mycdn.me

Тюрьма вместо школы. Как в Турции судили высланных из Молдовы учителей


Высланные из Молдовы турецкие учителя оказались в числе десятков тысяч турецких правозащитников, журналистов, учителей, военных, которых в Турции осудили или судят за связь с проповедником Фетхуллахом Гюленом. Турецкие власти считают его организатором попытки госпереворота летом 2016 года.  На примере Хусейна Байрактара NM рассказывает, как в Турции судили высланных из Молдовы учителей.

В чем признали виновным Хусейна Байрактара

newsmaker.md/rus/novosti/dvuh-vyslannyh-iz-moldovy-turetskih-uchiteley-prigovorili-k-tyuremnomu-zaklyucheni-42359

По информации источников NM, осведомленных о ходе судебного процесса, суд Анталии признал Байрактара виновным в членстве в «террористической организации FETÖ/ PDY» и приговорил к шести годам и трем месяцам заключения. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Турецкие власти обвинили FETÖ в организации в Турции в июле 2016 года военного переворота. По версии турецких властей, эту организацию создал турецкий проповедник Фетуллах Гюллен. Он живет в иммиграции в США и считается главным врагом президента Турции Реджепа Эрдогана. Сам Гюллен и его сторонники отвергли свою причастность к перевороту и осудили мятеж.

newsmaker.md/rus/novosti/eshche-chetyrem-vyslannym-iz-moldovy-turetskim-uchitelyam-vynesut-prigovor-v-teche-42378

В течение суток после попытки госпереворота турецкие власти арестовали около 6 тыс. человек по подозрению в участии в мятеже и членстве в FETÖ. После этого, по данным Amnesty International, в Турции арестовали около 40 тыс. человек по обвинению в связях с FETÖ/ PDY: журналистов, оппозиционеров, правозащитников, учителей, военных. Amnesty International и Human Rights Watch сообщали, что задержанные подвергаются пыткам и бесчеловечному обращению.

Какие доказательства представили по делу Байрактара

Основное доказательство, представленное обвинением, — работа Хусейна Байрактара преподавателем в «частных учебных заведениях», которые, по мнению прокуроров, являются частью FETÖ. По данным следствия, другим доказательством вины преподавателя является тот факт, что у него был открыт счет в Bank Asia.

Этот банк в 1996 году открыли в Турции Фетуллах Гюллен и Реджеп Эрдоган, которые в то время еще были единомышленниками. После неудавшегося переворота летом 2016 года власти Турции заблокировали работу банка, сославшись на его связи с Фетуллахом Гюлленом.

По информации источников NM, суд заслушал только одного свидетеля. Он рассказал, что познакомился с Байрактаром в студенческом общежитии, в котором жил в 2012-2013 годах. После этого, по словам свидетеля, он уехал из страны и больше с Байрактаром не встречался, только слышал, что он преподает в колледже «Торос» в Анталии.

Что сказал на суде Байрактар

На последнем заседании по делу, которое прошло 15 февраля, Хусейн Байрактар отверг все обвинения и заявил о своей невиновности.

По поводу работы в учебных заведениях, связанных с Гюлленом, он пояснил, что в 2013-2015 годах работал преподавателем турецкого языка в колледже Анталии «Торос» (аналог в Турции сети молдавско-турецких лицеев Orizont). По его словам, в то время этот колледж «постоянно проверяли», он стал искать работу в турецких лицеях за границей, и ему пришел положительный ответ из Молдовы.

Говоря о своем счете в Bank Asia, Байрактар объяснил, что на этот счет ему начисляли зарплату преподавателя.

Он также отметил, что работал в этих учебных заведениях, чтобы заработать деньги на содержание семьи, что у них с женой двое детей, и что за полгода его предварительного ареста у семьи накопился долг.

Что известно о Хусейне Байрактаре

newsmaker.md/rus/novosti/ushedshie-za-orizont-kto-oni-sem-turetskih-uchiteley-deportirovannyh-iz-moldovy-39058

С сентября 2015 года он работал учителем турецкого языка в сети молдавско-турецких лицеев Orizont, в лицее в столичном секторе Чеканы. До этого жил в Анталии, в Турции. В молдавско-турецкий лицей Байрактар попал по объявлению о вакансии. На новое место он приехал с женой, и уже здесь у них родились двое детей. Дочери сейчас два года, сыну — два месяца. Оба как рожденные на территории Молдовы получили молдавское гражданство. Байрактар не просил в Молдове убежище. Он — самый молодой из высланных сотрудников лицея.

Его задержание удалось снять на видео. За Байрактаром пришли прямо в школу. Несколько мужчин в гражданской одежде вывели его из здания и увезли на обычной машине. Коллегам Байрактара они сказали, что из полиции: «У нас машина, мы побеседуем, и он вернется обратно, не переживай». Мужчины пообещали, что отвезут его в комиссариат полиции на Буюканах, чтобы «задать пару вопросов». После этого его больше никто не видел.

***

newsmaker.md/rus/novosti/uroki-turetskogo-kak-vysylka-semi-uchiteley-izmenila-moldovu-39294

Сотрудники Службы информации и безопасности (СИБ) задержали семь учителей сети молдавско-турецких лицеев Orizont утром 6 сентября 2018 года. В СИБ сообщили, что задержанные связаны с исламистской группировкой и представляют угрозу для национальной безопасности, поэтому принято решение выслать их из страны. После этого СИБ более не предоставил никакой новой информации об этом деле.

Правозащитники и юристы утверждают, что высылка турецких учителей была незаконной, так как большинство из них попросили убежища в Молдове, и этот вопрос находился на стадии рассмотрения. Поэтому выдворить из страны их могли только на основании решения суда. Кроме того, родственники и правозащитники говорили, что на родине турецких учителей ждут пытки и жестокое обращение. 10 сентября стало известно, что все высланные учителя находятся в турецких тюрьмах.

Многие в Молдове связали высылку турецких учителей с ремонтом здания администрации молдавского президента, который оплатила Турция, и строительством спортивно-развлекательного комплекса Chisinau Arena, частным партнером государства в котором стала турецкая компания. В администрации президента и в правящей Демпартии, инициировавшей строительство Chisinau Arena, все обвинения отвергли.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Что будет с Moldovagaz без поставок газа? Кто доставит газ в Приднестровье? И зачем нам газопровод под Днестром? Интервью NM с Вадимом Чебаном

В Молдове поставлять газ населению теперь будет не Moldovagaz, а госпредприятие Energocom. Что изменится для потребителей? Что будет с Moldovagaz? Что происходит с поставками газа в Приднестровье? И зачем Кишинев собирается строить подводный газопровод? На эти и другие вопросы ответил врио председателя правления Moldovagaz Вадим Чебан в новом выпуске проекта NM «Есть вопросы» с Николаем Пахольницким.

«Сейчас главная задача — обеспечить плавную передачу от Moldovagaz к Energocom»

С 1 августа главным поставщиком газа для бытовых потребителей вместо Moldovagaz станет госпредприятие Energocom. Что это значит для Moldovagaz?

Это значит, что группе компаний Moldovagaz не удалось до 1 августа внедрить Третий европейский энергопакет. На этом фоне необходимо принять решение о переходном периоде. Передача функций поставщика предприятию Energocom не произойдет автоматически 1 августа. В течение августа Moldovagaz, скорее всего, продолжит выполнять функции поставщика. А вот 1 сентября ,по закону, вступит в силу новый механизм, в соответствии с которым Energocom станет публичным поставщиком.

С сентября счета-фактуры за поставленный природный газ будут приходить уже от имени Energocom. Сейчас главная задача — обеспечить плавную передачу функции публичного поставщика от Moldovagaz к Energocom. Переход должен быть незаметен для конечного потребителя, он произойдет автоматически в соответствии с законом. Но старт этого перехода — именно сентябрь.

Многие не в курсе, что такое Третий энергопакет. Можете объяснить простыми словами?

Надо начать с того, что есть три вида деятельности на рынке природного газа: поставка (закупка и дальнейшая поставка), транспортировка [по магистральному газопроводу] и распределение или доставка конечному потребителю [до счетчика квартиры или дома]. Эти функции, в соответствии с Третьим европейским энергопакетом, должны быть разделены. Это означает, что активами и процессами должны управлять разные компании. Такой подход уже давно принят в ЕС и должен быть внедрен и у нас, в рамках обязательств перед Энергетическим сообществом.

