Депутаты от партии «Действие и солидарность» (PAS) раскритиковали отчет Генпрокуратуры о расследовании кражи миллиарда, который обсудили на заседании парламента 20 августа. Депутаты от фракции ПСРМ-ПКРМ, в свою очередь, заподозрили правящую партию в «сведении счетов» с генпрокурором. А депутаты от партии «Шор» то настаивали, чтобы в парламенте заслушали по видео-связи Илана Шора, то возмущались, что «за два года никто не сказал, какой Оргеев красивый».
«Если вы добиваетесь только отставки Cтояногло, то мы не доберемся до истины»
Генпрокурора Александра Стояногло должны были заслушать на заседании парламента 20 августа. Стояногло, однако, к депутатам не пришел. Подготовленный Генпрокуратурой отчет предложили изучить юридической комиссии парламента и дать по нему заключение.
После часового перерыва, в ходе которого комиссия изучала отчет, глава юркомиссии, депутат от PAS Олеся Стамате сказала, что комиссия оценивает работу руководства Генпрокуратуры и НЦБК как «неудовлетворительную». «Парламент констатировал отсутствие прогресса в расследовании и его затягивание», — сказала Стамате. Также она сказала, что депутаты требуют, чтобы в течение 30 дней правоохранители разработали механизмы возврата денег, а Высший совет магистратуры (ВСМ) обеспечил эффективность рассмотрения таких дел в судах. Стамате добавила, что юркомиссия парламента и комиссия по нацбезопасности будут следить за ходом расследования кражи миллиарда.
Депутат-социалист Влад Батрынча возмутился тем, что юркомиссия не обратила внимания ни на ARBI (Агентство возврата имущества, добытого преступным путем), ни на другие органы, связанные с расследованием кражи миллиарда, ни на специализированные прокуратуры. «Меня волнует роль Нацбанка и политический фактор», — сказал Батрынча. Он посоветовал юркомиссии включить в список больше учреждений.
«Мы делаем вывод, что это больше политические разборки с некоторыми личностями, а не искреннее желание [разобраться с ситуацией]», — отметил он.
Батрынча снова вышел к трибуне, после того как Стамате представила заключение. Он посетовал, что миллиард возвращают медленно, и напомнил, что ПСРМ выступала за то, чтобы долг за украденный миллиард «сняли с плеч граждан». «Эту кражу хорошо спланировало правительство и некоторые политики из парламента. […] Понятно, что у политиков были договоренности с Нацбанком», — подчеркнул Батрынча.
Он отметил, что тоже не доволен действиями прокуратуры в расследовании кражи миллиарда, но напомнил депутатам от PAS, что в 2019 году [c приходом Стояногло] в прокуратуре произошли изменения. Он обвинил правящую партию в том, что, критикуя генпрокурора, они не упоминают ни руководство НБМ, ни экс-премьер министра Юрия Лянкэ. «Одних вы называете, о других забываете […] Если вы добиваетесь только отставки [Cтояногло], мы не доберемся до истины», — сказал Батрынча.
«За два с половиной года никто не сказал, какой красивый Оргеев»
«Следующим на выступление записался депутат Илан Шор», — неожиданно сообщил спикер Игорь Гросу и посмотрел в сторону фракции «Шор». Депутат от партии «Шор» Марина Таубер пояснила, что 19 августа Шор попросил, чтобы ему дали возможность выступить в парламенте по видеосвязи. На это Гросу ответил, что депутаты обязаны ходить на заседания, а Шор должен был уведомить Постоянное бюро парламента о причине своего отсутствия.
После этого спикер дал слово председателю фракции «Шор» Денису Уланову. Уланов заявил, что в краже миллиарда виноват комитет экономической стабильности, работавший при правительстве в 2013-2014 году. «Они же предложили гениальную идею: ликвидировать банки, которые были единственным способом возврата государственного кредита», — сказал Уланов.
Он возмутился тем, что членов этого комитета до сих пор не привлекли к ответу. «Господин Стояногло, а вы уже передали в суд дела тех гениев и защитников интересов государства, которые предложили ликвидировать три банка и разделить 50% банковского рынка», — обратился Уланов к отсутствующему в зале генпрокурору. Депутат также напомнил, что с подачи Стояногло «его [Уланова] поливали грязью», после того как по просьбе генпрокурора Уланова лишили иммунитета.
