Служба информации и безопасности не сможет блокировать сайты за распространение дезинформации, а граждан не будут за это наказывать огромными штрафами. Эти положения PAS исключила из законопроекта о борьбе с дезинформацией и пропагандой, который парламент принял 2 июня во втором чтении. NM рассказывает, как отредактировали законопроект перед вторым чтением, и почему оппозиция требовала вернуть его к первому чтению.
Что убрали из проекта
На заседании 2 июня парламентское большинство приняло во втором окончательном чтении законопроект о борьбе с дезинформацией и пропагандой. За проект проголосовали 54 депутата от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS).
Авторами законопроекта выступили депутаты от PAS Игорь Гросу, Лилиана Николаеску-Онофрей, Марчела Адам, Оазу Нантой, Виктор Спыну, Анжела Мунтяну-Пожога, Вирджилиу Пысларюк и Лилиан Карп.
Ко второму чтению из законопроекта убрали большинство нововведений, успевших стать скандальными. Так, первоначальная версия закона наделяла Службу информации и безопасности (СИБ) полномочиями блокировать сайты, которые распространяют дезинформацию, наносящую вред информационной безопасности страны.
Убрали также наказание для физлиц за распространение дезинформации: в первоначальной версии речь шла о штрафах от 20 тыс. до 75 тыс. леев.
Что оставили в законопроекте
Ко второму чтению в законопроекте оставили лишь положения, касающиеся телерадиовещания. Один из авторов законопроекта Виктор Спыну объяснил NM, что после многочисленных запросов, в том числе от общественников, депутаты решили исключить вышеназванные положения законопроекта и дополнительно поработать с тем, что осталось.
В частности, в окончательной версии отредактировали определение дезинформации: «намеренное распространение ложной информации, созданной для нанесения ущерба личности, социальной группе, организации или безопасности государства».
В первоначальной версии было такое определение: «распространение ложной или вводящей в заблуждение информации (искаженной, сфабрикованной, преувеличенной, вырванной из контекста или взятой в другом контексте и размещенной вместе с правдивой информацией, но с тенденциозной аргументацией), которую создали и обнародовали для получения экономической прибыли, заведомого введения общественности в заблуждение или нанесения ущерба общественности».
Принятый законопроект также запрещает трансляцию в Молдове новостей, информационно-аналитических программ и фильмов военного содержания, произведенных в странах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (Россия эту конвенцию не ратифицировала).
Среди поправок, внесенных ко второму чтению, есть такая: половина закупаемого за рубежом контента должна быть из стран ЕС, США Канады или стран, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении.
Еще одна поправка: запрет на проникающую рекламу на зарубежных каналах, нацеленную на Молдову.
Кроме того, в Кодекс аудиовизуальных медиауслуг внесли возможность лишать телеканалы права на трансляцию рекламы сроком до трех месяцев за несоблюдение обязательной нормы местного контента.
Как обсуждали законопроект
Долгих обсуждений законопроекта не было. Оппозиция возмутилась тем, что законопроект значительно изменили ко второму чтению. В частности, депутат от партии «Шор» Вадим Фотеску настаивал на том, что, согласно законодательству, если текст законопроекта изменили более, чем на 30%, то его необходимо заново рассматривать в первом чтении.
Депутат от PAS Олеся Стамате в ответ заметила, что ко второму чтению текст законопроекта в основном сократили, а не дополнили новым содержанием. «И, если исходить из первого варианта текста, то доля изменений очень низкая», — сказала депутат.