента.
Тем временем в Кишиневе у госучреждений появились палаточные мини-городки и люди, утверждающие, что пришли туда из-за «гражданского долга», чтобы «защитить» народ от новой власти. Среди них, впрочем, то и дело можно заметить видных сторонников Демпартии, а за день дежурства у административных зданий, по разным данным, активистам платят от 500 леев до 50 евро.
Кто прав по закону?
Эксперт в области конституционного права Александр Арсение в беседе с NM объяснил, что высший орган власти в Молдове — парламент. А Конституционный суд должен следить за соблюдением Конституции парламентом и сам соблюдать эту Конституцию.
Нынешний созыв парламента, по словам эксперта, «родился» 21 марта 2019 года — в тот день, когда он был созван и председатель Конституционного суда зачитал доклад, в котором признал парламент легитимным. С этого дня началась деятельность парламента, были сформированы фракции, все происходило в соответствии с регламентом.
«Следующий этап в работе парламента — избрание председателя. Тут при многопартийной системе всегда возникает много споров и вопросов. Поэтому парламенту и дается на это три месяца со дня его образования. Этот процесс у нас завершился 8 июня», — объясняет Арсение. Он подчеркнул, что все произошло в пределах законных трех месяцев со «дня рождения» парламента.
Эксперт обратил внимание на то, что роспуск парламента — это право президента, а не обязанность. И назвал действующий парламент легитимным.
По его словам, даже если бы парламент не избрал председателя в срок, президент мог бы созвать все фракции, выяснить причины неизбрания и дать парламенту дополнительное время. «Президент должен изучить все обстоятельства. Затем обратиться в КС, который должен проверить обстоятельства роспуска, подчеркиваю — проверить», — сказал Арсение.
Он отметил, что никаких прав для Конституционного суда закон больше не предусматривает. «Все очень четко. Они не могут распустить парламент, не могут снять с должности президента, не могут значить исполняющего обязанности президента. Такое даже в тундре не происходит», — заявил эксперт.
Он отметил, что действия КС противоречат Конституции.
Какое правительство признают внешние партнеры?
Новое правительство Молдовы во главе с Санду признали практически все ключевые партнеры Молдовы.
Высокий представитель Европейского союза (ЕС) Федерика Могерини и Комиссар ЕС по политике расширения и добрососедства Йоханнес Хан в сообщении для СМИ отметили, что ЕС «принял к сведению решения, принятые молдавским парламентом, в том числе, и о формировании правящей коалиции».
«Европейский союз готов работать с законным демократическим правительством на основании взаимной приверженности реформам и базовым принципам, прописанным в Соглашении об Ассоциации», — говорилось в сообщении Могерини и Хана.
В МИД России заявили, что в Москве «настроены на совместную работу с демократически избранными органами власти Молдовы по восстановлению взаимовыгодных российско-молдавских связей в различных сферах».
В сообщении Генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда, размещенном на сайте совета 9 июня, говорится, что, по мнению Совета Европы, «Политические проблемы должны обсуждать и решать в парламенте демократически избранные представители страны».
В тот же день, Ягланд попросил Венецианскую Комиссию дать «срочную» оценку последним решениям в Молдове. «Последние решения КС сложно понять, похоже, что в свете Конституции и международного права они произвольны», — написал генсек Совета Европы.
Вечером 10 июня в поддержку парламента и нового правительства Молдовы выступили сразу пять стран ЕС — Франция, Германия, Великобритания, Польша и Швеция. К ним добавились Швейцария, Румыния, Литва, Финляндия и другие.
В Госдепе США заявили, что «парламентские выборы 24 февраля были конкурентными и проходили в соответствии с основными правилами». «Волю молдавского народа, выраженную на этих выборах, необходимо соблюдать без вмешательства», — отметили в Вашингтоне и призвали партии решать все противоречия в рамках диалога.
Какое правительство признают в Молдове?
Майя Санду после волны заявлений внешних партнеров сказала, что «Европейский Союз официально признал легитимное правительство» и призвала старое правительство мирно передать власть.
Президент Игорь Додон рассказал, что 10 июня созвал всех послов и представителей дипмиссий в Кишиневе, с которыми обсудил ситуацию в стране. По словам Додона, они признали новое правительство Майи Санду и одобряют коалицию ПСРМ и ACUM.
Демпартию это не убедило. Вице-председатель ДПМ Андриан Канду на брифинге 10 июня заявил, что «все заявления зарубежных партнеров содержат одно общее: необходимость соблюдать закон. Закон у нас — это Конституция и решения Конституционного суда, и мы должны их соблюдать, нравится нам это или нет».
10 июня правительство Майи Санду собралось на заседание в здании парламента. Здание правительства по-прежнему окружает палаточный городок и десятки вооруженных полицейских.
Новые министры пока не предпринимали попыток попасть в здание правительства. Экс-премьер Павел Филип тем временем провел заседание с прежними министрами, госсекретарями, руководителями агентств и госинститутов, чтобы обсудить работу в сложившейся политической ситуации.
«Существует Конституция и законы страны, которыми мы руководствуемся в нашей деятельности. Госинституты будут работать в нормальном режиме, так, чтобы граждане не страдали от этого тупика, который можно преодолеть путем диалога политических сил», — написал Филип в Facebook.
Вице-председатель Демпартии Андриан Канду на брифинге отметил, что Филип провел не заседание правительства, а обычное рабочее заседание. «Я не думаю, что это было заседание правительства. Это их внутреннее организационное заседание, которое у них бывает каждый день, каждый час. Заседания правительства, насколько мне известно, проходят в среду, вы получаете сообщения об этом», — сказал Канду журналистам.
Такое в Молдове уже было?
Эксперт в области Конституционного права Александр Арсение отметил, что подобного в истории современной Молдовы не было.
«Мы побили все рекорды в отрицательном смысле. Это доказывает, что [Демократическая] партия, которая остается в оппозиции, никак не может смириться с тем, что теряет власть», — сказал эксперт.
Кому подчиняются госинституты?
По ситуации на 11 июня, как выяснил NM, министерства работают в штатном режиме, но подчиняются только членам прежнего кабмина Филипа. Спикер парламента Зинаида Гречаная, в свою очередь, рассказала, что секретариат парламента вышел на работу и подчиняется новому руководству.
В министерстве экономики и инфраструктуры NM сообщили, что работают в штатном режиме. На вопрос NM, кто сейчас министр экономики, в пресс-службе ответили, что Кирилл Габурич.
Такой же ответ NM получил в пресс-службе министерства финансов. «Министерство работает в обычном режиме. [Министр] господин Ион Кику», — сказали в минфине.
В министерстве сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды NM сообщили, что ведомство тоже работает в штатном режиме. Продолжают работать и агентства, подведомственные министерству. В пресс-службе минсельхоза добавили, что подчиняются закону, согласно которому министр сейчас —Николай Чубук.
Сколько это может продолжаться?
Экс-глава госканцелярии при правительстве Стрельца Сергей Палихович в комментарии NM отметил, что при таких политических условиях госучреждения не смогут долго эффективно работать. Он отметил, что необходимо учитывать обе стороны взаимоотношений госинститутов — внутреннюю и внешнюю (связи с партнерами по развитию).
«Любое ведомство и агентство состоит в каких-то международных организациях, комитетах и структурах. И если у них не финансовые, то экспертные отношения. И если эти ведомства подчиняются старому правительству, а внешние партнеры старое правительство не признают, то никаких внешних взаимоотношений не будет», — считает Палихович.
При этом, по его словам, если зарубежные партнеры будут признавать старое правительство, проблем в работе госучреждений не будет.
Он обратил внимание на то, что во внутренних взаимоотношениях в работе нижнего звена исполнительной власти проблем быть не должно, но, чем выше по цепочке, тем ситуация хуже.
«Если новое правительство будет смещать людей с постов, а они будут продолжать работу, то, если новое правительство останется во власти, им придется отвечать перед законом. Ведь их действия можно будет расценить как превышение служебных полномочий», — считает Палихович.
По его мнению, у тех, кто занимает высокие посты, есть определенные трудности: «они сейчас пушечное мясо», и это необходимо учитывать.
Такое бывало в других странах?
Да, бывало. Например, в России после Февральской революции 1917 года. Но это дела давно минувшие. Из более свежих примеров — политический кризис в Венесуэле, который длится уже около четырех месяцев.
В мае 2018 года Николаса Мадуро переизбрали президентом на второй срок на выборах, которые лидеры многих стран отказались признавать. Мадуро поздравили с победой Россия, Сальвадор, Куба и Китай.
Мадуро принес присягу 10 января 2019 года. Все время между выборами и инаугурацией оппозиция призывала Мадуро уйти. Глава Национального собрания Венесуэлы (парламент) Хуан Гуайдо обвинил Мадуро в узурпации власти и заявил, что, всоответствии с Конституцией, как глава Национального собрания он должен вмешаться в ситуацию.
23 января Гуайдо объявил себя временным президентом. США и более 50 других стран признали Гуайдо законным лидером Венесуэлы, Мадуро считают законным президентом Россия и Китай. Сейчас в Венесуэле все еще два президента.