У Кишинева и Тирасполя ухудшаются дела
4 мин.

У Кишинева и Тирасполя ухудшаются дела


Проблема уголовного преследования молдавскими властями приднестровских чиновников, из-за чего Тирасполь потребовал переноса очередного раунда переговоров в формате «5+2», не только не решается, но и усугубляется. На состоявшейся сегодня в Тирасполе встрече политических представителей сторон глава МИД Приднестровья Нина Штански сообщила, что с момента прошлой ее беседы с Еудженом Карповым стало известно о пяти новых заведенных делах. Эксперты считают, что возможная отсрочка раунда может быть на руку как Тирасполю, так и Кишиневу.

Шансы на то, что намеченная на 11-12 сентября в Вене встреча в формате «5+2» (помимо Кишинева и Тирасполя в нем представлены посредники Россия, Украина и ОБСЕ, а также ЕС и США в статусе наблюдателей) состоится, все ниже. Окончательно об отмене раунда до сих пор не объявлено. Тем не менее в кишиневском Бюро по реинтеграции сообщили, что уже получили письмо из Тирасполя о том, что приднестровская сторона «не расположена участвовать в раунде переговоров, предложенном ОБСЕ». Взамен раунда переговоров в Вене в документе предлагается провести отдельные консультации с посредниками и наблюдателями в Кишиневе и Тирасполе.

О неготовности к участию в очередном раунде приднестровская сторона говорила и ранее. Так, на встрече со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ Радойко Богоевичем глава МИД Приднестровья Нина Штански отметила, что атмосфера в отношениях между Кишиневом и Тирасполем «настолько конфронтационна, насколько не была ранее за все время переговорного процесса». Политический представитель Приднестровья указала, в частности, на заведенные властями Молдовы уголовные дела на высокопоставленных приднестровских чиновников (в числе фигурантов дел глава приднестровского правительства Татьяна Туранская). Позже данную позицию Тирасполя подтвердил и глава Приднестровья Евгений Шевчук.

Сегодня тема была вновь поднята на состоявшейся в Тирасполе встрече политических представителей сторон Еуджена Карпова и Нины Штански. Как выяснилось, за прошедшее со дня их предыдущей беседы время (в последний раз они встречались 25 августа) проблема уголовных дел лишь усугубилась. «После того как в прошлый раз с господином Карповым мы обсудили эту проблему в Кишиневе, возбуждено еще пять уголовных дел против представителей Приднестровья,— сказала госпожа Штански.— Это не поддается осмыслению, логическому объяснению, мы не услышали никаких аргументов».

Нина Штански рассчитывает, что прояснению ситуации могло бы помочь вовлечение внешних партнеров по процессу переговоров. Для этого приднестровский министр предлагает организовать визит всех участников переговорного формата в Кишинев и Тирасполь, где они смогут получить информацию «из первых рук», встретившись как с руководством сторон, так и с должностными лицами, в отношении которых возбуждены уголовные дела.

В Кишиневе, напротив, считают, что требование Тирасполя отсрочить переговорный раунд «значительно вредит переговорному процессу и ограничивает возможности для диалога». «Уже в третий раз за этот год Тирасполь выдвигает различные искусственные предварительные условия, чтобы отсрочить раунды переговоров»,— посетовали в Бюро по реинтеграции. Что касается уголовных дел в отношении приднестровских чиновников, то в Кишиневе по-прежнему уверяют, что молдавские правоохранительные органы действуют исключительно по закону и лишь в ответ на обращения граждан, чьи права нарушаются представителями приднестровской администрации.

По мнению экс-главы МИД Приднестровья Владимира Ястребчака, принимая жесткие меры, «вряд ли в Молдове могли рассчитывать на позитивное отношение Приднестровья». «Поэтому есть достаточно оснований полагать, что эти действия предпринимались вполне осознанно»,— сказал в беседе с NM эксперт. По его словам, отсрочка раунда в той или иной мере соответствует интересам обеих сторон: «В канун выборов Кишинев объективно не готов к принятию важных решений. Не в накладе и Приднестровье: на фоне временного начала применения Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС Тирасполь позволяет Кишиневу приступить к реальному выполнению данного документа, чтобы потом действовать по ситуации, а заодно укрепить отношения с ключевым партнером — Россией. В общем, ситуация, когда стороны предпочитают двусторонние переговоры с третьими сторонами многосторонним контактам, продолжает набирать обороты».

О том, что обеим сторонам недостает воли и желания вести переговоры, ранее говорили и другие участники процесса урегулирования. «Не хочется думать, что таким образом кто-то попросту торпедирует переговорный процесс»,— посетовал в беседе с NM один из участвующих в переговорах дипломатов. По его мнению, молдавские власти вполне могли бы решить этот вопрос в интересах продолжения переговорного процесса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: