В декабре исполнится год как, скрываясь от уголовного преследования, Приднестровье покинула оппозиционная активистка, блогер и экс-кандидат в лидеры Приднестровья Ирина Василакий. Ее обвиняют в «применении насилия в отношении представителя власти». Василакий называет дело против себя сфабрикованным, а ее адвокаты настаивают на многочисленных нарушениях прав подзащитной и уже добились регистрации жалобы в ЕСПЧ. NM удалось связаться с Василакий и узнать, где и в каких условиях она скрывалась все это время, почему хочет вернуться на родину, и кто мешает ей это сделать. К моменту разговора с корреспондентом Василакий объявила голодовку.
Почему вы покинули Приднестровье?
На меня незаконно завели уголовное дело, и я была вынуждена бежать. Надеялась, что дело закроют. По крайней мере, я дала приднестровским силовикам возможность прекратить незаконное преследование, организованное по заказу экс-министра МВД Приднестровья Руслана Мовы. Он — заказчик моего уголовного дела. Этой возможностью они не воспользовались. Теперь я возвращаюсь. Они думали, что вечно будут нарушать права человека, но скоро придет возмездие.
Вы имеете в виду, что планируете вернуться в Приднестровье?
Именно так, но сначала я собираюсь прилететь в Кишинев и добиться от Генеральной прокуратуры Молдовы того, чтобы мое уголовное дело признали незаконным. При предыдущем генпрокуроре я не смогла этого сделать. Я уже связалась с молдавскими адвокатами, и мы разработали план действий. К тому же, мою жалобу на действия приднестровских силовиков зарегистрировали в ЕСПЧ. Думаю, что лучшего времени для возвращения не найти — 12 декабря в Приднестровье пройдут выборы [лидера].
Какое отношение выборы главы приднестровского региона имеют к вашему возвращению?
Я специально возвращаюсь в момент, когда мировое сообщество следит за Приднестровьем. Пускай они теперь попробуют обойтись со мной по беспределу и издеваться. Своим возвращением я хочу привлечь внимание к проблеме нарушения прав человека в Приднестровье.
Если вы попытаетесь попасть в Приднестровье, вас же задержат?
Конечно, они меня сразу задержат. По их версии, я нарушила подписку о невыезде. Поэтому вернусь в Приднестровье сразу, как только мои нарушенные права восстановят. Моя конечная цель — вернуться на родину в Приднестровье. Там мои близкие. Это мой дом.
Вы планируете заниматься политикой, когда вернетесь?
Я уже сто раз сказала себе, что больше не буду заниматься политикой. Сто раз обещаю своему мужу и детям, что с этим покончено, но мое обостренное чувство справедливости не дает мне перестать это делать. Теперь не могу обещать, что перестану заниматься политикой, это моя природа.
Вы еще ведете свой канал на YouTube?
Вернувшись в Молдову, снова займусь своим блогом, постараюсь регулярно публиковать видео, они будут на правозащитные темы. В условиях, в которых я находилось все это время, вести блог было невозможно.
Теперь вы можете сказать, в какой стране находитесь?
Уже 11 месяцев мы с мужем и двумя сыновьями находимся в Бельгии. Моему младшему сыну — восемь лет, старшему — двадцать шесть. Сюда мы приехали, скрываясь от преступных действий Мовы. Нас сразу распределили в центр для беженцев, который находится в Кувен, это коммуна в Валлонии. Этот лагерь на 11 месяцев стал нашим страшным сном.
В каких условиях вы живете?
Нам с семьей приходится жить среди преступников. Здесь постоянно торгуют наркотиками. На прошлой неделе сосед где-то взял два автомата, пришел с ними в лагерь и угрожал расстрелять всех жильцов. Вызываем полицию, их арестовывают, но потом все повторяется. Об этих случаях знает администрация центра и мой адвокат. Уже несколько раз я просила его ускорить процесс определения моего статуса политического беженца, но результата нет.
Как к вам относится сотрудники администрации вашего центра для беженцев?
С сочувствием. Меня тут встречают с такими словами, перевожу с французского дословно: «Мадам, мы знаем, что вы попали в темный тоннель». Они знают и понимают, что я в ловушке. Но в тоже время у меня ощущение, что они ждут, когда у меня не выдержат нервы. Я живу еще в более ужасных условиях, чем дома. Там у меня был один-два врага, а тут ты не знаешь, что с тобой будет, когда ты выйдешь из комнаты.
Вам предоставили работу, на что вы живете?
