В Кишиневе 8 марта прошел Марш солидарности. В нем участвовали гражданские активисты, феминисты, журналисты, политики. Они требовали ратифицировать Стамбульскую конвенцию: документ предполагает введение законов и мер для защиты женщин от насилия в семье. Горожане по-разному реагировали на шествие: одни доброжелательно приветствовали, другие — судорожно крестились или сетовали на то, «куда катится Молдова». Как это было — в репортаже корреспондента NM Надежды Копту.
«Мальчики тоже плачут»
Акция стартовала перед торговым центром UNIC. К 13.00 там собралось несколько сотен человек. Некоторые участвовали в акции семьями, прихватив на марш и домашних питомцев. «Мы — внучки тех ведьм, которых вы не сожгли», «Уважай ее не только 8 марта», «Цветы не помогут», «Это серьезно: даже интроверты и интровертки здесь» — с такими плакатами участники акции прошли маршем по центру города.
От торгового центра участники марша шли по бульвару Штефана чел Маре под звуки барабанов OccupyGuguță. Колонна растянулась практически на целый квартал. Впереди шла феминистка Алина Андронаке с маленьким сыном, который нес плакат: «Мальчики тоже плачут». Следом шли 15 девушек, одетые в красные мантии и белые чепцы, как героини сериала «Рассказ служанки». (В сериале действие происходит в тоталитарном государстве будущего, в котором женщин лишили всех прав, оставив им только детородную функцию).
В акции приняли участие и депутаты Дойна Герман, Дмитрий Алайба, Игорь Гросу, Дан Перчун и Михай Попшой.
На марш также пришли адвокаты Татьяна Кебак и Виорика Греку, представители Совета по равенству Ян Фельдман и Евгений Александрович Голощапов, представители GENDERDOC-M Анастасия Данилова и Анжелика Фролова.
Председатель Национального совета молодежи Молдовы Николай Келеш шел с плакатом, на котором на гагаузском языке было написано: «У всех нас равные права. Конвенцию не принимают наполовину!»
«Это лесбиянки? Лесбиянки, да?»
Первая остановка марширующих была у Генпрокуратуры. Повернувшись лицом к зданию, они скандировали: «Хотим и цветы, и равные шансы».
Некоторые участники акции шли, пританцовывая. Девушка с большим плакатом с надписью: «Я не машина для производства детей» танцевала почти всю дорогу.
Прохожие по-разному реагировали на шествие. Кто-то кричал вдогонку «Браво!», кто-то грустно вздыхал и говорил: «Ах, наша Молдова, что же с ней такое?». Одна пожилая женщина, окинув взглядом протестовавших, перекрестилась.
Многие останавливались, чтобы снять происходящее на телефоны. Снимали и из распахнутых окон. Один из мужчин оживленно спрашивал своего собеседника: «А это лесбиянки? Лесбиянки, да?»
Вторая остановка — напротив здания министерства внутренних дел. «Равные права, равные шансы» — скандировали у МВД участники акции.
Перед мэрией марширующие скандировали: «Сам убирай со стола! Готовь еду, мой посуду». Женщины, торговавшие напротив мэрии цветами и мэрцишорами, отошли от своих прилавков, чтобы лучше разглядеть марширующих.
У здания правительства колонна снова остановилась. Там марширующие кричали: «Это интервенция, ратифицируйте конвенцию!»
«Это что за люди? Не понимаю я этих», — сказал своему товарищу наблюдавший за происходящим мужчина.
«Разве женщина может позволить себе три года сидеть в декрете?!»
У здания парламента участники акции потребовали ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Алина Андронаке также потребовала принять восемь пакетов законов, которые защищают права женщин.
По ее словам, в 2019 году годовая разница между зарплатами мужчин и женщин составила 14,4% (36 рабочих дней). Из-за этого феномена, уточнила она, женщины за год потеряли в среднем около 14,4 тыс. леев. Кроме того, добавила Андронаке, в Молдове до сих пор существует дискриминация при начислении пенсий. По ее словам, в 2019 году пенсионерки в Молдове в среднем не дополучили около 5 тыс. леев. Она подчеркнула, что в Кишиневе разница в пенсиях еще выше и достигает 11,4 тыс леев.
Еще одна важная проблема, по словам Андронаке, — отсутствие в Молдове государственных яслей. «Сколько семей позволяют себе платить по 4 тыс. леев за ясли? Разве женщина может позволить себе три года сидеть в декрете?!» — спросила Андронаке.
После этого марширующие снова скандировали: «Остановите сексизм, ратифицируйте конвенцию».
«Дорогие женщины, следите за огнем в печи и не дергайтесь»
Затем участники акции повернулись лицом к зданию администрации президента. Активист OccupyGuguță Виталий Спрынчанэ возмутился поздравлениями, которые Игорь Додон направил женщинам. Спрынчанэ зачитал цитату, которая, по его словам, показывает отношение президента к женщинам: «Дорогие женщины, вы охраняете тепло семейного очага, заботитесь о родных и близких, вы вдохновляете и побуждаете мужчин делать великие вещи».
«Дорогой президент, женщины делают великие вещи каждый день, а не только побуждают мужчин делать великие вещи. Твое поздравление звучало, как призыв: дорогие женщины, сидите дома, следите за огнем в печи и не дергайтесь», — сказал Спрынчанэ. Он подчеркнул, что женщины сами могут выбирать «быть семейными или нет, быть мамами или нет, быть президентами или нет».
Затем он призвал марширующих перебросить поздравительные открытки через забор. Собравшиеся были в замешательстве, тогда Спрынчанэ уточнил: «Мы уже бросали туда бумажные самолеты, это безопасно». «Да тут и индюков бросали», — вспомнила одна из участниц. В итоге протестующие решились отправить президенту через забор несколько открыток.
«Господин Додон, готовь еду, мой посуду!» — скандировали они.
«Мое тело — мое дело!»
Следующей остановкой стал суд сектора Центр, где участники акции скандировали: «С мизогинной юстицией всегда виновата женщина».
У медицинского университета марширующие кричали: «Мое тело — мое дело!». Они напомнили, что в августе 2018 года сотрудницы кафедры эпидемиологии Государственного университета медицины и фармации Алена Настас и Лидия Крачав рассказали журналистам о сексуальных домогательствах своего начальника Виорела Присакаря.
6 сентября 2019 суд сектора Буюканы признал эти обвинения ложными и присудил выплатить профессору 30 тыс. леев морального ущерба. Активистки считают, что руководство университета толерантно относилось к домогательствам и в какой-то степени поддерживало их.
«Конечной» остановка марша стал Дендрарий. Перед входом в парк Татьяна Кебак рассказала о вреде виктимблейминга. Акция завершилась пикником в парке.
Основные требования протестовавших:
- принять закон для борьбы с сексуальными домогательствами;
- утвердить пакет законов, который предусматривает реформу системы оплаты декретных отпусков, чтобы и отцы были заинтересованы в этом;
- внести в закон «Об обеспечении равенства» термины равный труд, труд равной стоимости;
- принять пакет законов, который обеспечит «принцип прозрачности зарплаты»;
- исключить дискриминацию при получении пенсий;
- принять пакет законов, в котором содержатся все обязательства, предусмотренные Стамбульской конвенцией;
- изменить Кодекс об образовании и создать государственные ясли;
- обязать все госорганы выявить и затем бороться с неравенством в тех областях, за которые они отвечают.