Глава МИД Приднестровья Нина Штански пригрозила ввести визовый режим для жителей правобережной Молдовы, установить 100-процентную пошлину на молдавские товары, ввести чрезвычайное особое экономическое положение и даже полностью выйти из переговоров с Кишиневом. В молдавском правительстве демарш связывают со сложным экономическим положением Приднестровья и называют «поиском виновных на стороне». Мнения экспертов разошлись: одни считают угрозы Тирасполя реальными и уверены, что приднестровские власти все согласовали с Москвой, а другие призывают не драматизировать ситуацию и использовать нынешний кризис в отношениях для поиска новых подходов к урегулированию конфликта.
Чрезвычайное изложение
В СМИ появилось шестистраничное письмо, направленное 12 июня главой приднестровского МИДа Ниной Штански постоянному координатору ООН в Молдове, постпреду Программы по развитию ООН Дафине Герчевой. В нем говорится, что давление, совместно оказываемое Молдовой и Украиной на Приднестровье, «привело к острому экономическому и социально-гуманитарному кризису».
«Ситуация характеризуется достаточно очевидными элементами, аналогичными тем, которые имели место в 1992 году»,— говорится в документе. Такими элементами в Тирасполе считают разрушение «социальной и производственной инфраструктуры», что приводит к миграции населения. В МИДе добавляют, что на протяжении 25 лет «Приднестровье на перманентной основе сталкивается с действиями молдавской стороны, нацеленными на использование имеющихся у РМ политических, дипломатических, экономических, информационных инструментов давления на Приднестровье».
В 2004-2006 годах, пишет Штански, Молдова уничтожила международные грузовые автомобильные перевозки в Приднестровье, перестав выдавать разрешительные документы для приднестровских перевозчиков, в результате чего ущерб транспортных компаний достиг $135 млн. Похожая ситуация и с грузовыми железнодорожными перевозками, которые шесть лет не осуществлялись через территорию непризнанной республики и возобновились лишь в 2012 году после подписания протокольного решения «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья».
Нацбанк Молдовы Нина Штански обвиняет в том, что регулятор обращается к международным банкам со «сфальсифицированными обвинениями» в «финансировании терроризма» и «отмывания доходов, полученных преступным путем». В результате, пишет приднестровский чиновник, банковская система Приднестровья практически изолирована от внешнего мира. Штански также упоминает о «блокадном режиме» Молдовы и Украины, введенном в 2006 году. С тех пор, отмечает министр, «все предприятия-экспортеры Приднестровья вынуждены получать регистрацию в Молдове, а также проходить двойное таможенное оформление», в результате чего совокупные потери Приднестровья «приблизились к цифре $500 млн».
В письме указывается, что Приднестровье смогло «нарастить производство, а также обеспечить стабильность приднестровского рубля», в том числе благодаря гуманитарной помощи России и бесплатному газу (непризнанная республика не платит «Газпрому» за потребляемый газ.— NM)». «Однако в 2014 году общая социально-экономическая ситуация вокруг Приднестровья начала стремительно ухудшаться»,— констатирует Штански, связывая это с давлением Украины на приднестровских экономических агентов, возивших продукцию транзитом через украинскую территорию. Молдова же, по мнению главы МИДа, «развернула беспрецедентную кампанию по преследованию должностных лиц Приднестровья». Другим инструментом давления приднестровский МИД называет ситуацию с лицензированием приднестровских предприятий.
Отдельное внимание в письме уделено запрету на провоз через приднестровский участок молдавско-украинской границы подакцизных товаров, включая алкоголь, сигареты и нефтепродукты. Тирасполь называет это «новым дискриминационным режимом импорта в Приднестровье», который, уверены в Приднестровье, организовали Кишинев и Киев.
«Острейшим аспектом нового ущербного режима является то, что получателем груза в Приднестровье, который следует транзитом через территорию Украины, может быть исключительно молдавское юридическое лицо, зарегистрированное соответствующим образом в Республике Молдова»,— пишет Нина Штански. По ее словам, бизнес к этим изменениям адаптировался, но новый режим не применим к госучреждениям, в связи с чем поставлено под угрозу обеспечение бесперебойным питанием детских садов, школ, медицинских и пенитенциарных учреждений.
В письме подчеркивается, что в нынешнем году усилилась блокада приднестровской экономики с целью «удушения и вытеснения из Приднестровья крупного бизнеса, принуждения предпринимателей к выводу своих активов и капиталов за рубеж, а также закрытию бизнеса, что грозит лишить республику средств к существованию». Нина Штански добавляет, что за первые пять месяцев текущего года поступления в бюджет сократились на 45%, при этом импорт по состоянию на 9 июня сократился на $173 млн (на 24,3%), а экспорт — на $74 млн (23,4%).
Штански также приводит расчеты приднестровского минэкономразвития, согласно которым «при сохранении существующего режима усиленной блокады реальный объем ВВП Приднестровья снизится в 2016 году на 4%, объемы промпроизводства упадут на 12,4%, розничный товарооборот — на 13%, а внешнеторговый — на 14%».
«В складывающейся ситуации Приднестровье будет вынуждено приступить к выработке и применению ответных мер, среди которых введение 100-процентной заградительной пошлины на товары, импортируемые из РМ, с внедрением процедуры их сертификации, а также национализация молдавского бизнеса и капиталов, закрытие учреждений РМ в Приднестровье, уголовное преследование молдавских должностных лиц за антиконституционную деятельность на территории Приднестровья, введение особого (визового) миграционного режима для граждан РМ, пересмотр некоторых контрактных обязательств, а также ограничение транзита через территорию Приднестровья»,— говорится в письме.
Завершается письмо угрозой ввода в Приднестровье чрезвычайного экономического положения «в самое ближайшее время» и прекращения «каких-либо» контактов с Молдовой. Вопрос целесообразности ведения переговоров с Кишиневом Штански пригрозила вынести на референдум.
Извлечение упреков
Приднестровский МИД подтвердил подлинность попавшего в СМИ письма, назвав его публикацию «целенаправленным сливом дипломатической переписки», что «может свидетельствовать о том, что методы информационного противостояния по-прежнему входят в инструментарий официальных властей РМ». «О возможном введении в республике особого экономического положения приднестровская сторона неоднократно заявляла, а о возможном прекращении всех контактов с РМ предупреждала, в том числе на встрече руководителей сторон»,— говорится в заявлении МИДа.
Возможность выработки ответных мер, говорят в приднестровском МИДе, сопряжена исключительно с неконструктивным характером подходов молдавской стороны и является закономерной реакцией на умышленные действия, направленные на блокирование стабильной работы предприятий и экономики ПМР в условиях существующей региональной экономической нестабильности».
В МИДе добавили, что аналогичные письма были отправлены в «адрес руководителей большинства дипломатических представительств и миссий международных организаций, аккредитованных в Кишиневе». «Практика направления такого рода писем является традиционным способом информирования международного сообщества в лице послов о текущей ситуации, в том числе по актуальным аспектам диалога между Приднестровьем и Молдовой и позициям приднестровской стороны по тем или иным внешнеполитическим вопросам»,— пояснили в приднестровском ведомстве.
В Бюро по реинтеграции Молдовы на заявление Тирасполя ответили ближе к вечеру 25 июня. «Появившееся в прессе и комментируемое в социальных сетях обращение (письмо Наны Штански.— NM) являет собой феномен, находящийся вне рамок переговорных платформ и представляющий неформальную переписку с некоторыми внешними партнерами. Она не адресована молдавским властям, в связи с чем они не посчитали необходимым ее комментировать»,— говорится в комментарии бюро.
«Вместе с тем мы понимаем, что эмоциональная тональность обращения вызвана все больше и больше обостряемыми экономическими и социальными трудностями, с которыми сталкивается приднестровский регион. Нам известны данные проблемы, и мы ими озабочены ввиду того, что мы заинтересованы в стабилизации ситуации и в обеспечении достойных условий жизни населения на левом берегу Днестра. Мы желаем скорейшего преодоления трудностей, однако для этого необходимо устранить подлинные причины, главная из которых состоит в стагнации процесса решения приднестровского конфликта»,— отмечается в заявлении.
При этом, отмечают его авторы, попытки поиска виновных на стороне, использование угроз применения радикальных мер, стремление к самоизоляции непременно создадут еще более серьезные проблемы для населения, предприятий и местных сообществ приднестровского региона. «Единственным подлинно эффективным путем выхода из кризиса может стать только ответственный и конструктивный диалог, а также продолжение переговоров в формате «5+2», открывающие молдавским властям и международным партнерам многие возможности содействия преодолению экономических и другого плана трудностей в приднестровском регионе»,— говорится в комментарии.
Также в Бюро по реинтеграции указали на то, что в прошедшие дни представители Кишинева «вели активные официальные консультации с большинством партнеров по переговорам в приднестровском урегулировании, некоторые из которых состоялись на высшем уровне и были посвящены вопросу о необходимости оказания поддержки в преодолении экономического кризиса в регионе». «Наши партнеры считают необходимым отказаться от паникерских интерпретаций и снизить накал атмосферы в целом. Руководство Республики Молдова в рамках существующих форматов продолжит внесение предложений и решений, которые помогут населению, предприятиям и местным сообществам в приднестровском регионе»,— заключают авторы заявления.
