На таможенном пункте Ибрахим-Халиль, расположенном между Турцией и иракским Курдистаном, застряли три гражданина Молдовы. Они везли цистерны со спиртом в столицу Курдистана Эрбиль. Их держат на границе уже три с половиной месяца, не разрешая ни въехать в страну, ни повернуть назад. NM разбирался в этой странной истории, в которой все пытаются помочь водителям, но из этого ничего не выходит.
«Это Курдистан, здесь всем на тебя наплевать»
Уже три с половиной месяца они живут в кабинах грузовиков. «Летом из-за 50-градусной жары спать больше часа в сутки было невозможно: постель вся мокрая, в кабине духота. Так называемый душ принимаем на улице, поливая себя водой из канистры, а вещи стираем в ведре», — рассказал NM Леонид Дойков, один из застрявших на границе Турции и Ирака водителей.
По его словам, небольшие суммы денег, которые они взяли в дорогу, быстро закончились. С едой и водой им иногда помогают жители близлежащих турецких сел. Кроме того, как признался Леонид, кое-какие деньги на пропитание им перечисляет заказчик.
За десять лет работы водителем дальних рейсов, отметил он, многое бывало, но с таким сталкивается впервые. По словам Дойкова, случалось, на границе могли задержать на неделю-две, «но курды не пропускают уже четвертый месяц».
«Мы каждый день унижаемся перед начальником таможенного пункта и перед местными полицейскими. Это Курдистан, и здесь всем на тебя наплевать. Их не интересует, что тебя кто-то ждет дома, или ты заболел».
Видео, записанное Леонидом Дойковым:
«Мы здесь сидим, как заложники»
Как рассказал Леонид Дойков, компания, в которой он работает, заключила контракт на доставку из Молдовы в Ирак трех цистерн спирта. 15 июня дальнобойщики добрались до таможенного пункта Ибрахим-Халиль, но с тех пор машины не сдвинулись с места. Леонид подозревает, что цистерны не пропускают по вине заказчика, который не может получить документы на ввоз груза в страну.
«Заказчиком выступает американская фирма, чей таможенный представитель (брокер) находится на территории Ирака. Компания-отправитель груза (Zernoff) тоже все время рассказывает нам какие-то сказки. А мы сидим здесь, как заложники. Играем роль склада на колесах, пока люди при деньгах решают свои вопросы», — посетовал Леонид.
Поговорить с журналистами согласился лишь он. Двое его напарников уже отчаялись и не верят, что кто-то может им помочь сдвинуться с места и уехать. Дома их ждут жены и дети. Родные пытались им помочь, но безуспешно.
Альбина, жена Леонида Дойкова, рассказала, что вместе с сыном писала письма в консульство Молдовы в Турции, обращалась за помощью к властям Гагаузской автономии (они там живут) и даже просила местные СМИ написать об этой ситуации. Но это ничего не изменило.
«Когда человек куда-то уходит или уезжает, он знает, когда вернется. А мы понятия не имеем, когда наши мужья вернутся: через полгода, год или два. Им каждый день говорят: „Сегодня поедете“ или „Через два часа вас выпустят обратно в Турцию“. На днях вот сказали ждать еще неделю», — рассказала Альбина Дойкова.
«У нас нет возможности прямо влиять на ситуацию»
Директор по развитию компании Zernoff Александр Аванесян сказал NM, что эта поставка спирта была рядовой и ничем не отличалась от остальных, так как «процесс поставок [в этом направлении] уже был налажен».
«Клиент [американская компания] не первый раз возит спирт этим транспортом в Ирак. Мы продали спирт на месте, и в момент, когда товар покинул завод, право собственности перешло к клиенту. Транспорт нанимал и оплачивал клиент, поэтому у нас нет возможности прямо влиять на ситуацию», — отметил Аванесян.
По его словам, компания-заказчик столкнулась с трудностями, сейчас она готовит новые документы на импорт, но при этом платит водителям за простой.
«Мы понимаем сложности, с которыми столкнулись водители, поэтому приложили все усилия, чтобы вызволить их, и в результате добились разрешения на выезд. Сейчас у них это разрешение есть. Но транспорт с грузом останется на таможне, и над этим еще предстоит работать», — сказал Аванесян.
«Возможно, к процессу придется привлечь юристов»
Просто так бросить транспорт с грузом в чужой стране — не выход, отметил в беседе с NM Петр Кайряк, владелец транспортной компании Volan Autotrans, которая перевозит три цистерны спирта, купленного американской компанией у Zernoff.
По словам Кайряка, иракская сторона не выпускает водителей без машин, «а машины не пропускают, потому что нет команды получателя». Как и Аванесян, Кайряк сказал, что у американской компании, купившей спирт, возникли проблемы с растаможкой груза.
«Решение этого вопроса все время затягивается. Мы пытались вернуть водителей и груз компании Zernoff, но безрезультатно. Вполне возможно, что к процессу придется привлечь юристов для расторжения контракта с заказчиком», — сказал Кайряк. По его словам, если в ближайшее время американская компания не решит вопрос с растаможкой груза, его фирма попытается «вытащить водителей, а, по возможности, и машины».
NM обратился с запросом в министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ), чтобы понять, поступали ли туда письма родственников водителей. Пресс-секретарь МИДЕИ Даниел Водэ рассказал, что в конце сентября «МИДЕИ получило информацию о гражданах Молдовы, направлявшихся по служебным делам на турецко-иракскую границу». По его словам, вопрос передали в управление министерства по консульским вопросам, а с водителями установили прямой контакт и обсуждают вопрос оказания специализированной консульской помощи.