Экс-глава пресс-службы МВД и бывшая советница министра внутренних дел Павла Войку Алина Збанкэ рассказала NM, что на протяжении полугода ее пытались сместить с должности. В итоге эти попытки привели к «незаконному» указу министра о переводе ее в другой отдел МВД. А и.о. министра уверен, что его бывшая подчиненная на самом деле решила «заняться политикой», и в своем понижении виновата сама.
Начало
В пресс-службе министерства внутренних дел Алина Збанкэ работала с 2014 года. Когда министерство возглавил Андрей Нэстасе, она уволилась из МВД, но пришедший ему на смену в ноябре 2019 года Павел Войку пригласил ее обратно.
По словам самой Збанкэ, Войку тогда сказал, что ему нужны такие люди, как она. В итоге Збанка стала не только руководителем пресс-службы, но и советником министра.
Первое время проблем у главы пресс-службы не возникало, но спустя некоторое время до нее стали доходить слухи о том, что нынешний министр считает ее «человеком бывшего министра Александра Жиздана».
По словам Збанкэ, она не воспринимала всерьез эти сообщения, но все же несколько раз пыталась прямо поговорить об этом с главой МВД. Однако в личном разговоре Войку не высказывал претензий к ее работе или, наоборот, лояльности.
Около полугода назад общение советницы министром стало сходить на нет. Ей было сложно получать ответы на запросы журналистов и оперативно реагировать на кризисные ситуации.
«Были случаи, когда министерство должно было отреагировать, но реакции не было, а журналисты ждали нашей позиции. Так было, когда молдавских полицейских похитили приднестровские структуры. Спустя пару дней после инцидента мне прислали от министра реакцию. Я не знаю, где это было написано, предполагаю, что в партии (ПСРМ — прим. NM), но это не было реакцией министерства, и мне пришлось убеждать министра, что мы не можем выступить с таким заявлением», — рассказала Збанкэ NM.
Первые трудности
Очевидные трудности в работе у Збанкэ начались, после того как в феврале 2021 она публично поддержала главного комиссара полиции Кагула, которого попытались сместить с должности. Збанкэ опубликовала на своей странице его обращение к подчиненным и отметила, что Молдова нуждается в таких профессиональных людях.
Руководству МВД, как считает Алина Збанкэ, это не понравилось, и давление на нее усилилось.
«К моим коллегам, знакомым из других подразделений приходили сотрудники Службы внутренней безопасности и борьбы с коррупцией МВД (SPIA) и расспрашивали обо мне, говорили, что ищут, за что меня можно уволить», — отмечает она.
Збанкэ говорит, что описала происходящее с ней в петиции на имя министра, но официального ответа не получила. Единственное, что у нее есть, — это смс от министра Павла Войку о том, что он не в курсе происходящего и не имеет к этому никакого отношения.
Чтобы все прояснить, Збанкэ пошла на прямой разговор с двумя высокими должностными лицами из системы МВД. Их имен она не стала называть, так как разговор был частным. Оба собеседника подтвердили, что перед сотрудниками SPIA стоит задача убрать ее из системы.
«Мне сказали уйти по-хорошему, чтобы не было хуже. Но по-хорошему уходить я не хотела, потому что не готова была отступать, знала, что ничего не нарушала и всегда корректно выполняла свою работу», — подчеркнула Збанкэ.
Понижение
Сначала ее лишили парковочного места возле МВД, сославшись на то, что не могут найти приказ о выделении этого места. Затем стали проверять все дни, когда ее не было на рабочем месте.
«Однажды мне попытались объявить выговор за прогул. Основывались на том, что мой автомобиль заехал на парковку позже начала рабочего дня. Но за рулем был мой муж, который привез мне машину, а я в это время проводила совещание с пресс-службой. Спасло то, что был протокол этого совещания», — рассказывает Алина Збанкэ.
Тогда ей вынесли предупреждение. Вскоре, однако, появился формальный повод объявить выговор и оштрафовать Збанк.
После того как в ее отделе у одного из сотрудников выявили коронавирус, весь отдел сдал тесты и должен был провести некоторое время на самоизоляции.
«У меня был отрицательный тест, но я должна была находиться на самоизоляции. Но мне нужно было отдать коллеге фотоаппарат, который хранился у меня в кабинете. Была уверена, что, если не сделаю этого, мне объявят выговор», — объясняет Збанкэ.
Однако несмотря на то, что она приехала на работу в перчатках и маске, оставила фотоаппарат и уехала, ей объявили выговор за нарушение правил самоизоляции и оштрафовали на тысячу леев.
После этого случая министр подписал указ о понижении ее с должности советника министра и руководителя пресс-службы на должность в одном из подразделений МВД.
Збанкэ намерена оспорить в суде указ о своем понижении, так как считает его незаконным. Кроме того, она намерена обратиться в совет по обеспечению равенства, так как считает, что ее дискриминировали из-за того, что она женщина.
Что говорит Павел Войку
В комментарии NM и.о министра внутренних дел Павел Войку отметил, что по этой теме нечего особо комментировать.
«Она должна соблюдать законы, требования и дисциплину, и никто не виноват в том, что ее понизили в должности, кроме нее самой», — заявил и.о министра.
Он также призвал задаться вопросом о том, почему активная деятельность его бывшей советницы пришлась именно на этот период.
«Раз она хочет заниматься политикой, пусть занимается. Больше мне нечего сказать», — заключил Войку.
Собеседник NM в SPIA заявил, что понижение Алины Збанкэ не связано с тем, что она стала неудобной фигурой. По его мнению, дело в том, что в ее услугах перестали нуждаться, а желающих занять ее место много.
«Все, что она сейчас рассказывает, — чистой воды пиар с неясной целью», — считает собеседник NM.