Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM
4 мин.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

Компания Zernoff стала одной их тех, кого Apa-Canal Chisinau обвинил в появлении в Кишиневе неприятного запаха и загрязнении реки Бык. В Zernoff заявили, что такого не может быть, потому что у них безотходный цикл производства. И устроили «день открытых дверей», пригласив на свой спиртзавод двух экспертов — эколога Илью Тромбицкого и профессора химии Виктора Ковалева. За их визитом на завод наблюдал корреспондент NM Николай Пахольницкий.

Экскурсию на спиртзавод компания Zernoff организовала 4 сентября. Из экспертов пригласили главу Ассоциации защитников реки «Эко-ТИРАС», эколога Илью Тромбицкого и доктора хабилитат, преподавателя кафедры экологической химии Госуниверситета Виктора Ковалева.

По плану Тромбицкий и Ковалев должны были посетить производство предприятия и задать все интересующие вопросы. Большая часть беседы проходила на улице между цехами предприятия. Там же эксперты задавали вопросы, а директор по производству Дементий Смоквин подробно рассказывал о производстве спирта из зерна и о том, что предприятие делает с отходами.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

Если вкратце, то технология такая: после варки зерна, его брожения с дрожжами и дистилляции из отходов производят кормовую барду (DDGS), которую используют как добавку к кормам для животных. Кормовую барду Zernoff экспортирует в объеме 1,5-2,5 тыс. тонн, отправляя ее из Джурджулештского порта в Турцию, Израиль и на Кипр.

Экологического химика Виктора Ковалева интересовало, что предприятие делает с жидкими отходами. Смоквин уверял, что производственных отходов нет вообще. «У нас есть сточные воды от канализации (бытовые отходы), есть  еще вода, когда моют цех. Отходов производства, которые, говорят, мы сбрасываем, — такого нет», — уверял Смоквин.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

Он также рассказал о недавнем курьезе: на днях на завод пришла с проверкой полиция. «Поехали к канализации (у крупных предприятий есть отдельные канализации, которые ведут напрямую к очистным — NM), а там сотрудники Apa-Canal в числе 15 человек без нас [пробы берут]». Обычно пробы берут в присутствии представителей предприятия.

Ранее Apa-Canal как предприятие, ответственное за работу очистных сооружений, обвиняло Zernoff в появлении неприятного запаха в Кишиневе. На ремарку о том, что Apa-Canal Chisinau сейчас реконструирует очистные сооружения, из-за чего они не справляются с очисткой поступающих стоков, Ковалев сказал, что в последнее время не был на очистных и не готов это утверждать наверняка.

В пресс-службе Apa-Canal Chisinau, впрочем, подтвердили NM, что продолжают реконструкцию очистной станции в рамках проекта, который финансирует Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Реконструкцию начали в 2013 году и будут вести еще два года. Общая стоимость проекта €61,8 млн.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

Ковалев сказал, что несколько лет назад  на очистной станции ему показали, как спиртзавод Zernoff свозит туда «20 кубов [отходов] в сутки, а, может, и больше».

«Это вы были в 2016 году?», — поинтересовался Смоквин и добавил: «Мы тогда запускали новый цех, и у нас были остановки производства. Но мы ничего не сливали в канализацию, мы привозили барду по контракту [с Apa-Canal Chisinau на очистную станцию]».

Тромбицкий и Ковалев также расспросили о технических деталях процесса изготовления спирта и несколько раз поинтересовались, нет ли «тайных канализационных ходов», по которым отходы могли бы сливать в реку. Смоквин еще раз повторил, что сейчас производство безотходное, и никаких отходов, кроме бытовых, нет в принципе.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

Затем Тромбицкому и Ковалеву принесли несколько литровых кружек, в каждой из которых была барда на разных этапах производства: сразу после дистилляции, влажная барда, фильтрат после выпаривания и готовая кормовая барда. Тромбицкий попробовал из каждой кружки.

«Немного кислая на вкус», — прокомментировал Дементий Смоквин, тоже попробовавший кормовую барду. И предложил: «Могу еще кружку спирта вынести».

«А вот этого не надо», — отказался Тромбицкий.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

Разговор Смоквина с Тромбицким и Ковалевым продолжался чуть больше часа. Потом они пошли в один из цехов, чтобы посмотреть производство. Посмотрев цех, Тромбицкий, и Ковалев сделали вывод, что завод не может быть источником неприятного запаха и загрязнения реки.

«Источник запаха — однозначно Apa-Canal Chisinau», — сказал Ковалев. И рассказал о химии появления неприятного запаха, от которого уже несколько недель мучаются жители Кишинева.

По его словам, в сточных водах содержатся соединения серы, которые взаимодействуют с органическим веществами. При высоких температурах (30-32 градуса) начинают выделяться метан, аммиак и другие вещества. «Это решаемая проблема, надо было бы сделать анализы воздуха на содержание этих веществ, тогда можно было бы точно сказать. На очистных сооружениях есть геотубы, которые установили по инициативе бывшего градоначальника [Дорина Киртоакэ]. Он говорил, что это решит проблему [запаха в Кишиневе]. Но все это ерунда и чушь. Осадки, которые начинают ферментироваться в геотубах, дают основной [запах]», — пояснил Ковалев.

Выйди вонь. Как эколог и химик ходили на завод Zernoff. Репортаж NM

В завершение экскурсии на спиртзавод Zernoff Илья Тромбицкий похвалил то, как на предприятии «умудрились решить вопрос утилизации практически всех отходов». «Здесь я вижу, что этот вопрос решен. Можно сказать, что запах не отсюда», — заключил Тромбицкий.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: