По адресу Дечебал, 5 в Кишиневе утро 26 июня началось с пронзительных криков местных жильцов. Несколько женщин пытались мирно препятствовать сносу части дома, когда их силой начали «разгонять» несколько десятков мужчин спортивного телосложения. Никаких документов у «спортсменов» не было. Представились они сотрудниками компании-застройщика, которая и запланировала снос. NM разбирался на месте, что спровоцировало конфликт, почему жильцы опасаются за свою безопасность из-за строительных работ, как на месте оказались десятки «охранников», и почему мэрия бездействует.
Дом на Дечебал, 5 стоит прямо у дороги. Девять этажей, один подъезд и двухэтажная пристройка сбоку, которая явно была первоначальной частью проекта. Вход в подъезд — общий для двухэтажной пристройки и девятиэтажной части.
О том, что пристройку хотят снести, стало известно осенью 2019 года. Жильцы были категорически против. Дому больше 30 лет. У него единый фундамент с пристройкой. Но новая компания-владелец Stratact решила полностью снести двухэтажную часть дома. Работу, как сообщает панно на заборе вокруг пристройки, выполняет компания Estate Invest Company. На ее счету — несколько жилищных комплексов в центре Кишинева и у парка «Долина роз».
За заграждением орудует экскаватор. В воздух поднимаются клубы пыли. Но и за ними можно разглядеть людей, сидящих на крыше пристройки. По одну сторону — спортивного вида мужчины, по другую — в основном женщины с детьми и подростками. Последним этим утром пришлось непросто.
«Нескольких женщин повалили на землю и били»
Как рассказывает NM жительница дома Дорина Цуркану, к этому моменту жильцы и днем, и ночью уже несколько дней дежурили у пристройки. «С понедельника у нас была уличная жизнь. Мы буквально живем под забором, сторожим, чтобы не приехали и ничего не поломали», — рассказывает она. Вместе с соседями она больше всего боится, что из-за нарушения фундамента пострадает и их дом. Пока идет разговор, под ногами трясется пол: экскаватор продолжает работу.
«В конце концов, на нас налетели коршуны и просто расшвыряли, незаконно зайдя на нашу территорию», — рассказывает Дорина. Около 9 утра к дежурившим женщинам пришла группа молодых людей, представившихся сотрудниками строительной компании. Никаких документов они не показали. По разным оценкам жильцов, их было от 20 до 50 человек. И все как один — мужчины спортивного телосложения, некоторые — в черной форме охранников.
«Нескольких женщин повалили на землю и били. Нас тащили в разные стороны. Это было настоящее издевательство!», — рассказывает Дорина. Спортивные молодые люди напали как минимум на двух женщин. Одной из них понадобилась помощь скорой. У другой во время нападения на руках был ребенок.
Пострадали и мужчины. Как рассказывает Дорина, у одного из соседей из-за потасовки разошелся шов. Ему тоже вызывали врачей на дом. В какой-то момент, вспоминает она, крыши пристройки начали брать штурмом: «спортсмены» взбирались наверх по приставленных лестницам.
Posted by Nuca Cristina on Thursday, 25 June 2020
Другая жительница дома, Ольга Бурлаку, говорит, едва сдерживая слезы. «Как с ними разговаривать, если сегодня мы мирно протестовали, а к нам пришел кто-то из компании, а за его спиной — десятки „бодигардов“?», — делится она. По ее словам, полиция приехала на место только через 40 минут после вызова. Полицейские заявили, что могут только следить за соблюдением порядка. Приостанавливать работы никто не стал.
В какой-то момент Ольга упала в обморок. Полицейские бежали к ней с шутливым криком: «Что, вот умирающая женщина?». Это подтверждают и соседи, и сделанная ими видеозапись.
Ее соседка Виорика Скутельник вспоминает, что из-за «спортсменов» и всего происходящего «было ощущение, что снова настал каменный век». По ее словам, полиция не была на стороне жильцов.
Secolul 21, aeata cum arata razboiul, Noi rezistam, Iv Ceban la tot ce sa intimplat sunteti complice!
Posted by Nuca Cristina on Thursday, 25 June 2020
«Мы можем остаться без жилья»
Утренняя потасовка закончилась разделом территории. Экскаватор принялся за работу, а участок за забором заполнили строители. Крышу пристройки разделили желтой лентой на две части. На участке ближе к дому, по-прежнему сидят дежурящие жильцы. За лентой — группа в несколько десятков мужчин. Пока корреспондент NM общается с жильцами, «охранники» в голос смеются над рассказами о «беспределе» и потасовке.