Собеседник NM в молдавских властных структурах, настоявший на анонимности, сказал NM, что факты, изложенные в письме, не соответствуют действительности. «У Приднестровья большая часть экспорта идет через Молдову. Если бы действительно была блокада, то им [приднестровцам] пришлось бы очень плохо. Сейчас ни нам, ни россиянам дестабилизация не нужна. Приднестровцам же это как раз на руку — обвинять Кишинев и Киев в тяжелом экономическом положении»,— говорит собеседник NM.
В миссии ОБСЕ в Молдове от детальных комментариев отказались, сославшись на то, что не могут «комментировать подлинность письма, а следовательно, подлинность его содержания». «Дальнейший диалог и контакты необходимы для нахождения возможности продвижения вперед, и мы призываем стороны вернуться к плодотворной совместной работе, как это было этой весной»,— ответили в пресс-службе организации на просьбу NM прокомментировать письмо Штански.
Дафина Герчева подтвердила NM, что письмо подлинное, но комментировать его содержание также отказалась, пояснив, что у представляемой ею организации нет «политической роли». «Я подтверждаю наши намерения продолжать сотрудничество со всеми, кто работает в области сокращения бедности и неравенства, продвижения защиты прав человека и способствует развитию на другом берегу [Днестра], потому что мы прежде всего работаем на благо людей, всех людей»,— отметила Герчева.
Оценки поведения
Директор Института исследований в сфере политики, дипломатии и безопасности, бывший замглавы МИДЕИ Валерий Осталеп уверен, что письмо Штански было согласовано с Москвой. «Это первая реакция России и Приднестровья на то, что позволяют себе делать молдавские власти. Вокруг Приднестровья сжимается кольцо политического и экономического характера»,— говорит Осталеп. По его словам, сейчас молдавско-российские отношения «полностью заморожены», а Молдова при этом «братается с Украиной». «Введение этих мер реально — такими вещами не шутят»,— полагает эксперт.
Приднестровский политолог Андрей Сафонов назвал перечисленные в письме контрмеры «излишне радикальными». «Они не могут решить проблем [Приднестровья] в ходе двусторонних переговоров. Вопрос виз считаю крайне непродуманным шагом, который может поставить Приднестровье под удар»,— говорит Сафонов. По мнению эксперта, еще одним важным моментом является упоминание о возможности введения чрезвычайного экономического положения в Приднестровье. «Не думаю, что к этому имеют отношение внешние факторы. По-моему, в этом случае письмо используется просто как предлог для его введения»,— отметил он.
Экс-депутат парламента Василий Шова, занимавший в 2002-2009 годах в правительстве Молдовы пост министра по реинтеграции, говорит, что не помнит в прошлом подобных демаршей со стороны Тирасполя, но, обращая внимание на контекст появления письма Штански, призывает особо не драматизировать ситуацию.
В Тирасполе, по его словам, понимают, что в экономической части возможности Приднестровья сужаются и в скором времени настанет час, когда надо будет принимать решение — или идти на уступки по соглашению о свободной торговле с ЕС, или искать вариант, который каким-то образом оставил бы ухудшающуюся ситуацию на втором плане. Таким вариантом, полагает Василий Шова, могут быть элементы жесткого противостояния.
«Мне кажется, задача в том, чтобы взбудоражить всех этим письмом и дать понять, что либо что-то решается, либо ситуация может выйти из-под контроля. Письмо ведь направили всем дипмиссиям и представителям международных организаций. Это говорит о том, что это такой крик из глубины — давайте уже развязывать узлы»,— отмечает Шова.
Кишинев и Тирасполь и ранее в ходе переговоров, напоминает Василий Шова, старались не давать повода думать, что их позиции слабые: «Когда позиции были слабыми, стороны искали вариант выхода из ситуации через конфронтацию — медийную или еще какую-то, но не доводя дело до реальной. Чтобы дать понять — все равно, мол, не сломаете. Иногда это срабатывало. Не исключено, что сейчас такая ситуация: Тирасполь старается переложить поиск выхода из тупика на других участников переговорного процесса. К этому надо отнестись спокойно, но иметь в виду, что какие-то шаги с точки зрения диалога и поиска компромисса надо делать».
В то же время, подчеркивает Шова, главная проблема состоит в том, что сегодня фактически не работает ни один механизм переговорного процесса. «Формат «5+2» встал, рабочие группы, которые вроде бы работали над укреплением мер доверия, последние пять лет ничем, кроме демонтажа канатной дороги между Рыбницей и Резиной, похвастать не могут, политические переговоры по статусным вопросам и вопросам безопасности не ведутся много лет»,— сказал Шова NM.
При всем при этом, по его словам, нынешний кризис является подходящим моментом для того, чтобы стороны начали совместно выстраивать нечто серьезное и прочное. «Решение отдельных проблем работать не будет. Нужен системный подход. Думаю, сейчас хороший повод серьезно все взвесить»,— резюмировал эксперт.