Решение Кремля о выводе основной части российского контингента в Сирии удивило западных аналитиков и публицистов. Больше, чем последствия, их интересуют причины такого неожиданного шага президента РФ Владимира Путина. Некоторые аналитики, впрочем, полагают, что Кремль в действительности не собирается свертывать операцию в Сирии, а реальный масштаб вывода войск будет невозможно определить, пишет РБК.
По информации The Wall Street Journal, решение Путина о выводе войск стало сюрпризом для американских властей, которые, впрочем, догадывались о возможности подобного шага Кремля. По информации источников издания в Вашингтоне, в последнее время «было видно, что российские войска не производили ротацию техники — танков, самолетов и артиллерии — между своими базами на территории Сирии». В обратном случае это свидетельствовало бы о планах долговременного военного присутствия.
Аналитическое издание Politico также напоминает о недавнем интервью Барака Обамы порталу The Atlantic, где президент США в очередной раз повторил свое мнение о том, что Россия в Сирии зашла слишком далеко и рискует завязнуть в трясине.
«С момента присоединения Крыма два года назад Путин неоднократно сбивал с толку американских аналитиков, которым, к досаде Обамы, не удавалось предсказать шаги российского лидера», — пишет Politico. Слова Путина, напоминает издание, нередко расходятся с делами, и остается догадываться, когда Россия выведет основную часть контингента. Politico не исключает, что одной из причин такого решения Кремля было именно опасение попасть в «трясину конфликта».
Источники WSJ в европейской дипломатии утверждают: в последние недели ВКС России усилили атаки на позиции «Исламского государства» (ИГИЛ) только потому, что до этого успешно помогли сирийскому лидеру Башару Асаду ослабить вооруженную оппозицию. Теперь западные дипломаты опасаются, что Кремль сделает США «предложение, от которого невозможно отказаться» — совместно бороться с исламским экстремизмом, подразумевая под этим молчаливую поддержку режима Асада.
Кроме того, неназванный эксперт аналитического центра Eurasia Group заявил WSJ, что решение Путина о выводе войск — сигнал самому Асаду о необходимости более плотно участвовать в переговорном процессе с оппозицией: «Краткосрочной целью является частичная передача власти, долгосрочной — конституционная реформа и перевыборы».
Директор же Eurasia Group Иэн Бреммер в видеообращении на своей страничке в Facebook подчеркивает: «В отличие от украинского конфликта в Сирии российский контроль над происходящим не так велик. Я предполагаю, что даже со стороны Асада миссия не является выполненной». Для Кремля, по мнению Бреммера, такой момент уже наступил, и к нему Россия подошла с минимальными потерями.
Колумнист Bloomberg Леонид Бершидский, напротив, считает, что Россия в действительности не собирается свертывать военное присутствие в Сирии. Заявление Путина, по его словам, скорее напоминает схожие миротворческие жесты после встречи в Нормандии летом 2014 года и после подписания соглашения «Минск-2» по Украине в начале 2015 года.
«Кроме того, в Сирии еще более просто скрыть передвижения российских войск, — продолжает Бершидский. — Ведь никто не в состоянии четко мониторить ситуацию на местах, кроме местных правозащитников, чьи возможности также ограничены». Поэтому, уверен эксперт, реальный масштаб «вывода войск» будет неизвестен, а также потому, что неясен точный состав уже присутствующей группировки войск.
По материалам РБК.