«Я не контрабандист, я ехал помочь людям в Украине». Кардиолог-волонтер из Эквадора в Молдове остался без УЗИ-аппарата и с уголовным расследованием
7 мин.

«Я не контрабандист, я ехал помочь людям в Украине». Кардиолог-волонтер из Эквадора в Молдове остался без УЗИ-аппарата и с уголовным расследованием

Кардиолог из Эквадора Игнат Иванов уже дважды после начала войны в Украине ездил в соседнюю страну как врач-волонтер. Во второй раз он взял с собой портативный УЗИ-аппарат. Прибор по прилету изъяли в аэропорту Кишинева. NM рассказывает историю Игната — о волонтерстве в Донецкой области и о риске стать фигурантом уголовного дела в Молдове. 

«Мне хотелось что-то сделать, помочь не только донатами»

Эквадор от Украины отделяют семь часовых поясов, два материка и один океан. Тут даже всесильный Google Maps отказывается проложить маршрут. 

Гражданин Эквадора, кардиолог Игнат Иванов дважды добирался из крупнейшего города Эквадора Гуаякиля до Киева самолетами, автобусами, поездом и машинами. В июне прошлого года и в августе нынешнего Игнат приезжал в Украину в качестве члена команды организации FRIDA Ukraine — украинско-израильской миссии медицинских волонтеров. 

«Я не контрабандист, я ехал помочь людям в Украине». Кардиолог-волонтер из Эквадора в Молдове остался без УЗИ-аппарата и с уголовным расследованием

«Я родился в Харькове, потом, еще до развала Союза, мы переехали в Белгород. Я выучился в России, но понимал, что там не останусь, мне было некомфортно. Женился на девушке из Эквадора, и мы переехали в эту страну. Здесь я уже осел, работаю и живу больше десяти лет», — начинает рассказ Игнат. 

Мы говорим по Zoom: сейчас Игнат находится в Киеве, его лицо на экране передает практически весь спектр эмоций — от удивления до негодования по поводу того, что произошло с ним в Молдове. Спрашиваю, могу ли я сделать запись нашей беседы, и получаю ответ: «Да вы ее даже опубликовать можете, я не против». 

Игнат признается, что, когда началась война, он очень переживал за Украину. Там, в Киеве, до сих пор живет его бабушка.

«Еще до войны я состоял в одной медицинской группе в Facebook. В этой группе я увидел, что врач Роман Гольдман организовал миссию медицинских волонтеров FRIDA для помощи гражданскому населению. Врачи-волонтеры выезжали в места боевых действий и деоккупации, консультировали местных жителей. Тогда я понял, что хочу к ним присоединиться, хотелось сделать что-то важное, помочь не только донатами», — рассказывает врач. 

«Люди болеют — как в мирное время, так и во время войны»

В первый раз путь от Эквадора до Украины Игнат проделал в июне 2022 года. Тогда он с группой врачей-волонтеров оказывал помощь жителям Киевской области — после отступления российских войск.  

«Помимо самих жителей, мы консультировали и осматривали большое количество переселенцев с востока Украины. В период войны нагрузка на местные больницы невыносимая, колоссальная. Люди болеют — как в мирное время, так и во время войны. Они должны куда-то обращаться за помощью», — говорит Игнат. Он вспоминает, что в тот приезд пробыл в Украине около месяца, потом уехал обратно: «Мне нужно работать, кормить семью, но я понимал, что поднакоплю денег и обязательно вернусь». 

Игнат говорит, что после первой поездки в Украину он понял, что ему нужны качественные инструменты для осмотра людей с болезнями сердца. 

«Во второй раз я решил взять свой аппарат УЗИ. Это мой личный аппарат, я работаю с ним. Он портативный, размером с ноутбук, но качественный, премиум класса. На нем можно посмотреть все, что нужно по УЗИ сердца. Вы не представляете, что сейчас происходит на востоке Украины с больницами. Там даже лекарств нет, что уж говорить о технологической диагностике», — рассказывает врач-волонтер. 

«Я не контрабандист, я ехал помочь людям в Украине». Кардиолог-волонтер из Эквадора в Молдове остался без УЗИ-аппарата и с уголовным расследованием

Примерно так выглядит модель УЗИ-аппарата VIVIV IQ, который изъяли у Игната

«Если бы здоровье ваших родителей зависело от этого оборудования, за сколько времени решился бы вопрос?»

Вместе с УЗИ-аппаратом в ручной клади и письмом от организации FRIDA Ukraine Игнат вылетел на самолете из Гуаякиля в Нью-Йорк, затем пересел на трансатлантический рейс до Варшавы, оттуда — на самолете в Кишинев. По словам Игната, в США сотрудники таможни провели с ним краткое собеседование, он показал письмо от принимающей организации и продолжил путь.  

«В Кишиневе я вышел из самолета, прошел пограничный контроль и направился по зеленому коридору. До этого меня пропускали без проблем, я не знал, что мне нужно что-то декларировать. Это — мой личный аппарат. Понимаете, я только совершил трансатлантический перелет, еле стоял на ногах, был в очень плохом ментальном состоянии. Меня направили по красному коридору, просканировали багаж. Сказали, что я должен был задекларировать УЗИ-аппарат, и что они его забирают», — вспоминает Игнат. 

По его словам, сотрудники таможенной службы Молдовы уверили его, что дело обойдется административным штрафом, а на обратном пути из Киева через Кишинев врач сможет забрать УЗИ-аппарат. 

«Мне не предложили задекларировать аппарат на месте. Его просто забрали. Я показывал письмо-приглашение от организации, объяснял, что мне сейчас нужен этот аппарат, что я еду туда, где все очень плохо с медициной. Никакой агрессии по отношению ко мне не было, но я до сих пор задаюсь вопросом: “Ребята, если бы здоровье ваших родителей зависело от этого оборудования, за сколько времени решился бы вопрос? Наверняка за минуту-две”», — говорит Игнат. 

«На войне очень много людей умирает от отсутствия адекватной медицины»

Через монитор можно понять, насколько врач устал — и что он утомлен этой историей даже больше, чем условиями, в которых ему приходится оказывать помощь в Украине. 

«Я только-только вернулся с востока Украины. Работать сейчас приходится так: мне выдали небольшой планшетик, с его помощью я делаю УЗИ. Пару дней назад пришел человек с двухстворчатым аортальным клапаном, это — врожденный порок сердца, его нормально посмотреть на этом планшете невозможно, нет таких функций. А с моим аппаратом я мог бы сказать, надо оперировать человека или не надо, отправляем к кардиохирургу или нет. У меня нет слов», — делится врач. 

Осторожно прошу его рассказать о том, что он видел, что чувствует, что такое прием людей под обстрелами. Как признается Игнат, иногда приходится принимать людей там, где нет кроватей, делать УЗИ, стоя на коленях, а от канонады в это время звенят окна. 

«Я не контрабандист, я ехал помочь людям в Украине». Кардиолог-волонтер из Эквадора в Молдове остался без УЗИ-аппарата и с уголовным расследованием

«Меня поддерживают ребята, такие же волонтеры. Мы выезжаем группой специалистов, там есть специалисты многих направлений, вплоть до офтальмологов. 

Болезни у людей все те же: 70% — пациенты с гипертонией, остальные — поражения клапанов сердца, различные аритмии. Приходят местные жители: те, у кого нет денег уехать на диагностику в Запорожье или Киев. Мы выдаем лекарства, спасибо нашим донатерам. Но в тяжелых случаях при пороках сердца людям нужна диагностика. Если не помочь, не выявить вовремя, эти люди могут умереть. Понимаете, когда мы считаем количество жертв войны, мы не всегда учитываем тех, кто умер от сопутствующих вещей: во время войны войне очень много людей умирает от отсутствия адекватной медицины», — рассказывает Игнат. 

Уголовное дело? 

Игнат вернулся в Эквадор и пока никаких обвинений от молдавских властей не получил, но обратился к адвокату, чтобы вернуть УЗИ-аппарат. Источники адвоката в Таможенной службе сообщили, что в Молдове Игнату грозит не только административное дело, но и уголовное — по статье «Контрабанда». Дело в том, что его УЗИ-аппарат в Таможенной службе оценили в сумму свыше 41 тыс. долларов США. Эту же информацию подтвердили NM в ведомстве. 

«Мне нужно вернуться домой, работать с этим аппаратом, я кормлюсь от него. Я не знаю, что мне делать, я уже ни в чем не уверен. Я же не какой-то контрабандист, я ехал помочь людям. Из Таможенного кодекса Молдовы я узнал, что какие-то товары не подлежат декларированию, если есть чрезвычайное положение и от этого зависит жизнь людей. Война — это все-таки чрезвычайная ситуация, по-моему», — говорит врач. 

Согласно статье 138 Таможенного кодекса Молдовы, «упрощенный порядок таможенного оформления предусмотрен при ввозе в Республику Молдова и вывозе из нее товаров, необходимых в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф». 

Представители Таможенной службы в ответ на запрос NM сообщили, что «гражданин Эквадора Игнат Иванов должен был задекларировать имущество, стоимость которого превышает 430 евро». 

«Гражданин Эквадора Игнат Иванов в момент пересечения зоны таможенного контроля проигнорировал ст. 5 и ст. 7 закона “О порядке ввоза в Республику Молдова и вывоза с ее территории имущества физическими лицами”», — говорится в письме ведомства. Согласно этому закону физические лица-нерезиденты имеют право ввозить на территорию Молдовы имущество, необходимое для их деятельности или для личного пользования — при условии того, что они его задекларируют и уплатят необходимые пошлины.

Помимо этого, в ведомстве уточнили, что дело до сих пор расследуют, однако нарушений в действиях таможенников не выявили.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: