BNM
Игорь Чекан, NewsMaker

Нацбанк занимает вакансии. Кому отдадут должности вице-президентов?

Глава Нацбанка Октавиан Армашу обратился 16 ноября к спикеру парламента Зинаиде Гречаной с просьбой рассмотреть на ближайшем пленарном заседании две кандидатуры на должности вице-президентов НБМ. Речь о двух действующих руководителях департаментов Нацбанка – Константине Шкендре и Майе Пыркэлаб. Эту информацию NM подтвердили в НБМ. Ранее «сканы» этого обращения опубликовали на одном из анонимных телеграмм-каналов. Там написали, что это люди, приближенные к экс-лидеру ДПМ Владимиру Плахотнюку и бывшему спикеру парламента Андриану Канду. На пост третьего кандидата в вице-президенты претендует глава Единого депозитария ценных бумаг Александр Савва, ранее предложенный Армашу. Как известно, назначение новых вице-президентов Нацбанка — одно из условий заключения кредитного соглашения с МВФ. 

Анонимный телеграмм-канал Lustratia опубликовал сканированные обращения от 16 ноября главы Нацбанка Октавиана Армашу к спикеру парламента Зинаиде Гречаной с просьбой рассмотреть на ближайшем пленарном заседании две кандидатуры на должность вице-президентов НБМ.

Речь идет о двух действующих сотрудниках Нацбанка – главе департамента банковского надзора Константине Шкендре и главе департамента регулирования и лицензирования Майе Пыркэлаб.

Позже в Нацбанке NM официально подтвердили информацию об этих кандидатах.

Константин Шкендра

Шкендра должен заменить вице-президента Аурела Чинчлея, у которого истек мандат вице-президента. В CV Шкендры указано, что у него 18-летний опыт работы. До прихода в Нацбанк он был аудитором в компаниях Ernst&Young и Baker Tilly. Летом 2018 года он возглавил в Нацбанке управление банковского надзора.

Анонимный телеграмм-канал написал, что в НБМ его «привел экс-спикер парламента Андриан Канду, а в 2016 году он состоял в комиссии цензоров в Victoriabank, который контролировал  экс-лидер  ДПМ Владимир  Плахотнюк». На канале утверждают, что у Шкендры нет необходимого для занятия должности вице-президента десятилетнего опыта работы в финансово-банковской сфере.

При этом в его CV указано, что с 2010 года он работал аудитором в Ernst&Young. На сайте Victoriabank есть информация о том, что аудиторская компания Baker Tilly, которую возглавлял Шкендра, в 2016 году представляла  в банке комиссию цензоров.

Как сообщил NM информированный источник, Шкендру совсем недавно вывели из-под уголовного преследования по делу о превышении служебных полномочий.

По словам источника, он собрал «доказательства, которые, как постановило следствие, оказались недостоверными». В информационной записке для руководства Нацбанка Шкендра указал, что бизнесмен и сын экс-президента Молдовы Олег Воронин при покупке акций в Fincombank действовал «концентрировано с другими акционерами», что противоречит закону. На основании этой записки в начале 2019 года акции Воронина в Fincombank аннулировали. На Шкендру и других сотрудников Нацбанка в конце прошлого года завели уголовное дело за превышение служебных полномочий.

Антикоррупционная прокуратура предъявила Шкендре обвинения, а в конце октября 2020 года его вывели из-под уголовного преследования с формулировкой о том, что он действовал в рамках закона.

По словам источника, действия прокурора Виктора Фуртунэ, который вывел Шкендру из-под уголовного преследования, противоречат собранным против Шкендры доказательствам.

Как сообщил NM источник, в материалах уголовного дела есть и имя Октавиана Армашу, однако его по этому делу не допросили. В Нацбанке эту информацию к моменту публикации не прокомментировали.

Майя Пыркэлаб

Второй кандидат, Майя Пыркэлаб, должна сменить на посту вице-президента Иона Стурзу, мандат которого тоже истек. О Пыркэлаб известно, что по профессии она юрист, долгое время работала в юридическом департаменте Procreditbank, в адвокатском бюро ACI Partners, а в 2017 году пришла в Нацбанк.

Анонимный телеграмм-канал тоже приписал ей близость к Канду. На канале аргументировали это тем, что Пыркэлаб назначили на должность замглавы департамента регулирования и лицензирования, когда она работала в ACI Partners, — «то есть без политического влияния не обошлось», утверждается на канале.

Источник, знакомый с ситуацией в Нацбанке, настоявший на анонимности, утверждает, что информацию о связи кандидатов Шкендры и Пыркэлаб с Канду и Плахотнюком специально вбросили на каналах, которые считаются близкими Партии социалистов, потому что «Армашу отказал их кандидату». Ранее в кулуарах финансовых кругов обсуждали кандидатуру главы парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Владимира Головатюка. Официально эта информация не подтвердилась. Сам Головатюк тоже отрицал возможность такого назначения.

Александр Савва

Третий кандидат на должность вице-президента Нацбанка — глава Единого депозитария ценных бумаг Александр Савва. Он должен заменить на этом посту Кристину Харю, которая еще в мае ушла в отставку по собственному желанию. Октавиан Армашу еще в конце мая предложил парламенту кандидатуру Саввы.

Савва — специалист в сфере финансовых рынков с 18-летним опытом работы. Он работал в Нацкомиссии по финансовому рынку, в Ассоциации банков Молдовы, а затем и в Нацбанке. В 2018 году его назначили директором депозитария.

Отметим, что назначение новых вице-президентов Нацбанка — одно из последних двух условий, которые Молдова пока не выполнила для заключения кредитного договора с МВФ.  После одобрения кандидатур и принятия законопроекта, призванного укрепить независимость Нацбанка, Молдова сможет обратиться в руководство фонда с просьбой одобрить новую программу кредитования.

Как выяснил NM, завтра, 18 ноября, кандидатуры вице-президентов НБМ обсудят в профильной парламентской комиссии.

Добавлено 20.11. После публикации в СМИ информации о кандидатах на должность вице-президентов Нацбанка регулятор потребовал опубликовать их позицию в отношении кандидатов в виде реплики. В НБМ осудили «действия по дезинформации и манипулированию общественности ложной информацией и атакой на личность в связи с назначением в парламенте новых вице-президентов центрального банка: Майи Пыркэлаб и Константина Шкендры». При этом Нацбанк не уточнил, какую именно лживую информацию опубликовал NM. 

В НБМ уточнили, что «при отборе двух кандидатов учитывались только критерии, установленные законом: профессиональная честность, опыт работы и т.д». «Оба присоединились к команде НБМ после банковского мошенничества, обладая хорошей репутацией и обширной деятельностью в финансово-банковской сфере. Важным критерием, который учитывался при их назначении, то, что у них нет политической принадлежности. На протяжении своей деятельности в Национальном банке они проявили профессиональную порядочность, трудолюбие и инициативу», — отметили в Нацбанке.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

Блок Додона догоняет PAS? Опрос iData показал главную интригу выборов в Молдове

Разрыв между электоральными рейтингами правящей партии PAS и ее главного конкурента на предстоящих выборах сократился почти до статистической погрешности. При этом около 40% молдавских избирателей до сих пор не определились, за кого будут голосовать. Эти два вывода нового электорального барометра компании iData не только определяют главную интригу парламентских выборов, но и показывают, насколько неустойчива и непредсказуема нынешняя электоральная ситуация.

Социологическая компания iData 20 августа представила результаты электорального Барометра общественного мнения.

Электоральный рейтинг основных конкурентов: три варианта

Основной вопрос такого рода социсследований — за кого из конкурентов на выборах будут голосовать избиратели. Подводя его результаты, социологи iData использовали три варианта подсчета голосов. Первый вариант представляет собой классический срез мнений всего населения. Согласно ему, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) получила бы 25,8% голосов, а оппозиционный «Патриотический избирательный блок» — 19,7%. За ними следуют блок «Альтернатива» с 8,1% и «Наша Партия» с 6,6%.

Но самая важная цифра в этом варианте не рейтинг лидеров, а огромный пласт электоральной неопределенности. Почти треть респондентов не дали конкретного ответа о своих предпочтениях: 19,8% «не знают», за кого голосовать, 5,3% «не будут голосовать», а у 3,2% «нет ответа». В сумме эти категории составляют 28,3% — это колоссальный резерв, который может кардинально изменить итоговый расклад в день голосования. Этот вариант — не прогноз, а, скорее, базовый срез общественных настроений.

Второй и третий варианты отсекают фактор неопределенности и показывают результат голосования среди тех, кто пойдет на выборы и уже сделал свой выбор. Второй вариант учитывает голоса только «определившихся» избирателей, взвешивая их по демографической структуре всего населения. В этом варианте рейтинги предсказуемо растут: PAS набирает 36%, а «Патриотический избирательный блок» — 27,5%. Разрыв между ними составляет 8,5 процентных пункта.

Наибольший интерес представляет третий вариант, который, по словам директора iData Михая Болокана, является наиболее приближенным к реальной структуре избирателей. Он не просто учитывает мнения определившихся, но и корректирует их на основе демографической структуры реального электората — тех людей, которые, как показывает опыт прошлых выборов, действительно приходят на участки. И здесь картина еще больше изменяется. Рейтинг PAS снижается до 33,8%, в то время как результат «Патриотического блока» увеличивается до 30,1%. Таким образом, разрыв между главными конкурентами на выборах сокращается до 3,7 процентных пункта.

Фактор независимых кандидатов

Одна из интриг нынешней избирательной кампании — участие заметных независимых кандидатов, способных повлиять на электоральный расклад. В первую очередь речь идет о двух знаковых фигурах проевропейского фланга: бывшем лидере партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрее Нэстасе и экс-депутате от PAS Олесе Стамате. Оба политика обладают высоким уровнем известности и апеллируют к тому же электорату, на который претендует правящая партия, создавая для нее дополнительный вызов. Однако, как показывают результаты опроса, их личная популярность рискует не конвертироваться в реальные голоса на выборах.

Узнаваемость ключевых независимых кандидатов не вызывает сомнений. Андрея Нэстасе знают 52,4% избирателей, а Олесю Стамате — 29,6%. Это значительный политический капитал, позволяющий им вести активную публичную кампанию. За ними следует еще несколько независимых кандидатов, чья известность значительно ниже: например, активист Виктора Гросу узнают 9% опрошенных, а бывшую судью Викторию Сандуцу — 5,5%. Узнаваемость остальных находится в пределах статистической погрешности.

Проблема заключается в том, что «капитал узнаваемости» не трансформируется в готовность отдать за них свой голос. Данные из общего опроса о партийных предпочтениях показывают, что суммарно за всех независимых кандидатов готовы проголосовать лишь 2,1% избирателей.

Этот парадокс объясняют ответы на вопрос, кто из независимых кандидатов больше всех заслуживает стать депутатом. Здесь Андрей Нэстасе лидирует с 30,1%, а Олеся Стамате набирает 16,4%. Но самый красноречивый ответ — «Никто», который выбрали 41,9% опрошенных. Это говорит о глубоком скепсисе избирателей по отношению к независимым кандидатам.

Почти половина избирателей не уверены в своем выборе

Данные опроса iData показывают, что нынешний расклад политических предпочтений избирателей крайне неустойчив. Молдавское общество находится в состоянии высокой электоральной турбулентности, и почти половина избирателей либо не знают, за кого голосовать, либо готовы изменить свой выбор.

Ключевая цифра, демонстрирующая эту неопределенность, — ответ на прямой вопрос: «Знаете ли вы, за кого будете голосовать на выборах 28 сентября 2025 года?». Положительно ответили лишь 58,6% респондентов. При этом 39,8%, то есть двое из пяти избирателей, прямо признаются, что не знают, какой выбор сделают. Их голоса способны кардинально изменить финальные результаты, сделав любой сегодняшний прогноз весьма условным.

Более того, даже те, кто утверждает, что уже сделал свой выбор, не всегда тверды в своих убеждениях. Опрос показал, что среди «определившихся» избирателей есть значительная доля «плавающих» голосов. Лишь 42,4% из них полностью исключают возможность изменить свое решение. Еще 32% (18,3% — «маловероятно» и 13,7% — «очень маловероятно») склоняются к тому, чтобы сохранить свой выбор.

Однако 15% определившихся избирателей (9,9% — «вероятно» и 5,1% — «очень вероятно») прямо заявляют, что могут передумать. В масштабах всей страны это означает, что около 9% избирателей — это люди, которые сегодня поддерживают одну партию, а завтра могут отдать свой голос другой.

Опрос iData, кроме того, выяснил нынешние рейтинги доверия политиков (об этом можно почитать здесь), а также, что жители Молдовы считают главными проблемами страны (об этом здесь) и что думают о вступлении Молдовы в ЕС, НАТО и объединении с Румынией (об этом тут).

***

Компания iData проводила опрос 7-16 августа 2025 года на репрезентативной выборке из 1071 респондента. Максимальная погрешность составляет ±2,9%.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: