Воскресенье 26 июня 2016
$ 19.7709 21.8528

Чернушная метка: против Владимира Плахотнюка начата информационная кампания на уничтожение

В ряде влиятельных СМИ Румынии и России почти синхронно появилась серия публикаций и репортажей, посвященных первому зампреду Демпартии Владимиру Плахотнюку. В них предприниматель предстает абсолютным злом — «бывшим сутенером», «рэкетиром», «работорговцем» и даже «насильником». Доказательств обвинений не приводится. Кто стоит за этой кампанией также неясно. Однако ее цель очевидна — помешать вхождению Плахотнюка в большую политику, сделав его «нерукопожатным» как на Востоке, так и на Западе.

Статьи с крайне жесткими обвинениями в адрес Владимира Плахотнюка появились почти синхронно в румынском издании Evenimentul zilei и российской «Комсомольской правде». В них олигарх обвиняется в сутенерстве, шантаже, рейдерстве, отмывании денег и множестве других уголовных преступлений.

«Комсомолка» пошла дальше румынских коллег. В статье под заголовком «“Молдавский кукловод”: бывший сутенер и работорговец подчинил себе политическую элиту республики» бизнесмен обвиняется в торговле людьми, оружием и наркотиками, организации покушений, заказных убийств и даже изнасилований.

Сам текст написан языком, характерным то ли для криминальной хроники 90-х, то ли для документальных фильмов про серийных маньяков. Типичная цитата: «На директоров госпредприятий и частных бизнесменов была объявлена настоящая охота: при помощи полиции, СИБ и переметнувшихся на сторону режима преступных бригад Олежка и Владик (из контекста статьи можно сделать вывод, что имеются в виду Олег Воронин — сын экс-президента Владимира Воронина, и Владимир Плахотнюк — NM) пытали и калечили, жгли “комерсов” утюгами, на глазах у жертв насиловали их жен и детей, резали их и стреляли. После этого террора многие пропали без вести, сошли с ума или покончили жизнь самоубийством. То был самый кровавый период в жизни Кукловода».

Похожие сюжеты — без откровенной чернухи, но также с упоминанием «сутенерства» и в целом в весьма критической в отношении Плахотнюка тональности — вышли в двух репортажах российских государственных телеканалов «Россия-1» и «Россия-24».

Высказываемые в публикациях в румынских и российских СМИ обвинения и стилистика текстов столь схожи, что создается ощущение, что они написаны одной рукой. При этом помимо общего образа исчадия ада для каждой целевой аудитории подобраны свои негативные штрихи: в статье Evenimentul zilei Плахотнюк «повязан» с Москвой и русской мафией, а в репортаже «России-24» он ведет страну к объединению с Румынией и вхождению в НАТО.

Синхронность появления материалов свидетельствует в пользу спланированной информационной кампании. При этом обращает на себя внимание то, что в случае с российскими СМИ речь идет об изданиях, прямо связанных с властями РФ. «Комсомолка» известна как «любимая газета Путина», которая наверняка попадает на стол президента. Телеканалы «Россия-1» и «Россия-24» входят в государственный медиахолдинг ВГТРК. Столь скандальные политические публикации и сюжеты в данных СМИ вряд ли могли бы появиться без одобрения, а то и указания из Кремля.

Примечательно также, что спустя менее суток после появления публикации в «Комсомольской правде» статья с сайта газеты была удалена. При этом копия сохранилась в кэш Google.

При внимательном ее изучении можно заметить, что самые жуткие и трудно доказуемые обвинения приведены либо в закавыченных цитатах, либо фамилия Плахотнюка в них прямо не упоминается. Вместо этого используются различные вводные замены: «Кукловод», «Владик» и даже «Плаха». Сделано это, очевидно, с точки зрения перспектив юридических разбирательств. Правда, пока об обращении в суд по факту данных публикаций ничего неизвестно.

Сказать однозначно, кто стоит за данной кампанией, сложно. Претензий к Плахотнюку достаточно как у Запада, где его считают одним из «могильщиков» молдавской евроинтеграции, так и у России, где с его именем связывают ряд внешнеполитических провалов Кремля на молдавском направлении. Есть у первого зампреда Демпартии достаточно недоброжелателей и внутри страны, и за ее пределами.

Так или иначе, ирония заключается в том, что владелец крупнейшего в Молдове медиа-холдинга, которого обвиняют в компроматных войнах, очернении оппонентов, пропаганде и «промывке мозгов», сам стал объектом довольно нечистоплотной медиа-кампании. Ее цель, судя по всему, — полное уничтожение имиджа Плахотнюка в глазах зарубежных партнеров. Сделать его абсолютно «нерукопожатным» — как на Западе, так и на Востоке.

И хотя представленные в публикациях обвинения в основном анонимны и не подкреплены никакими доказательствами, сама их чудовищность и факт трансляции через влиятельные международные СМИ как минимум сильно осложнят Владимиру Плахотнюку путь в большую политику. А как максимум — сделают это совершенно невозможным.

Евгений Шоларь