Группа компаний Moldovagaz — это вертикально интегрированная структура. Несмотря на то, что эти функции (поставка, транспортировка, распределение) выполняют разные компании группы, они все подчинены единому центру принятия решений. Согласно требованиям Третьего энергопакета, компания, которая владеет транспортными и распределительными сетями, в данном случае Moldovagaz, не может быть поставщиком газа. А у Moldovagaz до сих пор есть лицензия на поставку, и при этом компания остается владельцем всей инфраструктуры.

Но ведь сейчас магистральными сетями управляет румынский Transgaz?

Да, в сентябре 2023 года все магистральные активы мы передали в имущественный наем компании MoldovaTransgaz, дочерней компании румынского Transgaz. Она платит аренду Moldovagaz и управляет эксплуатацией газотранспортной системы. Но при этом собственником сетей остается Moldovagaz.

А что с распределительными сетями?

Ситуация аналогичная. Это более 26 тыс. километров инфраструктуры по всей стране. Именно по этим сетям газ доставляют конечному потребителю.

И что должен был сделать Moldovagaz?

Компания должна была либо продать свои сети, либо передать их Moldovatransgaz, [дочерней компании Moldovagaz], при этом создав автономную модель управления, чтобы поставщик не влиял на операционную деятельность компании. Это важно, потому что в противном случае возникает конфликт интересов. Поставщик может ограничивать доступ к газопроводу другим компаниям, используя свое влияние на владельца сетей.

Это звучит немного странно. Вы несколько лет возглавляете Moldovagaz и говорите, что не удалось заранее подготовиться к разделению активов и выполнению Третьего энергопакета?

Вопрос о сделках с имуществом Moldovagaz не решает один человек. Я как председатель правления не могу принимать такие решения единолично. У нас есть органы управления — общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление. Во всех этих структурах представлены акционеры, и без их согласия ни одна сделка невозможна.

«Наша позиция — оставить все как есть минимум на год»

Moldovagaz — крупная компания: десятки километров газопроводов, тысячи сотрудников. Что будет с Moldovagaz после передачи функции поставщика Energocom?

Хочу подчеркнуть: Moldovagaz — это не только квитанции. Это 1,5 тыс. километров магистральных трубопроводов, более 26 тыс. километров распределительных сетей, это 12 газораспределительных компаний и, самое главное — более 5 тыс. сотрудников. Поэтому говорить, что Moldovagaz «исчезнет», потому что счета за газ теперь будут приходить от Energocom, не стоит. Наша инфраструктура, персонал, основные направления бизнеса остаются.

За счет имущества мы получаем стабильный доход от сдачи газотранспортной системы в аренду. Moldovatransgaz, где работает основной коллектив, эксплуатирует эту систему и обеспечивает ее функционирование. Есть также 12 распределительных компаний, которые получают доход от установленных тарифов и доставляют газ конечному потребителю, независимо от того, кто является поставщиком. Также есть [«дочка»] Transautogaz, которая закупает газ и продает его конечным потребителям (речь о свободном рынке — NM), в основном промышленным предприятиям. Это тоже источник дохода.

Кроме того, у нас есть центр подготовки кадров. И очень важный фактор — поставка природного газа в приднестровский регион на основании решения Комиссии по ЧС. Для этого у Moldovagaz есть контракт с «Тираспольтрансгазом».

Вы так описываете, что создается впечатление, будто почти ничего не меняется, только название в квитанции …

Меняется. Но я хотел бы отметить очень важный момент: Energocom, у которого есть лицензия на поставку газа, был назначен публичным поставщиком, но он пока не готов технически исполнять эту функцию. У него нет инфраструктуры — ни фронт-офиса, ни клиентской поддержки, ни системы контрактов, ни биллинга. В любом случае какое-то время они смогут у нас эти услуги заказать. Сегодня это конкурентное преимущество Moldovagaz. Только чтобы разработать информационную систему для обслуживания клиентов нужно минимум два-три года. Речь идет об информационной системе на 830 тыс. потребителей, которая есть у Moldovagaz. Поймите, квитанции и сам процесс фактурирования не делается в Excel.

Планирует ли Moldovagaz сокращать сотрудников из-за смены поставщика?

Я бы не сказал, что сейчас вопрос стоит о сокращении. Все процессы внутри Moldovagaz остаются прежними. За такой короткий срок — один-два месяца — невозможно организовать полноценную систему поставки газа, даже юридически. У нас есть вся инфраструктура, весь механизм доставки газа конечному потребителю. У Energocom есть природный газ, но нет этой системы. Поэтому сейчас речь идет о сотрудничестве. Наша позиция — оставить все как есть минимум на год. В этот переходный период мы предоставляем Energocom полный пакет услуг по контракту. После этого Energocom сам решит, как будет организовывать процесс — через аутсорсинг, с переходом сотрудников или как-то еще.

Но даже если будет принято решение о переводе персонала, это нельзя сделать мгновенно. Согласно Трудовому кодексу, это процедура — уведомление, согласие работника, переход. А если сотрудник не согласится? Взять кого-то с улицы, кто не знает, как работает система? Это не выход. Поэтому необходим переходный период.

Потребитель ничего не почувствует?

Если исходить из того, что мы предложили коллегам из Energocom (я не могу это разглашать), потребитель вообще ничего не почувствует.

А тарифы?

Тарифы останутся прежними. Еще раз — потребитель не должен почувствовать никаких неудобств. Только новое имя в квитанции.

«Будем прокладывать газопровод по дну Днестра»

В начале года, в разгар газового кризиса, было принято решение, что Moldovagaz должен провести газ к 10 населенным пунктам, подконтрольным Кишиневу, но подключенным к инфраструктуре «Тираспольтрансгаза». Этот процесс вообще движется?

Что касается зоны Штефан-Водэ (села Фарладаны, Копанка, Хаджимус, Гырбовец), мы в принципе все обеспечили. В Кошнице сейчас завершаются работы. И остается только вопрос с селами Моловата-Ноуэ, Роги и Кочиеры (находятся на Левом берегу Днестра и окружены территорией, подконтрольной Тирасполю — NM). Но сейчас там нужны большие инвестиции, газопровод нужно прокладывать по дну Днестру.

Мы знаем точно, что мы должны делать. Уже провели конкурсы по выбору подрядчиков, сейчас нужны последние согласования в министерстве энергетики и Бюро реинтеграции, так как работы будут проводить в Зоне безопасности. Думаю, в ближайшее время пройдут консультации, и вопрос будет решен.

А насколько это сложно в инфраструктурном плане? Есть ли у нас подрядчики с опытом подобных работ?

Подрядчиком по прокладке газопровода по дну Днестра будет румынская компания.

Сколько стоят такие работы?

Инвестиции там больше — 100 млн леев. Основная сумма — это прокладка подводного газопровода.

Насколько вообще газифицирована Молдова?

Где-то на 65% всего лишь. При этом каждый год мы инвестируем около 100 млн леев в развитие распределительных сетей.

Здесь есть очень важный момент: должны быть заявки от потребителей. Потому что, если в населенном пункте хотят подключиться к газовой сети меньше 50% потребителей, это невыгодно.

А есть какие-то крупные населенные пункты, которые до сих пор не газифицированы?

Есть крупные села в Фалештском, Глодянском, Резинском районах.

Что происходит в Приднестровье с поставками газа? Руководство региона часто говорит о «неустойчивой», «нестабильной» газовой ситуация. На какое-то время приостанавливали работу газовые заправки.

Сейчас газ в Приднестровье поставляем на основании контрактов с «Тираспольтрансгазом», которые мы подписываем каждый месяц. Устойчивого механизма финансирования пока нет, это зависит от «Тираспольтрансгаза». В Приднестровье были приняты меры экономии. Нужно было больше газа для Молдавской ГРЭС для выработки электроэнергии. Сейчас ситуация осложнена еще и гидрологической засухой, а также ограничениями по сбросу воды на Дубоссарской ГЭС. Все это влияет на перераспределение объемов.

«Тираспольтрансгаз» работает в режиме, когда каждые два-три дня принимаются решения, кому и в каких объемах подавать газ.

Вы сказали, что надеетесь на изменение ситуации к лучшему. Что вы имели ввиду?

Надеюсь, в ближайшее время будет найден устойчивый механизм финансирования, чтобы регион мог пройти осенне-зимний период без таких проблем, какие были в этом году.

У вас есть какие-либо прогнозы?

Нет, никаких прогнозов я дать не могу.


Это сокращенная версия интервью. Полную видеоверсию смотрите на на нашем YouTube-канале.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: