Конституционный суд постановил 25 марта, что должника нельзя насильно приводить к судебному исполнителю. Согласно решению КС, это противоречит Конституции и нарушает права человека, касающиеся личной свободы.
Как рассказала глава КС Домника Маноле, статья 73 Исполнительного кодекса, согласно которой, если по повторному запросу судебного пристава должник к нему не явится, суд принимает решение о его принудительном приводе, противоречит Конституции.
«Принудительный привод должника предполагает применение принудительных мер против воли личности, что приводит к нарушению 25 статьи Конституции, касающейся личной свободы», — отмечается в решении КС.
Также КС ссылается на Европейский суд по правам человека, который в подобных случаях констатировал нарушение прав и свобод граждан.
«Суд постановил, что принудительный привод должника является исключительной принудительной мерой заключения под стражу, которая должна преследовать законную цель. В этом случае же принудительное привлечение должника к судебному исполнителю не способствует достижению этой цели», — отметили в суде и добавили, что «если человек не может сам решать следовать за сотрудниками полиции или нет, а попав в отделение полиции, не может покинуть его по собственному желанию без последствий, то это ограничивает его право на свободу».
Решение КС окончательное и обжалованию не подлежит. Оно вступает в силу с момента публикации в Официальном мониторе.