Этот дом раньше принадлежал Железной дороге Молдовы. Ольга Бурлаку как сотрудница ЖДМ получила здесь квартиру больше 30 лет назад. Теперь ее пугает, что она может остаться без дома. По ее словам, на месте пристройки хотят построить новый девятиэтажный дом, впритык к старому. Старому при этом планируют «срезать» часть фундамента, который уходил под двухэтажную часть дома.
Она уверена, что ее опасения подтвердились уже при начале сноса. «Даже на девятом этаже чувствуется, как сейчас рушат: соседи купали ребенка и решили, что это землетрясение, так трясло», — рассказывает она. И добавляет: «Представьте, что будет, когда начнут работать еще ближе к дому».
Жительница седьмого этажа Виорика Скутельник говорит, что в квартире уже пошли мелкие трещины из-за сильной вибрации. «Мы можем остаться без жилья. Невозможно поставить здесь девятиэтажный дом и не повредить фундамент нашего дома. Это невозможно без последствий для него, ему больше 30 лет. Не знаю, куда мы пойдем жить, в случае чего. К Чебану или Додону пойдем жить, если примут», — вздыхает она. В доме 108 квартир, в которых живут семьи.
«Они ходят и возлагают цветы. Люди остаются без жилья, а они возлагают цветы, — продолжает женщина. — Боюсь, и нам придется возлагать цветы».
В это время часть жильцов смотрит, как разрушают часть их дома, сидя во дворе. Некоторые — выглядывая и свешиваясь из окон.
«Мы им нужны только перед выборами»
Жильцы рассказывают, что уже несколько месяцев они обращаются в разные инстанции. Благодаря их настойчивости в мэрии Кишинева создали рабочую группу по этому вопросу. Как рассказывает Ольга, вице-мэр Виктор Киронда и главный архитектор Кишинева Светлана Доготару пришли к выводу, что проект утверждали с многочисленными нарушениями. Они подписали распоряжение о том, чтобы приостановить действие авторизации на снос.
Окончательную судьбу объекта должен был решить суд Рышкановки 27 июня в 14.00. То есть на следующий день, после того как на место привезли строительную технику.
«Почему без решения суда начали снос? Выходит, они знают, каким будет решение. Это тотальная коррупция, все проплачено. Правят деньги. И это больнее всего», — говорит другая жительница дома Виорика.
Обе женщины жалуются, что представители властей или инспекций ни разу не приходили на место. Жильцы особенно ждали мэра и вице-мэров. «Никому мы не нужны. И главное, так может произойти с кем угодно. Это все коррупция. Мы им нужны только перед выборами. А потом — разбирайтесь, мол, сами», — сетует Виорика.
На крыше многие говорят о том, что «мы живем в бесправном государстве», и «ни у кого нет гарантий, что завтра он не останется без дома».
Некоторым удается даже шутить с охранниками. Когда один из них забирается на крышу по табуретке через окно, ведущее из подъезда дома, женщина бросает ему вслед: «А платить аренду за использование моей табуретки будете?».
«Компания старается сегодня снести как можно больше»
Присутствующий на месте адвокат жильцов Артур Маковой рассказывает NM, что жильцы дома на Дечебал, 5 обращаются в мэрию с января 2020 года. Именно благодаря этому, по его словам, и получилось добиться от городских властей приостановления авторизации на снос. Постановление об этом подписали 29 мая 2020 года.
Он уточняет, что выданная в октябре 2019 года авторизация на снос действовала только шесть месяцев, то есть до апреля 2020 года. После этого, уверен юрист, застройщик должен был просить продлить авторизацию.
«Работы должны были проходить в этом промежутке. Ни вчера, ни сегодня ничего нельзя было делать, это незаконно. Авторизация просрочена», — считает Маковей.
Он также подтвердил, что заседание суда Рышкановки состоится 27 июня в 14.00. В инстанцию сообщили о нарушениях при выдаче разрешительных документов.
«Предполагаем, что компания, зная о нарушениях, не хочет ждать заключения суда и старается сегодня снести как можно больше. Этим самым только усугубляя ситуацию и разрушая возникший диалог», — считает юрист.
Он добавил, что жильцы не раз обращались в Агентство технического надзора за экспертизой, но с проверкой так никто и не пришел. «Несмотря на многочисленные просьбы, инспекторы сказали, что без разрешения своего руководства не могут прийти на место и составить протокол», — поясняет Маковой.
По его словам, если снос все-таки продолжат, жильцы смогут претендовать на компенсацию за нанесенный ущерб, если их дом и квартиры серьезно пострадают: что-то разрушится, пойдут трещины, или техническая экспертиза подтвердит, что фундамент съезжает. «Но мы не хотим дойти до этого, поэтому и пытаемся добиться приостановления работ», —говорит адвокат.
«Нас выкидывают из Молдовы»
Четкого плана у жильцов нет. Многие и после начала сноса продолжают дежурить на крыше пристройки. Хотя уже далеко не все на что-то надеются.
«Мы хотим жить в Молдове, но видите, что происходит. Нас выкидывают из Молдовы — и стариков, и молодых. Как я могу сказать своему сыну „вернись домой“, если такое происходит? Когда сплю ночью, и может упасть какая-то плита из-за этой стройки?», — говорит Ольга Бурлаку.
По ее словам, люди уже не понимают, куда обращаться, если не удалось добиться ответа ни в мэрии, ни в претуре. «Может, пойти по посольствам России, США, просить на коленях помощи?», — в отчаянии произносит она и начинает плакать.
Ее соседка Виорика Скутельник, хоть и настроена бодрее, но тоже пока не знает, кому верить. «Если вдруг удастся добиться справедливости, то хорошо было бы хотя бы остановить это разрушение. Почему из этой пристройки не сделать школу для детей с ограниченными возможностями? Медучреждение? Что-то для людей», — говорит она. Но продолжает опасаться, что этот снос оставит ее семью без дома. И под конец разговора бросает: «Все это — тотальное разочарование».
По крыше пристройки, которую в это самое время разрушают, продолжают ходить и живущие в доме дети.
«После этого мэрия не сможет вмешаться»
NM не удалось связаться с представителями компании-застройщика и бенефициара. Прораб Ион Плэчинтэ не ответил на неоднократные телефонные звонки. В компании-застройщике Estate Invest Company пообещали перезвонить, но так и не перезвонили. Контактных данных компании-бенефициара Stratact в открытом доступе нет.
Stratact была основана в 2011 году. Ее юридический адрес совпадает с местом строительства — Дечебал, 5. Компания принадлежит Денису Клипко, Евгению Присакарь и Олегу Трибою, который также является ее директором.
Пока также неизвестно, скольких людей привлекут к ответственности за утренний инцидент. Как сообщила NM пресс-секретарь столичной полиции Наталья Стати, в полиции считают, что у строительной компании есть авторизация на снос пристройки. Произошедшее между жильцами и представителями компании там назвали «конфликтом».
По словам Стати, этот случай зарегистрировали. Пострадавших направили на судебно-медицинскую экспертизу, а полиция «устанавливает обстоятельства» происшествия.
Уже вечером 26 июня мэр Кишинева Ион Чебан сообщил на своей странице в Facebook, что представителей компании (вероятнее всего, Stratact) вызвали в мэрию, где они обсудили возникший конфликт с вице-мэрами Илие Чебаном и Виктором Кирондой, а также с сотрудниками управления архитектуры.
«Пришли к выводу, что независимый эксперт, которого выберут жильцы дома, проведет экспертизу вместе с представителями претуры», — написал Чебан. И тут же напомнил, что разрешительные документы на снос выдало предыдущее руководство мэрии.
Мэр сообщил, что недавно в мэрии подписали распоряжение о приостановке строительных работ, но компании удалось опротестовать его в суде, и оно больше не действует. По версии жильцов, напомним, суд должен состояться только 27 июня.
Чебан пообещал, что уже завтра с объекта уберут строительную технику до проведения экспертизы.
Cu privire la situația de conflict care s-a creat din cauza construcției unui bloc de locuit din strada Decebal 5,…
Posted by Iv Ceban on Friday, 26 June 2020
Вице-мэр Виктор Киронда на своей странице уточнил, что экспертизу оплатит затеявшая снос компания. Он также подтвердил, что бизнесменам удалось опротестовать в суде распоряжение о приостановке работ.
«Есть большой шанс, что отзыв авторизации точно так же аннулирует суд, и после этого мэрия больше никак не сможет вмешаться в эту проблему», — объяснил Киронда.
Он подчеркнул, что руководство мэрии не может под чьим-то давлением запрещать или разрешать строительство: чиновники, по его словам, ориентируются только на закон, а, согласно ему, полномочия мэрии ограничены. По словам Киронды, мэрия вынуждена терять много времени на формальности при решении похожих ситуаций и на Караджиале, 24, Мирче чел Бэтрын, 15, и в парке на Димо, и еще на более чем 20 объектах.
«Их всех их нам оставили в „наследство“ предыдущие администрации и советники, которые продвигали самые разные схемы отчуждения земель и легализации нарушений в строительстве», — посетовал Киронда.
Prieteni, referitor la situația de conflict care s-a creat din cauza construcției unui bloc de locuit din strada…
Posted by Victor Chironda on Friday, 26 June 2020