Решение о законности условно-досрочного освобождения экс-премьера Владимира Филата судьи Апелляционной палаты приняли довольно быстро. Перед этим они несколько часов выслушивали аргументы сторон. О том, что показала проверка Антикоррупционной прокуратурой обстоятельств УДО, почему у представителя тюрьмы не было вопросов, и почему Филат не хочет быть «мистером прецедентом» — в репортаже корреспондента NM Надежды Копту.
На заседании 29 января в АП Кишинева рассматривали жалобы Нацадминистрации тюрем и руководства тюрьмы № 13, которые опротестовали решение суда об условно-досрочном освобождении Филата. Кроме них, освобождение Филата пытались обжаловать несколько гражданских активистов. Но они не смогли объяснить, почему считают себя пострадавшими от освобождения Филата.
«Молодец парень, уволят его теперь»
Представитель тюрьмы № 13 Дмитрий Чигринев был немногословен. Он отметил, что все аргументы указал в апелляционной жалобе и ему нечего добавить к написанному. На просьбу адвокатов Филата объяснить, почему тюрьма хочет обжаловать освобождение Филата, хотя сама одобрила его, Чигринев отметил, что в тюрьме сменилось руководство. На задних рядах его слова встретили смехом. «Молодец парень, уволят его теперь», — шептались там.
Представитель Нацадминистрации тюрем Александр Круду привел куда больше аргументов. Он уверен, что Филат не выполнил всю программу реабилитации, которую для него разработали. Но и Круду не смог ответить на уточняющие вопросы, которые задавали ему адвокаты, отметив, что «это не входит в его компетенцию».
Председатель судейской коллегии Оксана Робу уточнила у него, как часто Нацдминистрация тюрем пытается обжаловать решение суда об условно-досрочном освобождении. Круду сказал, что Администрация часто обжалует решения суда о сокращении срока в связи с плохими условиями содержания (такая возможность появилась после вступления в силу с 1 января 2019 года поправок в законодательство). Однако ему не известно о случаях, когда администрация пыталась обжаловать решение об условно-досрочном освобождении.
«Жалобы идентичны, вплоть до ошибок»
Когда Филату дали слово, он поинтересовался, почему апелляционные жалобы тюрьмы и администрации тюрем «идентичны, вплоть до ошибок». Он поинтересовался, не писал ли их один и тот же человек, однако, судья сняла вопрос. Также Филат попросил объяснить, почему нынешний и. о. главы тюрьмы № 13 проголосовал за его освобождение, когда был в комиссии по УДО, а теперь выступает против.
Представитель тюрьмы Чигринев не смог это объяснить и добавил, что работает юристом тюрьмы с 19 ноября 2019 года и не знает всех подробностей дела. Когда адвокат Филата Виорел Берлиба начал задавать Чигриневу очередной вопрос, судья прервала его: «Вы не видите, что он не может ответить на этот вопрос?».
Затем слово дали одному из гражданских активистов, написавших жалобу. Он стал обвинять Филата в том, что тот через третьих лиц выкупил его дом и угрожал убийством судье и прокурору, которые рассматривали его жалобу на продажу дома. Судья Робу несколько раз пыталась прервать его и выяснить, какое отношение к делу имеют эти подробности. Однако мужчина продолжал говорить, не обращая на нее внимания. Он не прекратил, даже когда судья повысила голос и вызвала полицейских. Вывести из зала нарушителя порядка оказалось непросто. Он отказывался его покинуть, жаловался на здоровье и даже упал на колени, когда полицейский попытались его вывести из зала.
«Эти два месяца после освобождения были сложнее, чем заключение»
После небольшого перерыва заседание возобновилось. Адвокат Филата Ион Выздога сообщил, что минюст попросил Антикоррупционую прокуратуру проверить комиссию по условно-досрочному освобождению и судью, который принял решение об УДО Филата. По словам Выздоги, результаты проверки показали, что и судья, и комиссия действовали по закону. Он отметил, что в правосудии не должно быть двойных стандартов.
Взявший слово Филат в первую очередь отметил, что «может, наконец, говорить во время честного и открытого процесса». Он напомнил, что его 50 месяцев держали в одиночной камере, из которой всего на час выпускали на прогулку по территории тюрьмы. Также Филат рассказал, что в 2015 году пожаловался в ЕСПЧ на плохие условия содержания, однако в 2019 году ЕСПЧ рекомендовал ему обратиться в национальные инстанции. Он подчеркнул, что, после того как суд сократил ему срок, администрация тюрьмы № 13 «физически не могла» улучшить условия его содержания.
Также Филат отметил, что вместе с адвокатами не нашел не одного случая, когда Нацадминистрация тюрем обжаловала бы условно-досрочное освобождение заключенного, которое одобрила тюрьма и утвердил суд. «Я не хочу быть в Молдове мистером прецедентом. Их было достаточно в моем деле», — подчеркнул он. Также Филата удивило, что сразу трое членов комиссии, которая вынесла решение об его освобождении, стали исполняющими обязанности в тюрьмах.
«Я думаю, в Молдове юстиция должна основываться на законе, а не на смене начальства. Психологически эти два месяца после освобождения были для меня сложнее, чем заключение», — отметил Филат. Он попросил суд отклонить все апелляционные жалобы против его освобождения и отметил, что нельзя человека ненадолго выпустить из тюрьмы, а потом отправить назад.
У представителей тюрьмы и Нацадминистрации тюрем не нашлось вопросов ни к Филату, ни к его адвокатам. Судья даже уточнила, не хотят ли они что-то добавить, однако, оба отказались. Филат тоже отказался от последнего слова, отметив, что уже высказался.
«У меня был приготовлен рюкзак»
Суд принял решение за сорок минут. Филата оставили на свободе, а все апелляционные жалобы отклонили. После суда Дмитрий Чигринев в шутку сказал журналистам, что все вопросы они могут адресовать в пресс-службу Нацадминистрации тюрем.
Сам Филат сказал журналистам, что «не может сдержать эмоции». Поэтому он не сразу подошел к ним прокомментировать решение суда, а, отвернувшись, несколько секунд постоял в стороне. Филат рассказал журналистам, что не знал, какое решение примет суд. «Утром у меня была дилемма — что надеть. Скажу честно, был приготовлен рюкзак. […] Но у меня была надежда», — добавил экс-премьер. Кроме того, Филат сообщил журналистам, что ждет решение ЕСПЧ по уголовному делу, из-за которого его осудили, «не имея ни одного доказательства».
«Я хочу, чтобы те, кто уже комментирует сегодняшнее решение суда, ответили: кто мне вернет 50 месяцев жизни», — отметил он.
***
Осужденного на девять лет за пассивную коррупцию Филата освободили из тюрьмы 3 декабря 2019 года. Летом 2019 года его адвокаты добились, чтобы из-за плохих условий содержания ему сократили срок на 709 дней, а затем, чтобы его условно-досрочно освободили.
Президент Игорь Додон заявил, что освобождение Филата стало для него «сюрпризом», и обвинил в произошедшем экс-премьера Майю Санду. Она уверяла, что тоже ничего не знала об этом деле, и что Филата освободила «юстиция Додона».
5 декабря министерство юстиции назначило нового и.о. главы Национальной администрации тюрем и нового начальника тюрьмы № 13, где содержали Филата. Оба попытались обжаловать решение об освобождении Филата.