«Вы хотите меня убить?» В суде Буюкан продолжили допрос свидетелей по делу Платона
6 мин.

«Вы хотите меня убить?» В суде Буюкан продолжили допрос свидетелей по делу Платона

Свидетель по первому уголовному делу Вячеслава Платона Юрий Контиевский, которого СМИ ранее называли «доверенным лицом Платона», вторично попросил суд перенести его допрос. Судьи квалифицировали его просьбу как отказ давать показания. Прокурор и адвокаты Платона считают, что Контиевский намеренно затягивает судебные заседания.

В суде Буюкан 12 января состоялось очередное заседание по пересмотру первого дела Вячеслава Платона. По этому делу в апреле 2017 года Платона признали виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег и приговорили к 18 годам тюрьмы.

На заседании 12 января судьи вновь попытались допросить свидетеля Юрия Контиевского. На прошлое заседание, 5 января, прокурор Думитру Раилян обеспечил принудительный привод Контиевского. Прокурор тогда пояснил, что Контиевский три месяца игнорировал повестки в суд и три дня не появлялся дома, когда полиция должна была обеспечить его принудительный привод. Контиевский, по словам прокурора, утверждал, что заболел коронавирусом, но не предоставил подтверждающие это документы. На заседании 5 января Контиевский сказал, что не может давать показания, так как плохо себя чувствует. Судьи отложили его допрос на 12 января, предупредив, что за отказ от дачи показаний его могут привлечь к уголовной ответственности.

«Свидетелей тоже могут заминировать»

На заседании 12 января Контиевский снова сказал, что не может давать показания из-за плохого самочувствия. «Мне нужна минимум неделя, [чтобы прийти в себя]», — сказал Контиевский.

Прокурор поинтересовался, есть ли у свидетеля справка, которая подтверждает, что он проходит лечение. Контиевский ответил, что не может предоставить справку.

«Вы уже даете ответы на вопросы. Можете присесть и давать показания сидя. Если почувствуете себя плохо, мы вызовем вам скорую», — сказал прокурор Раиляну. Он также напомнил свидетелю, что его могут привлечь к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний.

В свою очередь Платон отметил, что его первая жена находится в родстве с Контиевским. По словам Платона, его бывшая супруга связалась с супругой Контиевского, и та опровергла информацию о том, что он болеет.

Адвокат Платона Александр Берназ предложил зачитать показания Контиевского, которые он давал в 2016 году, во время первого рассмотрения дела в суде. Берназ отметил, что свидетель сможет уточнить, какую часть показаний поддерживает, а какую — нет. Другой адвокат Платона Ион Крецу сказал, что Контиевский затягивает судебный процесс.

После этого коллегия судей постановила, что допросит Контиевского на этом заседании.

«Я не уверен, что все пойму. Я могу себя оговорить. Вы же видите, что ваш суд несколько раз минировали. Свидетелей тоже могут заминировать. Вы хотите меня убить? Это несправедливо. Дайте мне, пожалуйста, время. Я теряюсь в этом зале», — сказал Контиевский (за последние три месяца в полицию не менее трех раз сообщали, что суд Буюкан заминирован, при этом дважды сообщения совпали с датами заседаний по делу Платона).

В итоге судьи решили зафиксировать в протоколе, что Контиевский отказался давать показания. «Потом прокурор решит, как поступить», — сказала судья Ольга Беженарь.

Ранее, отметим, СМИ называли Контиевского «доверенным лицом Платона». Сам Платон на заседании суда 5 января сказал, что его отношения с Контиевским «очень испортились», и Контиевский пытается ему «отомстить, затягивая процесс».

«Видела Платона только по телевизору»

Следующей допросили Лилию Негину. В 2010 году она учредила компанию Neghina Com. По версии обвинения 2016 года, в 2011 году компании Semgroup System, Infoart International, Bogdan and Co, Cristal Impex и Neghina Com, подконтрольные Платону, взяли кредиты в Victoriabank на общую сумму $47 млн. В 2014 году компании Илана Шора Caritas Grup и Provolirom получили в Banca de Economii три кредита на общую сумму €48 млн. Часть этих денег (около €24 млн) перевели на счет офшорной компании Zenit Managment LP, которая погасила кредиты Платона. По версии прокуроров и, согласно показаниям Шора, Zenit Management принадлежала Платону.

При этом, по версии адвокатов Платона, кредиты, которые в 2011 году получили в Victoriabank компании Платона, тогда же использовали для покупки у голландской компания OTIV Prime Holding, подконтрольной Владимиру Плахотнюку, принадлежащих ей акций Victoriabank, акций страховой компании Victoria Аsigurari (впоследствии переименована в Alliance Insurance Group) и отеля National. В 2014 году Платон заключил с Плахотнюком обратную сделку по этим активам. Одним из ее условий было погашение кредитов, которые компании Платона взяли в Victoriabank. По версии Платона и его адвокатов, компания Zenit Managment, погасившая кредит, принадлежит Плахотнюку.

Выступая в суде 12 января, Лилия Негина сообщила, что «примерно в 2010-2011 году» основала фирму Neghina Com, решив заняться бизнесом. Но через полгода, по словам Негиной, у нее начались проблемы со здоровьем, и она решила продать фирму.

«Мне посоветовали мужчину, которому можно было продать компанию. Дальше я не знаю, что произошло с компанией», — сказала Негина. Также она отметила, что не знакома с Платоном. «Видела его только по телевизору и сегодня первый раз вживую», — отметила свидетель.

Прокурор попросил ее рассказать, как ее допрашивали в 2016 году. Негина сказала, что тогда тоже сообщила, что не знает ничего ни о том, что происходило с компанией после продажи, ни о том, почему ее вызвали на допрос. Других деталей свидетель вспомнить не смогла. «Тогда допрос был шоком. Но я не сказала ничего лишнего. Может, помнила больше деталей и смогла их рассказать. Вообще я не поняла, почему меня тогда вызвали», — отметила свидетель.

На этом заседание суда завершилось. Следующее назначили на 13 января. На нем продолжат допрос свидетелей.

***
По уголовному делу, которое сейчас пересматривает суд Буюкан, Вячеслава Платона обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег (ст. 190 и 243 Уголовного кодекса РМ). Согласно первоначальной версии следствия, компании, которые Платон контролировал через своих людей, получали необеспеченные залогом кредиты, которые позже погашали за счет средств Banca de Economii. Речь шла о сумме примерно 800 млн леев. 20 апреля 2017 года Платона приговорили к 18 годам лишения свободы. 18 декабря 2017 Апелляционная палата оставила приговор в силе. Высшая судебная палата дважды оставлял его в силе. Последний раз ВСП приняла такое решение в начале мая 2020 года.

20 мая 2020 года генпрокурор Александр Стояногло сообщил, что по делу Платона проведут ревизионную проверку. Генпрокурор заявил, что прокуратура «изучила факты, которые раньше намеренно игнорировали», и пришла к выводу, что обвинение против Платона строилось на «искаженных показаниях» Илана Шора. По делу начали ревизионную проверку, а Платона выпустили из тюрьмы на время пересмотра дела. Повторные судебные слушания по этому делу Платона начались 23 октября 2020 года.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: