Познакомиться с гагаузской культурой можно разными способами: посетить национальный праздник, например, Хедерлез или Касым, или отправиться в путешествие по гагаузским достопримечательностям – это и различные винодельни, и прекрасные степные ландшафты. В таких путешествиях невольно замечаешь признаки именно гагаузской культуры, начиная с фасада сельских домов, заканчивая случайными знакомствами с очень гостеприимными местными жителями. Конечно, такое путешествие позволит соприкоснуться с Гагаузией, но, если есть желание познакомиться с культурой поглубже, поближе узнать и понять регион, самый лучший вариант – зайти в гагаузский музей.
В Гагаузии их много, и все они интересны по-своему. В этом материале мы расскажем о самом первом и самом большом и по размеру, и по значимости гагаузском музее. Несомненно, это „Национальный Гагаузский историко-этнографический музей имени Дмитрия Карачобана”, расположенный в Бешалме.
Дмитрий Карачобан – первопроходец
Во многом существование гагаузских музеев, не только Бешалминского, стало возможным благодаря одному одаренному человеку – Дмитрию Карачобану. Он родился в 1933 году в Бешалме в бедной крестьянской семье. Юношей уехал из родного края и поступил в Харьковский строительный техникум, а после этого отправился служить в армии на Дальний Восток. Он работал учителем и библиотекарем, учился в художественном училище. В 1959 году поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве, став, таким образом, первым профессиональным гагаузским писателем. И в этом же году его стихи были опубликованы в сборнике «Буджактан сесляр» («Буджакские голоса»), открывшим эпоху профессиональной гагаузской литературы.
Вернувшись на родину, он начал собирать этнографические материалы о своем народе. Карачобан был гением и владел различными видами искусств: он занимался скульптурой, живописью, писал стихи, снимал документальное кино. Он очень тонко чувствовал людей и время, в котором жил. Занимаясь параллельно разными видами творчества, он очень обеспокоился тем, что гагаузов мало, и этот уникальный народ с интересной историей может исчезнуть, если ничего не предпринимать.
Чтобы этого не произошло, он решил создать первый в мире историко-этнографический музей гагаузов. До этого, несомненно, были маленькие музеи в школах – учителя истории собирали материалы, но в 1966 году распахнул свои двери музей в Бешалме, став тем самым первым организованным большим музеем в Гагаузии. Конечно, это случилось не в один момент и было очень непростым делом. Дмитрий Карачобан очень тщательно изучил музейное дело, он подошел к этому вопросу со всей серьезностью. В то время он был знаком с Людмилой Александровной Покровской – тюркологом, востоковедом, доктором филологических наук, профессором, исследователем языка и культуры гагаузов. Они всячески помогали друг другу в своей деятельности.
Дмитрий Карачобан сам составил проект большого музея. Когда были подняты стены и крыша, он, забыв себя, семью и все остальное, весь ушел в музей. Однажды он поднялся на чердак и сказал: „Я так счастлив, что мне кажется, что, если я сейчас спрыгну, то не упаду, а полечу”.
Его мечта о том, чтобы в этих залах были туристы со всех концов света, чтобы в Бешалме звучали языки со всего мира, чтобы о гагаузах узнал весь мир, сбылась.
Дмитрий Карачобан не только собирал экспонаты сам, но и вдохновлял на это других. Люди из соседних сел стали привозить ему экспонаты несмотря на отсутствие транспорта. Он занимался сложным для того времени занятием – вел переписку с европейскими учеными, писал болгарам и полякам, ему тоже стали приходить письма, появился интерес у научного сообщества.
Его очень вдохновляли труды Валентина Машкова – российского ученого-этнографа, генерал-лейтенанта, члена-сотрудника Императорского Русского географического общества. Он переснимал на фотопленку его книги, целые тома, чтобы они остались в музее.
Дмитрий Карачобан был очень требователен к себе. Он мог работать над каким-то произведением годами, а потом за какие-то 5 минут его уничтожить, потому что посмотрел на свой труд новым, более зрелым взглядом. Важную роль по сохранению его трудов, картин и скульптур сыграла его жена Зинаида. Когда она видела, что он уже что-то откладывает чтобы уничтожить, она прятала произведение в старую печку и в углу на чердаке.
За свою жизнь он снял много фильмов, которые сейчас можно увидеть только в музее. Чаще всего показывают его документальную работу о свадебных обрядах гагаузов. И хотя фильм длится только 12 минут, на его создание ушло 5 лет. В наше время компактных цифровых камер сложно даже представить, насколько титанический труд проделал Дмитрий Карачобан. В 60-е годы снимали на пленку, камеры были громоздкими и тяжелыми. Ему приходилось пешком нести на себе все оборудование через Ялпуг в Конгаз, где он собирал материал.
Как только слышал, что где-то свадьба, сразу же отправлялся туда. Нередко люди не были этому рады и не разрешали снимать. Считалось, что, если кто-то вмешивается в обряды, это может привести к беде. Люди очень трепетно относились к своим обычаям и не хотели посторонних. Со свадеб он возвращался голодный и уставший, но счастливый: „Как подумаю, какую ценность я несу! Во что превратится этот труд”!
Дмитрий Карачобан посвятил музею всю душу. Он оказывал огромное влияние на людей вокруг, и сам относился к каждому человеку, будь то пастух или начальник, как к уникальному явлению. Он говорил, что каждая душа – это целый мир, только заговори с человеком. После встречи с ним человек окрылялся и чувствовал свою значимость в этом мире. Люди постоянно приходили в музей побеседовать с ним.