Мы живем в регионе, где царит безработица. Работа есть во Фламандском регионе Бельгии, в Антверпене. Но от нашего центра туда ехать пять часов на автобусе. Мы просили перевести нас в центр для беженцев в Антверпене, но там они все переполнены. Тут в столовой нас кормят кошмарной едой, на которую у меня аллергия. Нам выделили одну комнату, в которой мы живем вчетвером, еще выдают «карманные деньги» — €144 в месяц. Это тоже на всех четверых. Как так жить, не знаю. Это одна из причин, почему мы решили покинуть Бельгию.
Когда должны были рассмотреть ваш статус?
Не позже, чем через шесть месяцев, но прошел уже год.
Если вы покинете Бельгию, то рискуете прервать оформление статуса политического беженца?
Да, как только я пересеку границу Бельгии, процедура оформления моего статуса прервется. Повторно я смогу получить политическое убежище через три месяца в любой другой стране Европейского Союза. Мой бельгийский адвокат с самого начала удивлялся, почему я не попыталась получить убежище в Германии. Он сказал, что это было бы гораздо быстрее и эффективнее.
Почему все-таки решили бежать в Бельгию?
Брюссель — одно из мест, где проводят переговоры в формате «5+2» по урегулированию приднестровского конфликта (в последний раз переговоры «5+2» проходили в Брюсселе в 2013 году. — NM). Я посчитала, что это центр переговорных процессов и гарант защиты прав человека. Я была уверена, что Бельгия — страна, которой можно доверять. К тому же я была первой, кто приехал просить убежище в Бельгии с таким досье. В итоге я оказалась в ловушке.
Почему так долго рассматривают вопрос о вашем статусе политического беженца?
Представители комиссариата ссылаются на наплыв мигрантов и эпидемию коронавируса. Уже 11 месяцев они переносят мое интервью. То есть у меня было только первое интервью. Я неоднократно настаивала, чтобы мой адвокат писал жалобы на действия сотрудников комиссариата. Мы интересовались, чего им не хватает для принятия решения, и предлагали восполнить эти пробелы. В ответ получаем отписки: якобы они очень загружены и не могут нам ответить.
К кому еще вы обращались, чтобы решить эту проблему?
Нам удалось добиться интервью в Международной организации миграции (МОМ). 17 ноября нас туда пригласили. Сотрудники МОМ пытались уговорить меня не возвращаться в Молдову, но я больше не могу жить в аду, в который меня на год отправили власти Бельгии. Когда я начала говорить им об этом, они сразу сменили тему разговора. Как такое может быть?
Вы уверены, что сотрудникам МОМ было известно о ваших условиях жизни в центре для беженцев?
На всех беженцев они ведут досье. В центре есть администрация и персонал, которые видят этот бардак и, как правило, не вмешиваются. Поэтому МОМ точно известно, где и в каких условиях мы здесь живем. Что говорить, если сотрудники МОМ знают, что за моим домом в Приднестровье присматривают. Они как-то поинтересовались, кто именно сейчас живет в моем доме. Я удивилась их осведомленности и ответила, что за домом присматривают мои родственники.
Чего в итоге вам удалось добиться?
В МОМ согласились прервать оформление моего статуса беженки. Нам пообещали выплатить пособие €2 500 [перед отъездом]. Пообещали оплатить перелет в Кишинев. Сначала сказали, что наш отлет состоится не позже понедельника, 22 ноября, а потом перенесли вылет на 3 декабря. И это все на словах, никаких гарантий они нам не дают. 27 ноября у моего сына истекает срок действия паспорта, и мы уже не сможем улететь 3 декабря. Каким образом в МОМ планируют наш отлет?
Что вы собираетесь предпринять?
22 ноября в знак протеста я объявила голодовку. Об этом я поставила в известность директора центра и просила нашего социального работника Томаса сообщить об этом в МОМ и Центральное федеральное агентство приема беженцев «Федасил».
Дальше я собираюсь обжаловать в суде необоснованную задержку получения статуса беженца и бездействие властей Бельгии. Мы обсуждали этот вопрос с адвокатом, который ведет мое дело в ЕСПЧ.
Как именно вы рассчитываете вернуться в Молдову, если у вашего сына истекает срок действия паспорта? Будете получать временный?
Планируем продлить временный паспорт в консульстве Молдовы в Бельгии.
Гражданство какой страны или стран есть у членов вашей семьи и у вас самой? На основании каких документов вы находитесь в Бельгии?
У всех гражданство Молдовы.
Каковы шансы, что 3 декабря вы все-таки улетите?
Шансов нет.
Ирина Василакий прислала редакции NM видео, записанное, по ее словам, в центре для беженцев, где она живет с семьей. Видео содержит только мнение автора:
Как все это объясняют адвокаты?
NM попытался связаться с бельгийским адвокатом Василакий Кристофером Дезенфансом. На звонки и сообщение он не ответил, а вскоре прислал Василакий сообщение, в котором дал понять, что не намерен говорить с журналистами о ее ситуации.
«Здравствуйте, мадам, ваш социальный работник сообщил мне, что вы начали процедуру добровольного возвращения. Вы планируете вернуться в Молдову? В этом случае наше вмешательство больше не требуется. Вы можете отвечать на вопросы журналистов, а мы не станем», — написал Дезенфанс.
Василакий уточнила, что это было последнее сообщение бельгийского адвоката, после которого он перестал выходить с ней на связь.
Приднестровский юрист Степан Поповский, который представляет интересы Василакий в ЕСПЧ, считает, что бельгийский адвокат участвовал в ее деле только формально. Он не исключает, что Дезенфанс намеренно пренебрегал своими обязанностями.
«Есть установленные для этой процедуры сроки, они были нарушены, поэтому адвокат должен был обратиться в суд. Этого не произошло. Настораживает, что защитник Ирины так быстро от нее открестился. Не исключаю, что у адвокатов была договоренность не торопить процесс рассмотрения ее дела», — прокомментировал Поповский.
Юрист назвал поспешным решение Василакий прекратить оформление статуса политического беженца и покинуть Бельгию. Он подчеркнул, что активистка имеет все основания для получения статуса политического беженца в любой стране ЕС, так как в Приднестровье для нее есть реальная угроза незаконного лишения свободы.
«Спрогнозировать действия приднестровских властей невозможно, тут ей гарантированно грозила опасность. За все время существование Приднестровья только она просила политическое убежище в Бельгии на таких основаниях. Отказать в этом праве ей не могли», — подчеркнул Поповский.
В разговоре с NM юрист рассказал, что ЕСПЧ зарегистрировал жалобу Василакий. В иске Поповский утверждает, что уровень жестокости, который имел место при применении наручников, с фиксацией ее мучений на видео, позволяет считать произошедшее с Василакий пыткой.
Юрист считает, что в случае с Василакий была нарушена презумпция невиновности, так как привлечение ее к административной ответственности проходило с «грубейшими нарушениями закона». Он добавил, что также было нарушено право Василакий на доступ к правосудию, справедливое судебное разбирательство, и у нее отсутствовало эффективное средство правовой защиты.
Поповский отметил, для беспрепятственного возвращения Василакий в Приднестровье недостаточно, чтобы в Молдове признали незаконным ее уголовное преследование. По его словам, важно добиться закрытия ее уголовного дела в Тирасполе.
«Молдова подтверждает в ЕСПЧ, что не контролирует Приднестровье. Молдова также признает, что не обеспечивает соблюдение своего законодательства на территории левого берега Днестра. Чтобы Василакий могла беспрепятственно вернуться домой, ее уголовное преследование, главным образом, должно быть прекращено там. Приднестровские власти проигнорируют постановление генпрокуратуры», — заключил юрист.
Отметим, NM тоже направил запрос в МОМ, чтобы узнать, как и почему Василакий задерживали получение статуса беженца. NM опубликует ответ, как только его получит.
***
Благодаря своему блогу в YouTube Ирина Василакий сегодня известна как ясновидящая, арт-терапевт, психолог и предприниматель. На своем канале Василакий критикует руководство и чиновников Приднестровья и холдинг «Шериф», описывает предполагаемые коррупционные схемы, рассказывает о работе спецслужб. У канала — 1,3 тыс. подписчиков и более 260 тыс. просмотров. Видеоблогу пять лет, новые видео и до ее отъезда из Приднестровья появлялись нерегулярно.
Василакий также неоднократно рассказывала, что долго была «личной гадалкой» бывшего лидера Приднестровья Евгения Шевчука. Ранее именно в таком качестве о ней много писали приднестровские СМИ.
В 2016 году Василакий участвовала в президентских выборах в Приднестровье. Она набрала 0,6% голосов, за нее проголосовали 1526 избирателей.
Василакий покинула Приднестровье в конце 2020 года. Она приняла такое решение, после того как на нее завели уголовное дело по ст. 315 п. 1 Уголовного кодекса Приднестровья «применение насилия в отношении представителя власти». Об этом NM сообщил ее адвокат, юрист информационно-правового центра «Априори» Степан Поповский.
Статья, по которой обвиняют Василакий, предполагает штраф от 13 тыс. до 31 тыс. приднестровских рублей (примерно от €660 до €1600) или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.
По словам Поповского, до того как Василакий покинула Приднестровье, она находилась на домашнем карантине, так как один из ее родственников заболел коронавирусом. Из-за этого следствие по ее делу продлевали до 12 января 2021 года. Она находилась под подпиской о невыезде.
Что именно произошло с Василакий и почему этим делом заинтересовались в ОБСЕ — в материале NM «Путем хватания рукой через брюки за половой орган». Почему экс-гадалка Шевчука сбежала из Приднестровья.