Издание Ziarul de Gardă опубликовало обзорный материал о коррупции в молдавском парламенте. Поводом послужил выход 21 депутата из фракций коммунистов и либерал-демократов, и их последующее присоединение к «социал-демократической платформе».
Журналисты издания подчеркивают, что решение о расставании 14 депутатов с ПКРМ и семи депутатов — с ЛДПМ вызвало шквал подозрений в коррупции и подкупе. «Только за последний месяц не менее 21-го парламентария поменяли свои политические лагеря», — пишет ZdG.
Напомним, 21 декабря 14 депутатов ПКРМ вышли из фракции коммунистов и объявили о создании «социал-демократической платформы». Вскоре ряды платформы пополнили 20 депутатов фракции ДПМ (19 были избраны по спискам Демпартии, а позже к демократам присоединилась Лидия Лупу, попавшая в парламент по спискам Партии социалистов). Потом семь депутатов фракции ЛДПМ объявили, что будут голосовать за кандидата, предложенного демократами, «даже в том случае, если партия решит не поддерживать этот сценарий».
Более того, депутат ПКРМ Елена Боднаренко в интервью Observatorul de Nord открыто заявила, что с нею «связывался коллега из парламента, входящий во фракцию Демпартии», и предлагал ей деньги, должности или иные выгоды — в обмен на расставание с коммунистами. Говоря о бывших коллегах-перебежчиках, Боднаренко сказала, что «их обрабатывали около трех месяцев».
По словам Елены Боднаренко, тактика использовалась следующая: тщательно изучалось финансовое положение, декларации о доходах, собственность, личная жизнь и жизнь детей. И каждому предлагалось что-то особое: одним — должности или деньги, другим — закрытие либо открытие уголовных дел. «Работали» с группами по 3-4 депутата; все перебежчики были собраны вместе за 40 минут до пресс-конференции, и лишь тогда те узнали, сколько их всего.
Боднаренко утверждает, что аналогичные схемы использовались в отношении Лидии Лупу (входила во фракцию ПСРМ), Николая Журавского и Петру Штирбате (входили во фракцию ЛДПМ), а теперь по тому же пути проследовали и семь бывших либеральных демократов.
Издание ZdG связалось с Еленой Боднаренко, которая подтвердила информацию, опубликованную в интервью Observatorul de Nord. Какие-либо дополнительные подробности она сообщать отказалась, заявив, что и так «сказала уже достаточно». Боднаренко также заявила, что ждет реакции от правоохранительных органов и Генпрокуратуры.
Почетный председатель Демпартии Думитру Дьяков отметил для ZdG, что он не знает, кто из его коллег по фракции ДПМ мог контактировать с Еленой Боднаренко и предлагать ей выход из ПКРМ. «Без понятия. Я видел это в прессе, — сказал Дьяков, — будет хорошо, если прокуратура получит объяснения. А эта госпожа, если уж она такая приятная и принципиальная, должна сказать ясно: кто [это был]. Тогда было бы гораздо легче и журналистам, и коллегам, и правоохранительным органам».
Отвечая на вопрос ZdG, есть ли что-либо общее между Демпартией и депутатами, вышедшими из фракции коммунистов и ЛДПМ, Дьяков сказал: «Это риторический или наивный вопрос. Конечно, у них есть что-то с ДПМ. Потому что партия стала привлекательным центром притяжения для тех, кто вышел из ПКРМ». По мнению Дьякова, Партия коммунистов движется в никуда, а указанные депутаты «хотят быть там, где это имеет смысл».
«Люди ищут партии, в которых могут себя проявить. Нельзя говорить, что их непременно купили. Одни получают потенциал для более успешной политической деятельности, другие — возможности, должности. Почему бы и нет?» — объясняет Думитру Дьяков.
Представители Генпрокуратуры, отвечая на запрос ZdG, сказали, что пока в прокуратуре нет ни одного дела о коррупции среди депутатов парламента нынешнего созыва. Пресс-секретарь Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Анжела Старински так же сообщила, что по состоянию на 19 января в НЦБК нет ни одного дела о коррупции депутатов. По ее словам, центр изучает соответствующую информацию, появившуюся в СМИ. Люди, заявившие о подкупе депутатов, будут вызваны в НЦБК для уточнения деталей. А после этого центр решит, существуют или нет основания для открытия уголовного дела.
ZdG напоминает, что НЦБК начал расследование о коррупции среди депутатов еще в марте 2014 года. НЦБК и Антикоррупционная прокуратура 7 марта 2014 года объявили, что задержали с поличным двух человек, подозреваемых в попытке подкупа депутатов бывшей коалиции «Проевропейского правления». Задержанные, якобы, были готовы заплатить по $250 тыс. депутатам, которые покинут свои партии накануне подписания и ратификации в парламенте Соглашения об ассоциации Молдовы и Европейского союза. Уже 13 марта НЦБК сообщил, что в одном из кишиневских банков, в банковской ячейке было найдено 500 тысяч евро. Ячейку арендовала Ирина Баглай, одна из задержанных.
Ирина Баглай, вместе с бывшим сотрудником полиции Виталие Бурлаку, была арестована. Она провела в камере предварительного заключения более 10 месяцев. Сейчас оба находятся на свободе. Материалы дела зависли в столичном суде сектора Буюканы. В 2015 году по разным причинам заседания суда постоянно откладывались и переносились.
Последнее заседание суда должно было состояться 21 декабря 2015 года, но и его отменили. «То один обвиняемый отсутствует, то другой, но они представляют суду распоряжения врачей, — заявил ZdG прокурор Антикоррупционной прокуратуры Виталие Галеру, который занимался расследованием дела. — Что мы можем сделать, если таковы предписания медиков? По просьбе гособвинителей не переносилось ни одного заседания суда».
По словам Галеру, суд мог изменить меру пресечения, если бы было доказано, что обвиняемые отсутствуют на заседаниях суда немотивированно. Но прокуратура проверяла медицинские справки, представляемые адвокатами, и установила, что бумаги — подлинные. До настоящего времени ни один из обвиняемых так и не дал показания в суде.
«Дело не затягивается, клиент был болен», — сказал ZdG адвокат Анатолие Чакир, представляющий в суде интересы Виталие Бурлаку. — Конечно, мы хотим завершить все это побыстрее. Но вы лучше спрашивайте прокурора, он вам объяснит подробнее«.
«Я ее адвокат, но сейчас нахожусь на больничном. Ничего вам не могу сказать. Не знаю, обоснованно отменялись заседания [суда], или нет. Давайте вы меня не будете беспокоить», — так отреагировал на звонок ZdG адвокат Павел Замфир, защищающий Ирину Баглай.
Очередное заседание назначено на 5 февраля.