Близкие к властям РМ политики и аналитики все чаще бьют тревогу: «Русские идут!» Политическая активность России в Молдове, казалось бы, и впрямь набирает обороты: плодятся новые медиа-проекты, в СМИ пафосно освещаются мероприятия, где с воодушевлением обсуждается крах евроинтеграции и выгоды разворота на Восток. Вместе с тем, даже у тех, кто симпатизирует России, плоды ее политических инвестиций в РМ вызывают то, что сейчас называют facepalm — чувство, когда хочется прикрыть лицо рукой. И думаешь: «Черт, лучше бы я этого не видел».
На прошлой неделе о российской угрозе для Молдовы высказался посол США в Кишиневе Джеймс Петтит. В интервью радиостанции Europa Libera он сказал, что сейчас не видит прямой угрозы для республики со стороны Москвы. «По моему мнению, у России много других внутренних и внешних проблем, которые она вынуждена решать», — добавил американский дипломат.
Если послушать некоторых молдавских политиков или почитать публикации в отдельных СМИ, может сложиться впечатление, что влияние Москвы на Молдову безгранично и стало главной причиной торможения республики на пути в Европу. Кремль предстает в образе «злого гения», который разыгрывает в Кишиневе тонкие и коварные политические многоходовки, доминирует в СМИ, умело манипулирует почти всеми политиками и организациями самого широкого спектра, ловко работает через церковь, какие-то сегменты общества и целые регионы.
Подпитка подобных фобий и мифов выгодна тем, что позволяет плохим политикам, коррумпированным чиновникам и геополитическим активистам списать на «внешнего врага» собственные неудачи и перевести протестную энергию общества на геополитические баталии. А при случае и припугнуть внешних партнеров: да, мы украли миллиард и в гробу видали ваши реформы, но если откажете нам в поддержке, придут страшные «русские».
Самое интересное, что это до сих пор работает. Поэтому каждый — от случайного президента и до бесхозяйственного мэра или трудоустроенного по партийной линии посла — не просто оказался не на своем месте. Нет, каждый из них не понаслышке знает о «гибридной войне» и держит невидимую линию геополитического фронта.
В последнее время некоторые из тех, кто еще недавно говорил о «русской угрозе», признали, что это мало относится к реалиям. «Не надо попадать в ловушку типа „придут русские, поэтому давайте выберем меньшее зло“. Русские не придут. У них много проблем и без нас», — сказал в конце декабря прошлого года тогдашний кандидат на пост премьер-министра Ион Стурза.
«Москве не нужна Республика Молдова, и Москва не имеет для нее возможностей, — вторил ему в феврале в эфире Radio Moldova аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор. — Молдова находится вне сферы интересов Российской Федерации. Плахотнюк просто-напросто продолжает шантажировать электорат угрозой „русского танка“». «С экономической точки зрения, у России нет средств, чтобы привлечь к себе Молдову. Россия и Приднестровье не может потянуть», — говорил он же в марте в эфире Jurnal TV.
Эти слова хорошо бы запомнить, поскольку не исключено, что в других обстоятельствах, в новом политическом цикле те же самые люди снова заговорят о «руке Москвы». Спроси их, и они найдут тысячу аргументов в пользу того, что раньше, когда они об этом говорили, это было действительно так. Но не признаются, что просто морочили людям голову, пока им это было выгодно или казалось необходимым. Так же, как сейчас это делают те, кого они критикуют.
Парадокс в том, что те, кто хоть раз сам реально сталкивался с практикой работы Москвы на общественно-политическом поле Молдовы, оценивают ее искусность в куда менее лестных выражениях, чем условные западники. Если бы каким-то чудом появилась возможность провести независимый аудит российских политических инвестиций в Молдове, то его результаты оказались бы ужасающими, в первую очередь, для самой Москвы.
А пока ужасаться приходится тем, кто сталкивается с плодами таких вложений. В подавляющем большинстве случаев ими оказываются продукты крайне низкого качества и с нулевой технологической эффективностью. Десяток грошовых анонимных интернет-«помоек» вместо пусть одного-двух, но полноценных СМИ. Видеоблоги «городских сумасшедших», в отчетах именуемые интернет-телевидением. Собрания малоизвестных авантюристов под вывесками «фабрик мысли» и «научно-практических конференций», по мотивам которых потом выходят репортажи и интервью, полные самовосхваления и восторженной пошлости.
Другой парадокс заключается в том, что, несмотря на все это, соцопросы действительно демонстрируют сохранение или даже усиление пророссийских настроений в молдавском обществе. Но благодарить за это Москве стоит не своих «надежных партнеров» в Кишиневе, а скорее представителей «проевропейских» властей, которые сделали все, чтобы похоронить европейскую идею в Молдове.
Так совпало, что европейская идея в РМ забуксовала ровно в тот момент, когда дальнейший ход реформ стал реально угрожать сохранению и воспроизводству политической системы. Теперь система готова ее отбросить, как змея, меняющая свою кожу. И к «русским» это не имеет никакого отношения.
Вопрос в том, что дальше. Как показал опыт 2009 года, формальная замена нескольких фигур у власти и геополитических лозунгов еще не означает ни реальной смены элит, ни слома порочной политической системы, ни даже полноценного изменения внешнеполитического вектора. Те же самые теневые персонажи, для которых геополитика — не более чем инструмент поддержания раскола в обществе и удержания власти, остаются архитекторами новой старой политической системы.
Для того чтобы сломать систему, сегодня необходимо объединить молдавское общество и остановить этот геополитический маятник. Иначе он просто в очередной раз качнется в другую сторону. И так до бесконечности.