Banca Sociala в ноябре уступил иностранному юрлицу право требования проблемных кредитов на общую сумму 17,793 млрд леев. Об этом свидетельствуют обнародованные вчера данные Нацбанка о динамике финансовых показателей банковской системы в прошлом месяце. Регулятор счел проведенные операции сомнительными и инициировал их расследование. Также Нацбанк обратился в суд для аннулирования транзакций по перечислению денег. В Нацбанке отмечают, что деньги в Banca Sociala поступили из Banca de Economii и Unibank.
Banca Sociala в ноябре уступил право требования проблемных кредитов почти на 18 млрд леев — 18% активов всего банковского сектора страны — юрлицу-нерезиденту Молдовы. В бухгалтерском балансе средства классифицированы как «другие активы». В какой форме были уступлены кредиты, Национальный банк (НБМ) не уточняет. Не называет Нацбанк и юрлицо, которое выступило получателем денег.
Только из-за этой транзакции активы всей банковской системы в ноябре выросли по сравнению с октябрем на 16,7% (13,96 млрд леев), достигнув 97,306 млрд леев. Активы Banca Sociala увеличились на 14 млрд леев, составив на конец ноября 20,44 млрд леев. На конец ноября Banca Sociala по активам опередил все остальные банки (всего их в Молдове четырнадцать).
Увеличение активов в Banca Sociala, по данным Нацбанка, сопровождалось миллиардными размещениями в нем двух других молдавских банков — Banca de Economii и Unibank. Banca de Economii разместил в Banca Sociala в ноябре 11,066 млрд леев. Сколько перечислил Unibank, не уточняется. По данным бухгалтерского баланса Unibank, у него в других банках размещено чуть более 2 млрд леев.
Всего в Banca Sociala было размещено 14,058 млрд леев. Примечательно, что и в Banca de Economii увеличились размещения на депозитах до востребования на 4,654 млрд леев. При этом у Unibank депозиты до востребования уменьшились на 4,788 млрд леев.
Регулятор назвал указанные операции «сомнительными». «Нацбанк осуществляет многочисленные проверки и сотрудничает с правоохранительными органами для расследования подозрительных транзакций между Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank»,— говорится в сообщении Нацбанка. Помимо этого, НБМ обратился в суд для аннулирования сделок.
СМИ неоднократно писали, что Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala контролируются бизнесменом Иланом Шором.
В конце ноября Нацбанк ввел в Banca de Economii и Banca Sociala специальное управление. По данным NM, в Unibank регулятор уже около месяца проводит проверку.
Источники NM, близкие к Нацбанку, говорят, что все три банка тесно сотрудничали с российскими банками. Об этом косвенно свидетельствуют и данные по депозитам до востребования. Так, по состоянию на конец октября на три этих банка приходилось примерно две трети (64%) средств, размещенных в иностранных банках. Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala причитается 4 млрд леев, 3,5 млрд леев и 1,8 млрд леев соответственно.
Собеседники NM говорят, что средства по большей части были размещены в российских банках, в том числе в «Газпромбанке» и «Алеф-банке».
Как рассказал источник NM, знакомый с ситуацией в Banca Sociala, «уступка прав требования проблемных кредитов в случае с Banca Sociala — это финальная операция по выводу денег». «Обычно это делают деньгами самого банка, а стоимость залога завышена в несколько раз»,— сообщил собеседник NM. Сама уступка прав требования кредита, по его словам, «это операция по продаже кредитов третьему лицу». «Банк может продать проблемный кредит коллекторской компании», — разъяснил он.
На конец ноября у Banca de Economii было привлечено депозитов от физических лиц в размере 4,06 млрд леев, Banca Sociala — 1,945 млрд леев и у Unibank — 817 млн леев.