ОБСЕ дала оценку двум скандальным молдавским законопроектам о СМИ, предусматривающим запрет на ретрансляцию российских новостей и информационно-аналитических программ. ОБСЕ выступила резко против подобных запретов, назвав их «грубым и в то же время диспропорциональным инструментом против пропаганды». По мнению ОБСЕ, подобные меры неэффективны и принесут Молдове лишь вред.
Оценка молдавских законопроектов о СМИ была представлена в понедельник, 3 августа, представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуней Миятович.
Речь в документе идет сразу о двух аналогичных проектах поправок в Кодекс о телерадио, один из которых разработали либералы (курирует проект Корина Фусу), а второй — демократы и либерал-демократы (курирует Сергей Сырбу). В обоих законопроектах предлагается защитить информационное пространство Молдовы от внешней пропаганды с помощью запрета на ретрансляцию информационно-аналитических программ, произведенных в странах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (ее подписала, но не ратифицировала Россия). У либералов есть оговорка, что запрет не распространяется также на США и страны ЕС.
Основной посыл документа ОБСЕ — крайне отрицательное отношение к самой идее запрета на законодательном уровне на российские новости как меры борьбы с российской пропагандой. «Необходимо избегать запретов на свободу выражения и свободу СМИ. Не должно быть каких-либо попыток законодательно запретить пропаганду»,— говорится в документе. ОБСЕ объясняет это, кроме прочего, тем, что факт пропаганды весьма трудно объективно определить. Даже с учетом озабоченности страны по поводу интенсивной пропаганды извне, отмечает ОБСЕ, введение запрета, предложенное в законопроектах,— «грубый и в то же время диспропорциональный инструмент против пропаганды».
Кроме того, в ОБСЕ считают запреты неэффективной мерой. «Пропаганде нужно противодействовать с помощью достоверной и полноценной информации, даже если это более медленный и зачастую разочаровывающий путь»,— говорится в документе. ОБСЕ также отмечает, что оба законопроекта ограничивают вещание программ из большинства стран мира, за исключением европейских, но при этом оставляют лазейки для пропаганды «путем ретрансляции телеканалов через европейские страны».
Подобные запреты, кроме прочего, негативно отразятся на плюрализме мнений, к тому же «это значительно ограничит спектр новостей из России, которые интересны русским и русскоговорящим меньшинствам в Молдове», отмечается в документе. ОБСЕ также подчеркивает, что хоть подобные запреты и не нарушают каких-либо международных обязательств Молдовы, но все равно будут иметь негативные последствия.
Помимо положений законопроектов, касающихся запрета российских телеканалов, в документе ОБСЕ как о положительном факте говорится об исключении из законопроекта ЛДПМ и ДПМ норм, касающихся правил работы СМИ. Эти нормы, напомним, вызвали скандальный резонанс со стороны журналистов и НПО, которые усмотрели в них попытки установить цензуру.
Куда больший скандал, впрочем, возник из-за положений того же законопроекта, касающихся доли отечественного контента, которая должна составлять не менее восьми часов, шесть из которых транслируются в прайм-тайм, а пять (затем было снижено до четырех) должны быть на румынском языке. Регламентирование контента вызвало резкую критику среди молдавских вещателей, которые заявили о лоббировании этих норм медиахолдингом General Media Group, который принадлежит зампреду Демпартии Владимиру Плахотнюку. Как выяснил ранее NM, представители General Media Group и подконтрольного Плахотнюку сейлз-хауса Casa Media действительно имели отношение к разработке законопроекта.
В законопроекте либералов также есть «языковые нормы»: 80% отечественных программ информационного и аналитического характера должны быть на румынском языке.
Ни один из законопроектов, напомним, не дошел до обсуждения в парламенте, хотя оба они получили положительное заключение профильной парламентской комиссии. Выносить на обсуждение в парламенте проект не стали из-за громкого общественного резонанса. После этого спикер парламента Андриан Канду заявил о том, что для оценки законопроекты будут направлены в Венецианскую комиссию, где NM сообщили, что не будут давать свою оценку законопроектам, так как это в компетенции Отдела информационного общества и СМИ Совета Европы. Последние уже заявили, что результаты экспертизы будут закрытыми.