Орнитология, бердвотчинг и сообщество единомышленников
«Мы почти всю страну исколесили»
«В первую очередь, мы живем в мире перемен. То, что было реальностью десять лет назад, теперь не работает. Это касается и природы. Кто-то должен документировать изменения, кто-то должен предоставлять государству актуальную информацию.
Второй аспект — ты у себя дома должен знать, что происходит во всех сферах. Ты должен знать, сколько здесь людей живет, сколько птиц обитает, сколько лесов засажено. Никому не нравится мониторинг, это ведь ежегодная работа, ресурсы и время. Легче всего найти данные в интернете, но кто-то ведь должен собирать эту информацию, кто-то должен делать эту черную работу».
«Мы не можем оторвать себя от остальной природы. Мы — звено той же цепи. Важно следить за птицами, потому что они — индикатор здоровья среды. Например, мы проводим мониторинг птиц на сельхозугодьях: чем меньше там зерноядных птиц отряда воробьинообразных, тем больше на участке используют пестицидов.
А мы — конечный потребитель, часть пестицидов попадает через пищу к нам в организм. Если мы наблюдаем за птицами, мы можем многое сказать о состоянии экосистемы».
«Раньше было много самых обычных городских воробьев. Домовых. Базар на Чеканах буквально кишел воробьями. Город преобразовался, поменялась архитектура, базарчики исчезли, и сейчас воробьев не так много.
Села у нас пустеют, а птицы меняются местами с людьми. Спутники домов — сороки, воробьи, ласточки. Сейчас я заметил, что некоторые виды птиц — например, сороки — отлетели к районным центрам, а в опустевших домах появились лесные птицы — дрозды, зарянки — которые раньше никогда бы не залетели туда».
И кому это нужно?
Самый младший член SPPN дает интервью по zoom: он сейчас учится на первом курсе биологического факультета Ясского университета. К ребятам Михай присоединился, будучи еще лицеистом в Молдове — увидел профиль организации в Instagram. Парень признается, что хочет посвятить свою жизнь орнитологии.
«Или делаю это, или не делаю ничего», — заключает он. И рассказывает, что давно задумывается над тем, почему ему так нравится природа: «Я пришел к мысли, что мне не нужна причина. Люди часто ищут причину, чтобы что-то сделать. Но вряд ли мы бы существовали без природы: мы без нее ничто, ведь мы — часть этого мира».
Силвия и птицы
«Будут деньги, но не будет людей»
Фотографии: Societatea Pentru Protecția Păsărilor și a Naturii//Facebook