Коллеги по фракции Уланова: Марина Таубер и Регина Апостолова — продолжили в том же духе. Апостолова напомнила, что в 2019 году ее иТаубер пытались незаконно привлечь к уголовной ответственности, а через год закрыли дело.
«Мы — сильная команда, мы твердо прошли этот год и дождались этого решения [о закрытии дела]», — сказала Апостолова.
Также она возмутилась тем, что «за 2,5 года никто не сказал, какой красивый Оргеев». Посетовала Апостолова и на то, что из-за пандемии парк отдыха Orhei Land был закрыт целый год, «хотя там можно было гулять на открытом воздухе».
«Мы знаем, кто, где, когда украл, есть отпечатки, но доказать ничего не можем»
Депутат от PAS Раду Мариан заявил, что Стояногло «не хватило смелости» прийти в парламент. Он тоже отметил, что в расследовании нет прогресса. «В отчете больше планов, чем результатов», — сказал Мариан. Также он возмутился тем, что прокуроры рассказали только о тех делах, которые недавно отправили в суд, но не сообщили, что происходит с делами, заведенными раньше.
«В расследовании кражи миллиарда принимает участие половина Антикоррупционной прокуратуры, и за шесть месяцев они смогли написать четыре страницы ни о чем», — заявил Мариан. Кроме того, он отметил, что у Стояногло есть «моральное обязательство выступить перед гражданами и депутатами». Он добавил, что действия генпрокурора подтверждают необходимость внести поправки в закон «О прокуратуре», которые позволят оценивать работу генпрокурора.
Его коллега по партии Дмитрий Алайба тоже раскритиковал генпрокурора. Он отметил, что за семь лет, прошедших с кражи миллиарда, в стране сменилось три генпрокурора, и ни один из них не добился успеха в расследовании кражи миллиарда. «Илан Шор, который напрямую замешан в краже миллиарда, хочет, чтобы его заслушали в парламенте. А генпрокурор, который отвечает за расследование, — не хочет», — сказал Алайба.
«Стояногло — не тот, кто остановит это необратимое колесо истории. Мы доведем все до конца. Для этого мы пришли сюда. Мы обещаем это и Стояногло, и гражданам, и другим прокурорам, которые попытаются препятствовать расследованию», — добавил Алайба.
Министр юстиции Сергей Литвиненко, который совмещает должности министра и депутата, тоже раскритиковал Стояногло. Литвиненко сравнил Стояногло с Валерием Зубко, который, будучи генпрокурором, принял участие в охоте в Пэдуря Домняскэ, во время которой погиб человек. Литвиненко напомнил, что Зубко и Стояногло отказывались прихрдить в парламент, ссылаясь на одно и то же решение Конституционного суда.
«Только в этом году граждане должны заплатить 860 млн леев [чтобы вернуть в бюджет деньги из украденного миллиарда]», — сообщил Литвиненко. Завершая выступление, он отметил, что нынешнее поведение Стояногло лишний раз подтверждает необходимость оценивать генпрокурора.
В конце заседания слово взял спикер Игорь Гросу. «Ничего личного. Речь идет об учреждениях. Большая проблема нашего государства — слабые учреждения, которые долгое время были парализованы коррупцией. […] Чиновник, которого мы сюда приглашаем, представляет учреждение. Свои обиды пусть демонстрирует дома перед зеркалом», — сказал Гросу. Комментируя деятельность прокуратуры, спикер закончил свое выступление цитатой юмориста Геннадия Хазанова: «Мы знаем, кто, где, когда украл, есть отпечатки пальцев, но доказать ничего не можем».
В итоге 57 депутатов от PAS одобрили заключение юркомиссии парламента по отчету генпрокуратуры. В нем говорится об отсутствии прогресса в расследовании кражи миллиарда и возврате украденных денег, а работа «руководства Генпрокуратуры» и НЦБК признана «неудовлетворительной».