В Кишиневе в четвертый раз прошел международный форум «Дискуссии о европейской интеграции Молдовы». Молдавские власти использовали площадку, чтобы отчитаться об успехах, а европейские дипломаты и эксперты, чтобы напомнить Кишиневу, что в Евросоюзе от него ждут не слов, а реальных дел. После некоторых выступлений складывалось впечатление, что Молдова, где последние семь лет правят партии, называющие себя проевропейскими, находится не просто в начале пути, а откатилась назад.
«Не время расслабляться»
В форуме, организованном 11 октября Ассоциацией внешней политики, МИДЕИ и фондом Фридриха Эберта, приняли участие высокопоставленные дипломаты, чиновники, политики, эксперты. Он был поделен на три панели. Первая была посвящены евроинтеграции, вторая — реформам в юстиции и борьбе с коррупцией, а третья урегулированию приднестровского конфликта (NM подробно написал о ней здесь).
В первой панели приняли участие спикер Андриан Канду и глава МИДЕИ Андрей Галбур.
Канду выступил с весьма ободряющей речью. Он рассказал, что «дорожная карта по внедрению Соглашения об ассоциации с ЕС реализована на 95%, заверив, что страна с приходом к власти правительства Павла Филипа обрела стабильность.
«Финансовый и банковский кризис спровоцировал политический. Все это, очевидно, привело к кризису доверия со стороны граждан и партнеров по развитию. Реформы остановились», — отметил Канду. Сейчас в Молдове, по словам спикера, «эффективно, шаг за шагом, без политического интереса» обсуждают важные вопросы. Он особо подчеркнул, что вопрос о том, куда идти Молдове — на Запад или на Восток — не стоит: конечно на Запад.
После Адриана Канду выступили участники панели, среди которых были министр иностранных дел и евроинтеграции Андрей Галбур, глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола, замглавы МИД Чехии Росла Людва, аналитик EUISS Нику Попеску. Перед выступлениями показали нарезку мнений обычных людей о ситуации в стране. Они говорили о том, что из Молдовы все бегут, реформ не видно. Кто-то говорил, что евроинтеграция — это хорошо, а кто-то не мог понять, зачем она нужна. В сюжете был внушительный заряд пессимизма.
Пиркка Тапиола прокомментировал его. По его словам, видео очень хорошо говорит о том, что люди думают о евроинтеграции и ситуации в целом. Тапиола заявил, что евроинтеграция не означает чудес — это тяжелый труд. Результаты, отметил он, уже видны: после того, как европейский и молдавский рынки открылись друг для друга, заметно увеличение торговли Молдовы с ЕС. А еще видно, что прогнозы скептиков о том, что молдавский рынок будет наводнен европейскими товарами не оправдались: «Молдавский экспорт стабильно растет и сегодня 64% его —это экспорт в ЕС». Кроме того, подчеркнул он, Евросоюз стал главным источником прямых инвестиций в Молдову.
При этом, по словам дипломата, многое еще предстоит сделать, чтобы общество менялось, а государство развивалось в сторону верховенства права. Как отметил Пиркка Тапиола, после долгих дискуссий о европейских ценностях и интересах в регионе, к которому относится и Молдова, у ЕС появился внятный и сильный ответ: европейские ценности и интересы — это тесно связанные друг с другом вещи. Демократия, верховенство права, качественное государственное управление помогут стабильности, которая соответствует европейским интересам.
«Ваш успех — наш фундаментальный интерес», — подчеркнул Пиркка Тапиола. При этом он доходчиво объяснил, чего Брюссель хочет от Кишинева. «Мы строим наши отношения на действиях и результатах», — сказал дипломат.
Ярослав Людва констатировал очевидное: за последние годы понятие «евроинтеграция» в Молдове было скомпрометировано. Правительству республики он посоветовал быть «промолдавским» и сконцентрироваться на том, чтобы соответствовать ожиданиям собственных граждан.
«Мы ценим результаты, достигнутые [властями Молдовы] при реализации „дорожной карты“, но сейчас не время расслабляться», — предостерег Людва.
Нику Попеску говорил о преимуществах евроинтеграции, подтверждая слова цифрами. По его словам, десять лет назад объемы экспорта молдавских товаров в ЕС и в Россию были сопоставимы: полмиллиарда евро в западном направлении и столько же на восток.
«Сегодня же экспорт в ЕС составляет €1,2 млрд и около €400 млн — в Россию» — отметил Попеску.
Эксперт развил мысль Людвы о том, что именно на молдавских властях лежит вина за падение уровня поддержки европейского курса страны. «Правительства страны семь лет делали все, чтобы поддержка евроинтеграции упала», — заявил он.
Сегодня, уверен Нику Попеску, Молдова более коррумпирована, чем в 2009 году. Чтобы проиллюстрировать масштаб проблемы, он провел аналогию с правилами дорожного движения: «Представьте дорогу с разрешенным скоростным режимом 100 км/ч. Во Франции ездят со скоростью 105 км/ч, в Румынии 110 км/ч, а в Молдове — 140 км/ч. Такое превышение скорости может привести к серьезному инциденту».
Попеску, не занимающий никакой официальной должности, называл вещи своими именами, отметив, что страной управляет человек, не занимающий государственных должностей. «Осуществление власти через выборы не работает. Когда так происходит, есть риск социального взрыва», — предупредил он.
«Нет волшебной пули»
Вторая панель форума касалась реформирования юстиции и борьбы с коррупцией. Перед спикерами поставили вопрос: «Возможно ли в Молдове достичь реального прогресса в этих областях?»
Отвечали министр юстиции Владимир Чеботарь, замдиректора Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Кристина Цэрнэ, замглавы Антикоррупционной прокуратуры Эдуард Варзарь, глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь и двое приглашенных из-за рубежа — глава международного отдела департамента Европейской комиссии по вопросам юстиции Мартин Куин, а также глава департамента программ Регионального Совета по сотрудничеству (RCC) Газменд Турдиу.
Оптимистичнее всех был настроен министр Чеботарь. «Рад, что спустя год могу прийти с конкретными изменениями», — сказал он, отметив, что в прошлом году участвовал в подобной конференции, и тогда основная критика в его адрес сводилась к тому, что в Молдове нет чиновников и судей, привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию.
В выступлении Чеботаря было много цифр, которые он использовал как доказательство успешных реформ и эффективности борьбы с коррупцией. По словам министра, за последний год принято более 100 законов, улучшивших качество юстиции. Молдова выполнила 400 из 457 пунктов в сфере реформирования юстиции, содержащихся в «дорожной карте» по внедрению Соглашения об ассоциации.
Чеботарь перечислил «неприкасаемых», которым за последний год были предъявлены обвинения в коррупции: один бывший премьер, один бывший министр, 40 судей, 14 прокуроров, двое зампредов Нацбанка, два бывших замминистра, 13 мэров, два зампреда районов, более 30 таможенников и администраторы нескольких банков.
«Раньше ВСМ (Высший совет магистратуры. — NM) был профсоюзом судей, а сейчас занимается чисткой. Все чаще генпрокурор направляет запросы о снятии иммунитета с судей», — привел Чеботарь очередной пример успеха.
Единственное, что омрачает картину — то, как население воспринимает работу правосудия, посетовал министр. Проблема, по его мнению, в том, что у граждан формируется неправильное впечатление о системе юстиции и коррупции в ней, и пообещал работать на улучшение имиджа.
Прокуроры Антикоррупционной прокуратуры поддержали министра. Эдуард Варзарь заверил, что благодаря реформе прокуратура усилилась и теперь бороться с коррупцией стало легче: количество прокуроров увеличилось с 37 до 50, а количество консультантов и вовсе возросло с трех до 40.
Виорел Морарь заявил, что работа кипит: «Меня часто спрашивают журналисты, почему некоторые действия прокуратура предпринимает лишь сейчас, а не годами раньше? Потому что сейчас вещи делаются!»
Кристина Цэрнэ была единственной, кто говорил о проблемах. Она посетовала на то, что у судей и прокуроров по-прежнему есть иммунитетом и привлечь к ответственности их можно лишь после соответствующего решения их же коллег.
Цэрнэ также заявила о необходимости смены приоритетов. По ее словам, говорить нужно, в первую очередь, о предотвращении коррупции. Кристина Цэрнэ рассказала, что уже около полугода применяется тестирование чиновников на неподкупность. «Выяснилось, что 65% чиновников, прошедших тест, были вовлечены в акты коррупции. 45% принимали дорогостоящие подарки и 100% всех вовлеченных в коррупцию не говорили об этом правоохранительным органам», — сказала она.
Еврочиновник Мартин Куин тоже оперировал цифрами. «Где сейчас Молдова [в реформировании юстиции и в борьбе c коррупцией]?, — спросил он, взглянув на Чеботаря. — Мы слышали про план действий, про все законы, которые были приняты. Хорошо. С другой стороны, у меня есть индекс верховенства права, разработанный World Justice Project. Там мы видим, что по сравнению с другими странами Молдова справляется плохо. Это индекс о восприятии [юстиции]. Он похож на результаты индекса восприятия коррупции Transparency International».
Куин сказал, что Евросоюз приветствует меры, предпринятые молдавскими властями. «Но что действительно важно, так это реализация», — отметил он и снова взглянул на Чеботаря.
Министр сидел с опущенной головой. Еврочиновник же подчеркнул, что важно изменить отношение граждан к юстиции и ее реформа остается для Молдовы ключевой задачей.
«Нет волшебной пули, какого-то внешнего игрока. За это ответственны власти. Нужна политическая воля на самом высоком уровне», — заключил он, добавив, что ЕС уже оказал молдавскому сектору необходимую техническую и финансовую поддержку.
Вопросы из зала главным образом касались возмещения убытков, нанесенных коррупционерами высокого ранга и изменения общественного восприятия коррупции в юстиции. Виорел Морарь сообщил, что в процессе возмещения убытков есть препятствия, но скоро они будут устранены. Он также заявил, что даже в европейских странах высок уровень восприятия коррупции .
У Мартина Куина был другой ответ: «Как изменить восприятие коррупции в системе юстиции? Все просто. У вас не должно быть избирательного правосудия».