Валютные резервы Нацбанка за последние полгода сократились почти на $600 млн. Об этом сообщил глава Нацбанка Октавиан Армашу на слушаниях в парламенте. Эти деньги, по словам Армашу, использовали для интервенций на валютном рынке страны. Причин для столь внушительных интервенций было две: рост цен на энергоресурсы и война в Украине. NM выбрал главное из выступления Армашу и его ответов на вопросы депутатов.
Что рассказал Армашу
Октавиан Армашу на слушаниях в парламенте 31 марта сообщил, что на конец марта объем валютных резервов Молдовы составил $3,426 млрд. При этом в октябре прошлого года резервы достигли рекордных для Молдовы $4 млрд. То есть объем резервов снизился на 15%.
С ноября по март Национальный банк Молдовы (НБМ) провел серию валютных интервенций на общую сумму $712 млн, чтобы обеспечить повышенный спрос на валюту и сохранить стабильность лея. Причин для таких интервенций, по словам Армашу, было две: начавшийся осенью прошлого года энергетический кризис и рост цен на энергоносители, а также война в Украине.
По словам Армаш, для сохранения стабильных поставок в Молдову энергоносителей понадобилось с ноября по март $717 млн — это почти в три раза больше, чем прошлой зимой.
Военный конфликт в Украине, в свою очередь, спровоцировал повышенный спрос на валюту. Ажиотажный спрос наблюдался с 23 февраля по 18 марта. «В этот период превышение спроса над предложением выросло в 6,5 раз», — отметил Армашу. Чтобы не допустить резкие колебания лея, Нацбанк провел серию интервенций, пояснил Армашу, подчеркнув, что валютные резервы позволяли это сделать. Армашу, отметим, акцентировал на этом внимание несколько раз за время своего выступления в парламенте.
Повышенный спрос на валюту, по его словам, был как со стороны бизнесменов, так и физических лиц. При этом физлица, которые обычно являются источником предложения валюты, в некоторых случаях даже снимали деньги с леевых счетов, чтобы купить иностранную валюту, отметил глава Нацбанка. С начала войны в Украине объем денег на леевых счетах физлиц, по данным Нацбанка, снизился на 9%, а на валютных счетах — на 8,8%.
Армашу также рассказал, что для сдерживания инфляции и стабилизации цен Нацбанк несколько раз повышал базовую ставку, что способствует росту объема депозитов и снижению кредитования.
В завершении Армашу отметил, что после окончания войны в Украине на валютном рынке начнется обратный процесс — «дедолларизация»: население начнет менять иностранную валюту на молдавские леи.
Что спрашивали депутаты
Депутат от партии «Действия и солидарность» (PAS) Раду Марьян спросил у Армашу, каковы прогнозы Нацбанка о ситуации с валютными резервами страны. Армашу ответил, что прогнозировать сложно, но Нацбанк уже начал покупать валюту. «В марте мы купили $11,2 млн. Мы и дальше будем покупать валюту для пополнения резервов», — сказал Армашу. Второй источник пополнения резервов, по его словам — поступление валюты от внешних партнеров.
Депутат-коммунист Олег Рейдман отметил, что задача Нацбанка — регулировать уровень инфляции, а не валютный курс, и попросил Армашу оценить эффективность предпринятых Нацбанком валютных интервенций в регулировании инфляции.
«Если бы Нацбанк не провел валютные интервенции, лей мог бы быстро обесцениться, что привело бы к проблемам с импортом: выросла бы цена на газ, продукты и товары широкого потребления. […] Да, мы отвечаем за стабильность цен, а не за курс, но валютный курс — это одна из состаляющих стабильности цен», — сказал Армашу.
Депутат от PAS Думитру Алайба поинтересовался, как повлияла на банковскую систему Молдовы война в Украине и ситуация в Беларуси и России, против некоторых банков которых ввели санкции. И насколько банковская система Молдовы связана с банками этих стран?
Армашу ответил, что рисков для стабильности молдавской банковской системы нет. «Если говорить о рисках зависимости [банковских систем], то на корреспондентских счетах [молдавских банков в российских и белорусских банках] незначительные суммы. В кредитных портфелях молдавских банков есть кредиты компаний, которые торгуют с Россией и Украиной. Но среди этих компаний очень не много таких, которые находятся в стрессе»», — Армашу. Даже если число таких компаний увеличится, это не будет проблемой для банковской системы страны, заверил глава НБМ.
Сразу несколько депутатов спросили о целесообразности серии повышений базовой ставки, которая в итоге выросла с 2,5% до 12,5%. Глава Нацбанка сказал, что цель повышения ключевой ставки была одна — увеличить объем депозитов и снизить объем новых кредитов, чтобы остановить рост инфляции.
Депутат-коммунист Диана Караман, в свою очередь, спросила, выяснил ли Нацбанк, кто в феврале рассказал депутату Марьяну о готовящемся повышении базовой ставки. Армашу ответил, что расследование в этой связи еще не закончено.
Депутат от партии «Шор» Марина Таубер спросила, почему Нацбанк не ответил на предложение лидера партии Илана Шора вернуть банкам 5 млрд леев «проблемных кредитов».
Армашу напомнил, что Нацбанк, комментируя это предложение, порекомендовал Шору обратиться в этой связи Генпрокуратуру, так как речь идет об уголовном деле.
Депутат-социалист Влад Батрынча в завершении слушаний раскритиковал Октавиана Армашу за высокую инфляцию в Молдове: «Молдова — чемпион континента по инфляции и страна с самыми высокими интервенциями из валютных резервов». В этой ситуации, по мнению Батрынчи, выигрывают коммерческие банки, а бизнес проигрывает.
По итогам слушаний блок ПКРМ-ПСРМ зарегистрировал проект решения о вынесении вотума недоверия руководству Нацбанка. Депутаты блока считают, что НБМ необоснованно сократил валютные резервы и поднял ключевую ставку в интересах коммерческих банков.