В 1986 году Дмитрия Карачобана не стало. Он прожил яркую жизнь, его наследие – это неоценимый вклад в сохранение и развитие гагаузской культуры и гагаузской идентичности. Есть люди, смотрящие далеко в будущее, чувствующие время, реагирующие на него. Именно таким человеком был Дмитрий Карачобан. Он задал тренд на сохранение гагаузов как этнической группы, после чего в разных городах и селах Гагаузии стали появляться музеи. Любой историко-этнографический музей – это возможность взглянуть в свое или чужое прошлое, без которого не может быть и будущего.
Музей сейчас
Музей им. Карачобана расположен в самом центре Бешалмы, буквально в нескольких метрах от церкви, поэтому его очень легко найти. Если его обойти, открывается широкая панорама на долину реки Ялпуг, которая тянется из села Ялпуг на севере, и впадает в озеро Ялпуг в Украине. Если посмотреть в обратную сторону, на вершину холма, можно заметить сохранившуюся еще с 1930-х годов ветряную мельницу – это еще одна достопримечательность Бешалмы. У фасада музея установлен памятник Карачобану.
Всех посетителей музея, которые предупредили о своем визите заранее, встречают по местному обычаю на пороге с хлебом и солью. Если вы приехали в Бешалму летом, когда очень жарко, вам будет особенно приятно оказаться в уютной прохладе гагаузского дома. Вашему вниманию предстанут 4 больших зала и конференц-зал, в котором вы сможете посмотреть документальные фильмы.
В каждом зале представлены экспонаты по определенной теме. Так, в первом зале собраны артефакты, рассказывающие историю происхождения гагаузов. Это сохранившиеся документы, книги, орудия труда. Второй зал – зал этнографии. В нем воссоздано гагаузское подворье – бытовая утварь, традиции и скульптуры. Кстати, несмотря на то, что это второй зал, человек попадает сюда сразу, войдя через входную дверь музея. Третий и четвертый залы рассказывает о войне, голоде и образовании Гагаузии, о возникновении и образовании гагаузского алфавита и письменности. В музее рассказывается о творческой деятельности местных поэтов, писателей и художников, их работы можно увидеть в четвертом зале. И конечно, в музее можно увидеть картины и скульптуры Дмитрия Карачобана. Пятый зал – конференц-зал, в котором демонстрируют фильмы. Кроме фильмов, здесь собрана экспозиция из артефактов, рассказывающих о традициях и обычаях, о периоде шаманизма, о старинных праздниках, которые люди отмечали несколько веков назад. Всего в музее собрано около 20 тысяч экспонатов, рассказывающих о различных периодах и значимых событиях в истории Гагаузии.
Музей спроектирован так, что посетитель делает круг от первого зала к пятому, и покидая пятый зал, попадает в коридор, с которого все начиналось. Обычно экскурсия длится около часа, но кажется, что вы только что вернулись из увлекательнейшего путешествия.
Почему музеи – это важно?
Музей Карачобана очень популярен. В этих стенах побывали туристы со всех континентов Земли, но что не менее важно, музей интересен не только иностранным туристам. Его посещают люди со всей Гагаузии, сюда привозят школьников на экскурсии, в этот музей стремятся и взрослые гагаузы, которые еще не успели в нем побывать. О том, почему так важен этот музей, мы поговорили с Марией Ивановной Капаклы, научным сотрудником музея им. Карачобана.
„Часто говорят, что это Бешалминский музей, но это далеко не так. Это национальный гагаузский историко-этнографический музей имени Дмитрия Карачобана. Конечно, если в каком-то населенном пункте имеется культурный центр такого уровня, с таким богатым материалом, это имеет огромное значение. K нам приезжают гости со всех концов света, они хотят посмотреть, как живут наши люди. Туристов приглашают в дома местных жителей, где гости снимают, как гагаузы трудятся, как отдыхают во время праздников. Все это потом расходится на весь мир”, Мария Ивановна Капаклы.
В конце XIX и начале XX века в Бешалме работал Валентин Машков. Он составлял словари и наречия гагаузов, все материалы собирались здесь. Если люди хотят узнать, кто такие гагаузы, они приезжают в Бешалму”.
„Сюда приезжают студенты для подготовки дипломных работ, ученые для сбора материалов для своих научных статей. У нас проходят научные конференции. У нас работает дочь Дмитрия Карачобана Людмила Дмитриевна Карачобан-Марин. Если она узнает, что где-то есть какой-то научный труд, какой-то ценный для нас экспонат, она сделает все возможное, чтобы обязательно пополнить коллекцию музея. Каждый сотрудник должен принести в музей 10 экспонатов в год. Приносят экспонаты и местные жители, особенно пожилые люди, у них в домах нередко есть много интересных вещей. Мы их фотографируем, берем данные, и пополняем коллекцию”.
„К нам приезжают туристы со всего мира. В прошлом году было затишье, но даже тем летом люди находили возможность приехать и посетить наш музей. В основном из Кишинева и севера Молдовы. Мы даже больше узнали друг о друге – молдавский народ и гагаузский. Оказывается, у нас, очень много общего, например, у нас есть праздник Пипируда, а у молдаван Папаруда. Есть некоторые различия в том, как мы их празднуем, но совсем небольшие”.
„У нас были баурчинские гагаузы. Они живут в Москве, и говорят: “Нас так далеко от родины мучает вопрос – мы не знаем, кто мы. Мы себя не знаем”. Они поставили себе цель, что как только приедут в Гагаузию, первым делом посетят наш музей. Они остались очень довольны и сказали, что еще обязательно вернутся. У них даже образ жизни немного поменялся, потому что они живут среди людей другой культуры, но мы в музее задели самое важное – их гагаузость”.
„Мы чувствуем, что музей нужен. Он сплачивает весь народ. Куда бы наши люди не уезжали, они все равно стремятся вернуться домой и побывать в нашем музее хоть раз, как паломники”.
Партнерский материал