В Приднестровье 4 сентября суд продлил предварительный арест оппозиционному активисту Геннадию Чорбе. Об этом NM сообщила его супруга Людмила Чорба. Активист находится под стражей уже более двух месяцев.
В Приднестровье на Чорбу заведено уголовное дело по ст. 276 п. 2 Уголовного кодекса Приднестровья (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ и интернета).
15 июля суд утвердил для него меру пресечения в виде заключения под стражу на 60 суток. 4 сентября этот срок продлили еще на 30 суток.
Как рассказала NM Людмила Чорба, сейчас продолжаются «следственные действия» по делу об экстремизме. Она также уточнила, что за время, прошедшее с ареста, ей не давали возможности увидеться с супругом. Это объясняют карантином из-за коронавируса.
Отметим, за публичные призывы к экстремизму через интернет Чорбе может грозить грозит штраф от 36,8 тыс. до 46 тыс. приднестровских рублей (примерно от €2 тыс. до €2,5 тыс.) или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
***
Напомним, оппозиционного активиста Геннадия Чорбу впервые задержали 3 июля по подозрению в организации протеста в Рыбнице. Митинг состоялся 2 июля: собравшиеся были недовольны аннулированием пропусков, позволявших им выезжать из Приднестровья на работу на правый берег Днестра. Чорба утверждал, что не организовывал митинг: по его словам, люди стихийно собрались на мосту между Рыбницей и Резиной, потому что не могли попасть на работу.
Пятерым участникам протеста выписали штрафы, а сам Чорба, которого милиция посчитала организатором, получил административный арест. Суд сначала настаивал на 10 сутках ареста, но позже смягчил наказание до девяти суток.
Однако утром 11 июля в его квартире в Рыбнице прошел обыск. Правоохранители сообщили его супруге Людмиле Чорбе, что на Геннадия завели уголовное дело об экстремизме.
После окончания административного ареста за протест, Чорбу перевезли из Рыбницы в Тирасполь, где суд посадил его под стражу еще на 60 суток уже по делу об экстремизме. Факт заведения уголовного дела об экстремизме NM подтвердил министр внутренних дел Приднестровья Руслан Мова. Он коротко ответил, что дело связано с пандемией коронавируса.
Ранее подконтрольные местным властям телеканалы Приднестровья распространяли информацию, что Чорба якобы «откровенно издевался над медиками ковид-госпиталей», и в целом недооценивал значение пандемии коронавируса в своих постах в социальных сетях.
***
Это уже третье известное дело об экстремизме, заведенное в Приднестровье в этом году. Ранее уголовное дело завели на уроженку Тирасполя, 22-летнюю журналистку Ларису Калик за книгу «Год молодости», в которую вошли анонимные интервью молодых людей, недавно прошедших приднестровскую армию. Калик покинула территорию Молдовы из соображений безопасности.
Следующее аналогичное дело завели на оппозиционного политика из Тирасполя, члена местной Компартии Александра Самония. Его обвиняют в написании анонимных постов в Facebook, где якобы содержатся призывы к «социальной вражде и нетерпимости» и оскорбления лидера Приднестровья Вадима Красносельского. Самоний объявлен в розыск, и скрывается от местных властей.
***
Подробнее о том, как в Приднестровье борются с критикой властей и заводят уголовные дела за посты в соцсетях, читайте в материале NM «Мы меньше притворяемся демократическим государством». Тирасполь и Кишинев о борьбе с критикой власти в Приднестровье. Разбор NM.
А также слушайте подкаст NM «Республика молчания».