Нацбанк Молдовы может стать более независимым в вопросах банковского надзора. В частности, руководителей Нацбанка не смогут уголовно преследовать без распоряжения генпрокурора и решения Апелляционной палаты. Кроме того, суд не сможет арестовывать банковские акции, которые Нацбанк распорядился продать. Предусматривающий это законопроект, который является одним из условий подписания нового кредитного соглашения с МВФ, правительство одобрило 5 ноября. NM разбирался, почему власти не торопились с этим документом, и кому мешает независимость Нацбанка.
Что за проект
Правительство одобрило 5 ноября разработанный Нацбанком законопроект, который дает Нацбанку больше независимости в вопросах банковского надзора.
Речь идет о поправках в законы «О Национальном банке Молдовы», «О банковской деятельности», «Об оздоровлении банков и банковской резолюции, в Административный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Как следует из пояснительной записки к проекту поправок, эти изменения позволят четко обозначить режим судебного контроля над некоторыми решениями Нацбанка, которые касаются оценки акционеров банков.
Кроме того, новый законопроект подробно описывает особенности правовой защиты тех, кто считает себя пострадавшим из-за решений Нацбанка. В документе также говорится о гарантиях сотрудникам НБМ, которые позволят обеспечить баланс между необходимостью Нацбанка выполнять свои особо сложные полномочия, с одной стороны, и законными правами и интересами лиц, которых затрагивает эта деятельность, с другой стороны.
Например, одна из поправок в закон «О Национальном банке Молдовы» обязывает судей руководствоваться заключениями и оценкой Нацбанка при принятии решений, за исключением случаев, когда суд констатирует, что ошибка НБМ привела к противоположному результату по сравнению с тем, который планировал Нацбанк.
Такую формулировку аргументировали, в частности, тем, что именно Нацбанк обладает достаточной компетенцией и возможностью провести оценку, сделать соответствующие заключения и выводы в сложных финансовых вопросах, касающихся оздоровления банков.
В пояснительной записке авторы ссылаются и на европейскую директиву 214/59/UE, устанавливающую основания для оздоровления или урегулирования несостоятельности кредитных организаций или инвестиционных компаний. Директива предусматривает также ограниченный характер судебного контроля над делами, связанными с оздоровлением банков, и необходимость ориентироваться на оценку регулирующего органа. При этом в директиве подчеркивается, что сложность этих оценок и экспертиз не должна препятствовать национальным судам проверять точность и надежность доказательств, на которые опирается центробанк.
В пояснительной записке говорится, что судьи должны руководствоваться именно выводами Нацбанка в отношении ситуации в том или ином банке. Если же в них будет допущена явная ошибка, суд достаточно легко ее обнаружит.
Законопроект также разъясняет особенности возмещения ущерба, причиненного незаконными административными актами или невыполнением в срок требований Нацбанка. Изменения касаются и оценки ущерба, причиненного акционерам, если Нацбанк отозвал лицензию.
Фактический ущерб, согласно проекту, будут определять по цене акций банка на день принятия Нацбанком решения и на основании результатов аудита банка, проведенного известной международной аудиторской компанией, назначенной судом.
В проекте подробно описываются нюансы проведения оценки ущерба, в том числе, чтобы избежать ситуаций, когда бывшие акционеры банка могут безосновательно извлекать выгоду за счет бюджета.
В то же время в проекте предусматривается, что руководство Нацбанка может подвергаться уголовному преследованию, только если есть соответствующее распоряжение Генерального прокурора, заверенное тремя судьями Апелляционной палаты.
В Уголовный кодекс внесена и новая статья «Халатность в банковской деятельности, где подробно расписано, халатность в каких действиях Нацбанка может подпадать под уголовное преследование. Сейчас это могут быть даже мелкие ошибки сотрудников НБМ.
Законопроект предусматривает и запрет на арест эмитированных банком акций, которые подпадают под некоторые статьи закона «О банковской деятельности». Этот запрет, например, позволит банкам в срок исполнять предписания Нацбанка о продаже акций. В то же время запрет не распространяется на денежные средства, полученные в результате продажи этих акций.
Что говорят власти
Отметим, что еще 3 сентября министерство финансов опубликовало этот законопроект на particip.gov.md. Отвечая на вопрос NM, почему документ так долго не утверждало правительство, в минфине сказали, что законопроект проходил законную процедуру изучения и анализа заключений от разных госведомств, на основании которых документ дорабатывали.
В Нацбанке уточнили, что разработали законопроект при поддержке МВФ, чтобы усилить независимость Нацбанка, которая необходима для выполнения банком его функций.
В начале этой недели, 2 ноября, о ситуации вокруг законопроекта рассказал Ион Кику. Он отметил, что этот проект — одно из условий для заключения кредитного соглашения с МВФ, которое Молдова пока не выполнила. Затягивание принятия проекта Кику объяснил периодом выборов и тем, что парламент с 11 сентября не проводил заседания. К тому времени даже правительство еще не одобрило документ.
Премьер при этом отметил, что МВФ обычно не заключает новые кредитные соглашения до завершения предвыборных кампаний. И выразил надежду, что депутаты примут законопроект сразу после выборов, и правительство сможет до конца года подписать соглашение с МВФ.
Что говорят эксперты
Экс-министр финансов Вячеслав Негруца считает, что «политические власти придерживают принятие законопроекта». «И парламент, который сейчас пребывает в политическом тумане, тут ни при чем. Как минимум сейчас. Если решение так и не примут, это будет означать, что власть лишила Молдову средств и программы развития, предложенной МВФ, так как у власти сейчас другие приоритеты и нет свобода действий», — объяснил Негруца.
По его словам, «дискуссии о независимости Нацбанка носят относительно закрытый и межличностный характер и ведутся между представителями нынешней власти, что и привело к таким условиям одобрения новой программы с МВФ». «Эта история связана с якобы жалобами главы НБМ Октавиана Армашу на руководство страны, которые он направил в МВФ. Об этом с иронией писал премьер в Facebook в начале лета, что якобы Нацбанк жалуется и пишет депеши», — отметил Негруца.
По его словам, это привело к жарким дебатам во время июльской миссии МВФ. «К тому времени уже был прецедент, когда президент предложил собственный способ использования валютных резервов, которые якобы находятся в Вашингтоне, что, по его мнению, плохо. Потом он же в сентябре мечтал порулить валютным курсом, критикуя Нацбанк за бездействие. И были дискуссии вокруг дел, открытых прокуратурой на сотрудников Нацбанка и связанных с некоторыми нарушениями в отдельных коммерческих банках», — сказал эксперт.
Кроме того, добавил Негруца, у Додона большие планы в отношении Нацбанка после выборов. «У него еще с июльской встречи в Кондрице есть договоренности с Вадимом Красносельским, которые затрагивают независимую деятельность Нацбанка. И со стороны президента идет жесткий прессинг для получения нужного регламента НБМ, о котором договорились в Кондрице Додон и Красносельский. Срок был 1 ноября. Но Нацбанк противится, так как это противозаконно и неконституционно», — отметил Негруца.
Действующий президент Игорь Додон на просьбу прокомментировать заявления эксперта о прессинге Нацбанка не ответил.
Напомним, летом 2019 года у приднестровских банков и предприятий появились проблемы с некоторыми банковскими операциями, открытием счетов в молдавских банках и конвертацией валюты. Власти Приднестровья обвиняли молдавскую сторону в финансовой блокаде. Нацбанк тогда объяснял, что все дело в борьбе с отмыванием денег, а компании и банки обязаны в определенных ситуациях доказать происхождение средств.
Исполнительный директор независимого аналитического центра Expert-Grup Адриан Лупушор подчеркивает, что «независимый и хорошо капитализированный центральный банк — фактически основа макрофинансовой стабильности любой страны. «Это аксиома, которую разделяет большинство западных стран. Потому что так независимость Нацбанка позволяет ему выполнять свой мандат независимо от политического контекста, выборов и т.д. Это обеспечивает предсказуемость денежно-кредитной политики, стабильность инфляционной среды и, соответственно, макрофинансовую стабильность», — отмечал Лупушор, после того как Додон предложил частично переложить на Нацбанк погашение госдолга, в который власти ранее превратили украденный миллиард
Также эксперт указывал на пробелы в законе «О Национальном банке», который не дает сотрудникам банка гарантий от наказания за принятые ими решения. Лупушор возмущался и требованием Кику заставить сотрудников Нацбанка самим оплачивать адвокатов, а не использовать средства из бюджета НБМ. «Это покушение на независимость распоряжения своим бюджетом», — подчеркивал Лупушор.
Партнерский материал