За время пандемии в Молдове кафе, ресторанам и отелям пришлось уволить почти половину персонала. Из-за карантинных ограничений доходы общепита снизились на 40%. Чтобы выжить, представители HoReCa требуют от государства или финансовой поддержки, или снятия части этих ограничений. Эпидемиологи настаивают на том, что сейчас нельзя рисковать и ослаблять запреты. При этом депутаты признают, что денег пока нет. NM рассказывает, нашли ли стороны компромисс на слушаниях в парламентской комиссии, и сколько кафе и ресторанов останется в стране к середине весны.
На что жалуетесь?
С начала пандемии сектор общественного питания в Молдове потерял 45% работников, а торговый оборот кафе и ресторанов, по данным минэкономики, снизился на 40%. Но сейчас многие заведения общепита и вовсе на грани банкротства — пострадали более 80% заведений.
На слушаниях 23 февраля в парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам, посвященным проблемам HoReCa, представители отрасли заявили, что положение продолжает ухудшаться, и надо срочно что-то решать.
Глава Ассоциации заведений общественного питания Măr Анета Засавицки подчеркнула, что в 2020 потери отрасли составили 50%, а за почти четыре месяца этого года, когда ограничили время работы ресторанов до 22.00 — еще 30%.
«Расходы выше, чем доходы. Люди уходят. Трудовой кодекс не защищает ни персонал, ни работодателей. А у государства нет никакой ответственности ни за одних, ни за других», — пожаловалась Засавицки.
Она добавила, что невозможно платить те же налоги, нести те же расходы, но при этом не получать прежних доходов.
По словам главы ассоциации, в Молдове нет никакого баланса между господдержкой и введенными ограничениями. Государство не дает даже отсрочку по уплате аренды принадлежащих ему помещений», — возмутилась Засавицки.
Большие сложности у ресторанов и с тем, чтобы взять кредит, добавила она, и уже летом банки начали отказывать общепиту в кредитовании, потому что они находятся в зоне высокого риска.
Вот основные требования HoReCa:
— Приостановить уплату всех видов налогов.
— За технический простой должно платить государство, а не работодатель, так как предприятия простаивают не по его воле.
— Упростить доступ к кредитам.
— Организовать систему грантов, как в Румынии, где компании могли получить до 20% от потерь.
— Ввести мораторий на контроль.
— Отложить применение нововведений, которые касаются запрета на пластик и требований установить станции внутренней очистки.
— Ввести нулевой налог на прибыль для разных категорий бенефициаров.
— Отменить уплату медицинской страховки для студентов, которые устраиваются на работу в общепит.
По cловам ресторатора Думитру Чеботареску (cовладелец сетей Star Kebab, Trattoria della nonna, MuzCafe, Don Taco, Pensiunea della nonna), нужно срочно установить нормальное сотрудничество с Агентством общественного здоровья. «Мы хотим, чтобы нас услышали, а не говорили „адио!“» — подчеркнул Чеботареску.
Он предложил более гибко вводить и отменять ограничения, чтобы у разных секторов: транспортников, торговли, общепита и т.д. — было время немного восстановиться.
«Дайте нам месяц подышать нормально, отмените часть ограничений. В ресторанах и кафе не было массовых очагов заражения среди гостей и персонала, — возмущался Чеботареску. — Что, после 22 часов вирус просыпается?»
Соучредитель ресторана SmokeHouse Влад Шулянский заверил депутатов и чиновников, присутствовавших на слушаниях, что бизнесмены не думают сейчас о заработке, а о том, чтобы выжить. «Я потратил все запасы и ресурсы, взял кредиты. Понимаю, что у государства нет денег. Но важна перспектива! Можно взять еще кредит, но для чего? Получается, шесть лет работы и несколько миллионов леев выплаченных налогов никому не нужны.
На сложное положение пожаловался и учредитель сети ресторанов Draft Василе Лунгу. По его словам, из 600 работников осталось 500, а на днях еще 15 человек написали заявления. «Партнеры, арендодатели становятся агрессивными. Зато в 10 вечера у заведений уже стоят полицейские с проверками», — рассказал Лунгу.
Альтернативы нет?
И.о. министра здравоохранения Татьяна Затык поблагодарила рестораторов за терпение и интеллигентность.
«Я очень вас понимаю, понимаю, как все сейчас тяжело. Но вы поймите и нас», — начала Затык.
Она рассказала об эпидемиологической ситуации, которая была в Молдове в декабре, о том, почему ввели ограничения, о том, что было в январе, и к чему пришли сейчас.
«Ситуация опасная. Поэтому нужны ограничения. Невозможно по-другому», — подчеркнул и.о. главы минздрава.
Она добавила, что многое зависит от самих людей, которые, к сожалению, по ее словам, не соблюдают правила, не носят правильно маску и не соблюдают дистанцию. «Если бы все соблюдали, были ответственными, может, не пришлось бы вводить ограничения», — заключила Затык.
И.о. директора Агентства общественного здоровья Василе Гуштюк сразу заявил представителям HoReCa, что они не самые пострадавшие. Он, как и Затык, говорил о том, что люди слишком расслабились, особенно отметив транспортников, которые не дезинфицируют машины на конечных остановках, не везде есть дезинфекторы, водителей не проверяют, нет термометрии и т.д.
Гуштюк напомнил о том, что большинство граждан переноcят COVID-19 бессимптомно или с легкими симптомами, продолжая при этом ходить по гостям, кафе и ресторанам.
«Поэтому и нужны ограничения», — подчеркнул эпидемиолог.
По его словам, при красном коде, который действует до сих пор в Кишиневе, ВОЗ рекомендует вообще приостанавливать полностью почти всю торговую деятельность, в том числе работу общепита. «Но мы учитываем экономическую ситуацию, поэтому не закрываем вас полностью», — добавил Гуштюк.
На настойчивые вопросы о 22.00 и.о. главы агентства сказал, что причина ограничения по времени очевидна: «После 10 вечера посетители ведут себя по-другому, не соблюдают требования, расслабляются. Вы и сами это видите. Мы разрешили после 22 навынос. Как врачи мы лишь хотим прервать цепочку передачи вируса от человека к человеку».
По его словам, HoReCa нужна помощь государства, потому что, с медицинской точки зрения, другой альтернативы, кроме ограничений, нет.
Денег нет, но вы держитесь?
Вице-председатель экономической комиссии Петр Бурдужа сразу предупредил рестораторов, что в ближайшее время денег им не видать, потому что любые поправки в бюджет, выплату компенсаций и т.д. должен одобрить полностью функциональный кабинет министров, которого сейчас нет.
Депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA), ставшая инициатором слушаний, Стела Макарь говорила не только о проблемах HoReCa, но и о безответственности некоторых заведений общепита. «В минувшее воскресенье я была в разных заведениях, в 15% из них не соблюдают ограничения, нет термометров, в помещении кафе находятся более 100 человек, нет масок или дезинфектантов», — рассказала Макарь.
По ее словам, возможно, некоторые договариваются с контролерами, не соблюдают меры, а страдает система здравоохранения. «Мы ищем виноватых, но сами не соблюдаем правила», — подчеркнула Макарь.
Депутат от партии «Действие и солидарность» Думитру Алайба также затронул тему выборочных проверок, потому что, по его сведениям, некоторые рестораны, расположенные недалеко от парламента, работают до часу ночи, и никто их не проверяет.
Наказаний не так много
Полицейский, в свою очередь, пояснил, что полиция не может проверить все места.
При этом он согласился, что в заведениях общепита проверок было много, и это давит психологически.
По данным полиции, только за два месяца этого года провели 8300 проверок. При этом наказали всего 18 администраторов, 48 сотрудников кафе и ресторанов и 140 посетителей.
Представитель МВД добавил, что более 80% заведений общепита соблюдают все требования.
В отношении времени ограничения работы ресторана он отметил, что 22 часа — это международная норма, которая действует и во Франции, и в Германии, и в Украине, потому что после этого обычный ужин превращается в развлечение и несоблюдение правил.
В то же время полиция готова обсудить время работы кафе и ресторанов, например, сдвинуть его на час: или 6.00, или до 23.00.
Все в одной лодке
Представитель министерства экономики сравнил сложившуюся ситуацию с лодкой, в которой все находятся вместе, поэтому предложил сообща решать проблемы.
Он объяснил, что HoReCa и туризм — самые пострадавшие отрасли, потому что их деятельность связана с тесным контактом с клиентами или с передвижениями. И то, и другое ограничены.
Чиновник привел в пример данные исследования, которое проводили в конце осени прошлого года. Они показали, что к середине весны в Молдове останется работать треть заведений общепита.
«У нас были амбициозные предложения поддержки, но мы исходили из финансовых возможностей. Сейчас работают как минимум четыре программы поддержки бизнеса: гарантирование кредитов, цифровизация бизнеса, стартапы и улучшение взаимодействия с окружающей средой. Будут еще две, в том числе „Второй шанс“ для компаний, которые находятся на грани банкротства», — рассказал чиновник.
По его словам, надо срочно изменить Трудовой кодекс и улучшить сотрудничество бизнеса с Нацкомиссией общественного здоровья, которая принимает решения об ограничениях, потому что предприниматели часто не знают, к кому из комиссии обратиться за разъяснениями того или иного пункта.
***
По итогам трехчасовых слушаний депутаты приняли требования HoReCa и предложили в течение пяти дней дополнить их уточнениями. Кроме того, через некоторое время проведут повторные слушания, уже с участием транспортников. Также пообещали передать профильной ассоциации контакты представителя секретариата комиссии, который сможет разъяснять принятые ею решения.