Прослушки до Страсбурга доведут
3 мин.

Прослушки до Страсбурга доведут


Правящая коалиция «Грузинская мечта» сумела преодолеть вето президента Георгия Маргвелашвили на резонансный закон о прослушивании телефонных разговоров граждан, оставив тем самым в силе вариант, по которому министерство внутренних дел (МВД) сохраняет возможность технического доступа к сетям мобильных операторов. Несмотря на вступление закона в силу, некоммерческие организации (НКО) и влиятельные адвокаты планируют обратиться в Конституционный суд Грузии, а затем и в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), пишет «Коммерсантъ».

Грузинский парламент преодолел президентское вето на закон о «прослушках» 82 голосами «против» 13 «за» при необходимом минимуме 76 голосов. Для этого парламентскому большинству от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) пришлось объявлять настоящую мобилизацию.

Сначала члены парламента голосовали за альтернативный вариант, инициированный президентом. Наложив вето на закон, принятый 27 ноября, Георгий Маргвелашвили предложил передать технический доступ к сетям мобильных операторов («ключ») судебной инстанции. Согласно президентскому варианту, суд выдает МВД юридическое разрешение на прослушивание, и судья сам «поворачивает ключ», открывая линию технического доступа к системе. Но предложение главы государства не получило достаточного числа голосов.

Затем был вновь поставлен на голосование закон, подготовленный парламентскими комитетами по обороне и безопасности и по правам человека, на который наложил вето глава государства. Республиканская партия, входящая в правящую коалицию, проголосовала против.

А соратники экс-президента Михаила Саакашвили по его партии «Единое национальное движение» (ЕНД) вообще не приняли участия в голосовании. Депутат от ЕНД Давид Дарчиашвили дал понять, что их партия не поддерживает ни один из предложенных парламенту вариантов. «Нам близко лишь предложение НКО о передаче «ключа» операторам мобильной связи, и больше никому»,— сказал он.

Впрочем, предложение НКО было отвергнуто правящей коалицией как неприемлемое с точки зрения госбезопасности. «Из трех грузинских мобильных операторов один принадлежит российской компании, второй — турецкой, а третий — американской,— пояснил председатель комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили.— Передать им «ключ» к прослушиванию телефонных разговоров означало допустить их к очень важным государственным секретам».

В итоге после преодоления вето остался в силе закон, принятый 27 ноября: технический доступ («ключ») к сетям мобильных операторов остался у МВД, прослушивать же телефонные разговоры граждан с санкции суда спецслужбы смогут под контролем инспектора по защите персональных данных — правительственного чиновника, назначаемого премьером.

НКО этот вариант не устраивает. Они объявили о возобновлении акций протеста под лозунгом «Нас опять прослушивают!» и обратились в Конституционный суд с иском о признании закона «нарушающим права человека», то есть антиконституционным. Кроме того, известный адвокат Лия Мухашаврия, работавшая над альтернативными вариантами, намерена подать иск к грузинскому правительству, а также в Страсбургский суд по правам человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: