EPA / HANNIBAL HANSCHKE / SCANPIX / LETA

Все больше стран Запада разрешают Украине бить по России их оружием. Что это изменит на поле боя?

Власти США, Германии и ряда других стран Европы разрешили Украине использовать предоставленное ими оружие для нанесения ударов по территории России. Дело в том, что с момента первых поставок западного оружия в Украину действовал запрет на его использование для ударов по территории РФ из-за опасений эскалации и риска применения РФ ядерного оружия. Наши партнеры из издания «Новая Газета Европа» с помощью экспертов объясняют, что значит снятие запрета с военной точки зрения. NewsMaker публикует адаптированную версию материала.

На земле и в небе

«Для победы в войне Украине необходимо наносить удары по российской территории, — говорит «Новой-Европа» старший научный сотрудник-нерезидент Центра анализа европейской политики Павел Лузин. — И чем больше у нее будет возможностей для таких ударов, чем мощнее будут эти удары, тем ощутимее окажется результат. Удары нужны не только по НПЗ, но и по аэродромам, по местам базирования систем ПВО, по РЛС (радиолокационным станциям), по важным войсковым частям, включая штабы общевойсковых армий и военных округов. Все это уже происходит и так с помощью БПЛА, но ракеты гораздо эффективнее. Также необходимы удары по предприятиям российского ВПК».

«Россияне используют приграничные с Украиной области для обстрелов мирных городов ракетами, — рассказывает «Новой-Европа» военный эксперт, полковник ВСУ в запасе Роман Свитан.

— Под Белгородом стоят комплексы С-300, используемые для атак по Харькову. Сюда могли бы достать переданные США ракеты ATACMS, но ими не разрешают бить по российской территории.

Кроме того, западные ЗРК Patriot и SAMP/T могут сбивать бомбардировщики ВКС РФ, сбрасывающие над российской территорией авиабомбы, которые потом планируют на Харьков и убивают там мирных граждан. Подобная авиазасада была успешно проведена в Брянской области под поселком Клинцы, когда Patriot сбил пять целей — истребитель Су-35, бомбардировщик Су-34 и три вертолета. Этот пример показывает, как могли бы применять западное оружие. Но пока что разрешения нет». Как ВСУ сумели организовать засаду в небе над Россией в мае 2023 года с использованием американского ЗРК Patriot, Роман Свитан объяснить не может. Однако рассказывает, что сегодня планирующие авиабомбы, сбрасывающиеся с российских самолетов, наносят значительный урон украинской обороне и мирным населенным пунктам.

«Мы сегодня наблюдаем ползучие изменения позиции союзников Украины по вопросу применения западных вооружений по территории России, — отмечает в разговоре с «Новой-Европа» израильский военный обозреватель Давид Шарп. — Можно предположить, что уже в обозримом будущем мы увидим негласные или частичные разрешения в этом вопросе. Ситуация развивалась поступательно. Напомню, что во время первого рейда РДК на территорию РФ у входивших в Россию бойцов были замечены бельгийские автоматы. Даже этот факт уже вызвал громкие заявления. Также противорадарные ракеты HARM атаковали российские системы ПВО в Белгородской и Курской областях. Под вопросом использование чешских РСЗО Vampire, аналогичных советской системе «Град». Сегодня речь может идти об использовании нескольких видов вооружения, которые я бы мог условно разделить по дальности их стрельбы на три вида: ствольная артиллерия, РСЗО HIMARS и MLRS M270 со штатными боеприпасами, а также ракеты ATACMS и Storm Shadow/SCALP и западные барражирующие боеприпасы». Даже обычная артиллерия и РСЗО, по словам израильского обозревателя, могут очень эффективно применяться по скоплениям российских войск на границе с Харьковской областью.

Ракетная система Patriot на демонстрации командования национальной обороны немецкой армии, 23 октября 2023 года. Фото: Ina Fassbender / AFP / Scanpix / LETA

Ракетная система Patriot на демонстрации командования национальной обороны немецкой армии, 23 октября 2023 года. Фото: Ina Fassbender / AFP / Scanpix / LETA

Роман Свитан напоминает, что одной из стран, уже разрешивших использовать предоставленное ею оружие по целям в России, является Швеция, передавшая самоходные артиллерийские установки Archer. Такие САУ могут бить обычным боеприпасом на расстояние в 60 километров. Этого недостаточно для того, чтобы уничтожить пусковые установки направленных на Украину ракет. Но вот скопления российской живой силы окажутся в значительной опасности.

«Российские военные больше не смогут легко концентрировать силы на границе с Украиной, чтобы устроить атаку вроде той, которую мы увидели в Харьковской области, — рассказывает «Новой-Европа» военный аналитик ФБК Ян Матвеев. — Возникнут сложности в логистике, а также российские самолеты придется перебрасывать на более дальние аэродромы. Прежде всего будут поражены аэродромы и комплексы ПВО. Ракета ATACMS с кассетной боевой частью может нанести им самый существенный вред. Но также попадут под удар военные базы на приграничной территории. Возможно, какие-то мосты и объекты инфраструктуры».

«Проблема в том, что поставляемые ракеты имеют ограниченную дальность в 300 км, поэтому Украине надо продолжать усилия в создании собственных ракет большей дальности, — утверждает Павел Лузин. — И ей для этого также нужны кооперация с союзниками и их готовность поставлять нужные компоненты, вещества, оборудование и т. д.».

Крылатая ракета Storm Shadow на авиасалоне в Ле Бурже, Париж, Франция, 19 июня 2023 года. Фото: Lewis Joly / AFP / Scanpix / LETA

Крылатая ракета Storm Shadow на авиасалоне в Ле Бурже, Париж, Франция, 19 июня 2023 года. Фото: Lewis Joly / AFP / Scanpix / LETA

Хорошая мишень

По словам Давида Шарпа, на российской территории на дистанции действия предоставленных союзниками западных ракет находится множество очень привлекательных целей. Уже известно, что российская ПВО плохо справляется с таким видом угроз. Хотя британские власти высказались за разрешение обстреливать западным оружием территорию России, на данный момент об ударах английскими ракетами Storm Shadow ничего не известно. Возможно, уже в ближайшие дни ситуация изменится.

«Кроме прямого военного значения сам факт возможности обстрелов территории России мощным западным оружием может создать эффект сдерживания, — добавляет Давид Шарп. — Понимая, что в зоне действия украинских боеприпасов находятся различные важные объекты, в том числе двойного назначения, россияне могут более осторожно относиться к атакам на украинские города».

«Как только разрешение даст Джо Байден, остальные страны НАТО тоже не станут продлевать ограничения, — уверен Роман Свитан. — Когда это произойдет, ВСУ смогут начать «работать» по военным объектам вдоль линии границы на глубину в 300 километров. Это коснется Брянской, Курской, Ростовской, Белгородской, Воронежской и других областей. Ракеты ATACMS с кассетными боеголовками позволяют эффективно обстреливать пусковые установки ракет С-300 и аэродромы, на которых сейчас базируются российские бомбардировщики. Речь идет примерно о 40 таких объектах, откуда для атак на Украину взлетают Су-24 и Су-34. Ближе к центру России таких аэродромов значительно меньше. Переместив самолеты на более дальние аэродромы, россияне вынуждены будут увеличить подлетное время, а значит, снизится число боевых вылетов».

Роман Свитан считает, что одно только разрешение ВСУ бить по объектам внутри России не может стать козырем, который поменяет весь ход войны. Ведь соединения, сгруппированные сегодня на территории России для наступления на Харьковскую область, смогут рассредоточится, чтобы не стать хорошей мишенью для ВСУ. Однако необходимость растянуть силы по значительной территории замедлит маневры россиян и значительно усложнит их логистику. Поэтому Украина с надеждой ждет заветного разрешения бить по врагу на его же территории.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

Блок Додона догоняет PAS? Опрос iData показал главную интригу выборов в Молдове

Разрыв между электоральными рейтингами правящей партии PAS и ее главного конкурента на предстоящих выборах сократился почти до статистической погрешности. При этом около 40% молдавских избирателей до сих пор не определились, за кого будут голосовать. Эти два вывода нового электорального барометра компании iData не только определяют главную интригу парламентских выборов, но и показывают, насколько неустойчива и непредсказуема нынешняя электоральная ситуация.

Социологическая компания iData 20 августа представила результаты электорального Барометра общественного мнения.

Электоральный рейтинг основных конкурентов: три варианта

Основной вопрос такого рода социсследований — за кого из конкурентов на выборах будут голосовать избиратели. Подводя его результаты, социологи iData использовали три варианта подсчета голосов. Первый вариант представляет собой классический срез мнений всего населения. Согласно ему, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) получила бы 25,8% голосов, а оппозиционный «Патриотический избирательный блок» — 19,7%. За ними следуют блок «Альтернатива» с 8,1% и «Наша Партия» с 6,6%.

Но самая важная цифра в этом варианте не рейтинг лидеров, а огромный пласт электоральной неопределенности. Почти треть респондентов не дали конкретного ответа о своих предпочтениях: 19,8% «не знают», за кого голосовать, 5,3% «не будут голосовать», а у 3,2% «нет ответа». В сумме эти категории составляют 28,3% — это колоссальный резерв, который может кардинально изменить итоговый расклад в день голосования. Этот вариант — не прогноз, а, скорее, базовый срез общественных настроений.

Второй и третий варианты отсекают фактор неопределенности и показывают результат голосования среди тех, кто пойдет на выборы и уже сделал свой выбор. Второй вариант учитывает голоса только «определившихся» избирателей, взвешивая их по демографической структуре всего населения. В этом варианте рейтинги предсказуемо растут: PAS набирает 36%, а «Патриотический избирательный блок» — 27,5%. Разрыв между ними составляет 8,5 процентных пункта.

Наибольший интерес представляет третий вариант, который, по словам директора iData Михая Болокана, является наиболее приближенным к реальной структуре избирателей. Он не просто учитывает мнения определившихся, но и корректирует их на основе демографической структуры реального электората — тех людей, которые, как показывает опыт прошлых выборов, действительно приходят на участки. И здесь картина еще больше изменяется. Рейтинг PAS снижается до 33,8%, в то время как результат «Патриотического блока» увеличивается до 30,1%. Таким образом, разрыв между главными конкурентами на выборах сокращается до 3,7 процентных пункта.

Фактор независимых кандидатов

Одна из интриг нынешней избирательной кампании — участие заметных независимых кандидатов, способных повлиять на электоральный расклад. В первую очередь речь идет о двух знаковых фигурах проевропейского фланга: бывшем лидере партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрее Нэстасе и экс-депутате от PAS Олесе Стамате. Оба политика обладают высоким уровнем известности и апеллируют к тому же электорату, на который претендует правящая партия, создавая для нее дополнительный вызов. Однако, как показывают результаты опроса, их личная популярность рискует не конвертироваться в реальные голоса на выборах.

Узнаваемость ключевых независимых кандидатов не вызывает сомнений. Андрея Нэстасе знают 52,4% избирателей, а Олесю Стамате — 29,6%. Это значительный политический капитал, позволяющий им вести активную публичную кампанию. За ними следует еще несколько независимых кандидатов, чья известность значительно ниже: например, активист Виктора Гросу узнают 9% опрошенных, а бывшую судью Викторию Сандуцу — 5,5%. Узнаваемость остальных находится в пределах статистической погрешности.

Проблема заключается в том, что «капитал узнаваемости» не трансформируется в готовность отдать за них свой голос. Данные из общего опроса о партийных предпочтениях показывают, что суммарно за всех независимых кандидатов готовы проголосовать лишь 2,1% избирателей.

Этот парадокс объясняют ответы на вопрос, кто из независимых кандидатов больше всех заслуживает стать депутатом. Здесь Андрей Нэстасе лидирует с 30,1%, а Олеся Стамате набирает 16,4%. Но самый красноречивый ответ — «Никто», который выбрали 41,9% опрошенных. Это говорит о глубоком скепсисе избирателей по отношению к независимым кандидатам.

Почти половина избирателей не уверены в своем выборе

Данные опроса iData показывают, что нынешний расклад политических предпочтений избирателей крайне неустойчив. Молдавское общество находится в состоянии высокой электоральной турбулентности, и почти половина избирателей либо не знают, за кого голосовать, либо готовы изменить свой выбор.

Ключевая цифра, демонстрирующая эту неопределенность, — ответ на прямой вопрос: «Знаете ли вы, за кого будете голосовать на выборах 28 сентября 2025 года?». Положительно ответили лишь 58,6% респондентов. При этом 39,8%, то есть двое из пяти избирателей, прямо признаются, что не знают, какой выбор сделают. Их голоса способны кардинально изменить финальные результаты, сделав любой сегодняшний прогноз весьма условным.

Более того, даже те, кто утверждает, что уже сделал свой выбор, не всегда тверды в своих убеждениях. Опрос показал, что среди «определившихся» избирателей есть значительная доля «плавающих» голосов. Лишь 42,4% из них полностью исключают возможность изменить свое решение. Еще 32% (18,3% — «маловероятно» и 13,7% — «очень маловероятно») склоняются к тому, чтобы сохранить свой выбор.

Однако 15% определившихся избирателей (9,9% — «вероятно» и 5,1% — «очень вероятно») прямо заявляют, что могут передумать. В масштабах всей страны это означает, что около 9% избирателей — это люди, которые сегодня поддерживают одну партию, а завтра могут отдать свой голос другой.

Опрос iData, кроме того, выяснил нынешние рейтинги доверия политиков (об этом можно почитать здесь), а также, что жители Молдовы считают главными проблемами страны (об этом здесь) и что думают о вступлении Молдовы в ЕС, НАТО и объединении с Румынией (об этом тут).

***

Компания iData проводила опрос 7-16 августа 2025 года на репрезентативной выборке из 1071 респондента. Максимальная погрешность составляет ±2,9%.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: