Ну, Pre-vetting. Как в скандале с уголовным делом члена ВСМ Мунтяна искали «козла отпущения»
4 мин.

Ну, Pre-vetting. Как в скандале с уголовным делом члена ВСМ Мунтяна искали «козла отпущения»

Информации о том, что член Высшего совета магистратуры (ВСМ) Юлиан Мунтян фигурировал в уголовном деле, не было в Регистре криминалистической и криминологической информации. Так представители Генеральной прокуратуры, Антикоррупционной прокуратуры и Национального центра борьбы с коррупцией объяснили, почему комиссия Pre-vetting не получила информацию об уголовном деле Мунтяна, которого проверяла перед его назначением в ВСМ.

НЦБК не предоставил информацию

Об этом говорилось на слушаниях, организованных 25 сентября парламентской комиссией по вопросам права, назначениям и иммунитету. Член комиссии Pre-vetting Надежда Хриптиевски отметила, что в случае 10 последних кандидатов, среди которых Мунтян, комиссия запрашивала информацию у НЦБК, а в случае предыдущих кандидатов — еще и у Генеральной прокуратуры. По ее словам, информацию об уголовном деле должен был предоставить НЦБК.

Директор НЦБК Юлиан Русу объяснил причину, по которой информацию не предоставили. По его словам, для получения таких данных ведомство использует Регистр криминалистической и криминологической информации, но в нем не обнаружили никаких данных о кандидате Юлиане Мунтяне. «Информацию в это хранилище данных могут поместить, если у человека есть статус подозреваемого. В этом случае следователь из НЦБК заполняет лист с информацией», — пояснил он.

Русу сказал, что сейчас идет внутреннее расследование причин, по которым информацию не внесли в базу данных. «В рамках расследования мы предварительно выяснили, что есть подозрение в злонамеренности некоторых сотрудников НЦБК», — сообщил он.

Прокурор не внес информацию в базу данных

В ходе дискуссий выяснилось, что многие следственные органы не пополняют эту базу данных. В случае Мунтяна информацию в Регистр не внес даже прокурор. Дело в том, что на практике информацию о статусе подозреваемого размещают в базе данных уже при передаче уголовного дела в суд. Русу считает, что эту практику необходимо пресечь, а размещение информации в базе данных должно быть обязательным в момент, когда человеку присваивают статус подозреваемого.

Председатель парламентской комиссии Олеся Стамате отметила, что сложившаяся ситуация вызывает недоумение. «Что это? Способ потом вести торг с подозреваемыми о том, чтобы распоряжение о присвоении статуса подозреваемого исчезло? Это очень серьезный процесс. Тут мы тут говорим о том, что следствие присваивает статус обвиняемого, а не подозреваемого. Это означает, что собрано достаточно доказательств, чтобы направить дело в суд. То, что человек с 2018 года фигурирует в деле со статусом обвиняемого, но дело не направлено в суд, мне кажется очень серьезным», — прокомментировала она.

Заместитель главы Антикоррупционной прокуратуры Октавиан Якимовский сказал, что ведомство могло бы предоставить информацию о статусе подозреваемого, однако не хочет вносить эти данные в общую базу данных, к которой имеют доступ все органы уголовного преследования. «У сотен служащих есть доступ к этой базе данных. Например, если бы я был сотрудником Таможенной службы, то тоже мог бы узнать, кто и с каким статусом фигурирует в НЦБК, полиции и Антикоррупционной прокуратуре. Я вижу, что есть желание найти козла отпущения. Я не знаю, может ли таковой вообще быть в этой ситуации, но это точно не НЦБК или Антикоррупционная прокуратура», — подчеркнул он.

Якимовский, отвечая на вопросы, отметил, что законодательство не предусматривает обязанность Антикоррупционной прокуратуры самостоятельно информировать комиссию по Pre-vetting. Правила говорят, что прокуратура отвечает на запросы.

***

Напомним, что 22 сентября Высший совет магистратуры (ВСМ) выступил с заявлением о том, что недавно ставший членом ВСМ Юлиан Мунтян должен добровольно подать в отставку. Заявление было сделано после того, как стало известно, что Мунтян проходит обвиняемым по уголовному делу о коррупции. Министр юстиции Вероника Михайлов-Морару тоже считает отставку единственным выходом в этой ситуации.

Морару в своем комментарии в Facebook приветствовала намерение провести парламентские слушания в связи с назначением Мунтяна членом ВСМ. Но отметила, что нельзя допустить, чтобы в Высший совет магистратуры входили люди, которые «не вели себя искренне и честно во время проверки Pre-vetting».

Мунтян, комментируя эту информацию, заявил, что за пять лет его ни разу не вызывали для дачи показаний, а само дело против него «сфабриковали по заказу Владимира Плахотнюка».

Парламент назначил Юлиана Мунтяна новым членом ВСМ 7 сентября. Перед назначением на эту должность Мунтян, как и остальные кандидаты, прошел комиссию внешней оценки на неподкупность (Pre-vetting). Юлиан Мунтян — адвокат. Ранее он преподавал в нескольких высших учебных заведениях Молдовы, в том числе в Госуниверситете, Техническом университете и Экономической академии.

***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы». Его реализует ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, которые никоим образом не влияют на предмет и содержание опубликованных журналистских материалов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: