По итогам визита в Молдову спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ Вольфа Дитриха Хайма был согласован пакет из восьми вопросов, по которым Кишинев и Тирасполь близки к компромиссу. Дипломат сообщил, что очередная встреча в формате «5+2» будет организована лишь когда стороны достигнут согласия по крайней мере по нескольким из них. Ключевой для Тирасполя вопрос, связанный с совместными молдавско-украинскими постами на приднестровском участке границы, в повестку не вошел. В этом вопросе представитель ОБСЕ поддержал позицию Кишинева, выступив против его обсуждения в формате «5+2».
Восемь пунктов
В пакет из восьми вопросов, над которыми стороны должны поработать для организации следующего раунда в формате «5+2», вошли четыре из семи пунктов Берлинского протокола, которые были согласованы в прошлом июне, но так и не выполнены сторонами. Речь идет об апостилировании приднестровских дипломов об образовании, передвижении автомобилей с приднестровскими регистрационными номерами, телекоммуникации и связи между двумя берегами Днестра и уголовных делах против чиновников сторон.
К этим пунктам добавились еще четыре вопроса, предложенные Кишиневом. Это функционирование в Приднестровье школ с обучением на основе латинской графике, доступ фермеров из Дубоссарского района к земельным участкам за трассой Каменка-Тирасполь, свобода передвижения людей, товаров и услуг между двумя берегами и открытие моста через Днестр у сел Гура Быкулуй и Бычок.
Как заявил на пресс-конференции по итогам визита Вольф Дитрих Хайм, очередной раунд в формате «5+2» состоится лишь тогда, когда стороны договорятся по этим ключевым сюжетам, и встреча сможет завершиться конкретными результатами и соглашениями. «Не обязательно, по всем восьми [пунктам], но чтобы хоть по каким-то договорились», — уточнил дипломат.
Для этого, по его словам, необходимо лишь проявить немного решимости, дисциплины и политической воли к тому, чтобы улучшить жизнь людей с обоих берегов Днестра.
По словам главы Миссии ОБСЕ в Молдове Майкла Скэнлана. имея лишь немного политической воли, эти пункты можно выполнить за нескольких месяцев. «Наша цель — провести встречу в формате „5+2“ для получения конкретных результатов в соответствии с Гамбургской декларацией, согласованной всеми странами-членами ОБСЕ», — сказал он.
Скэнлан отметил, что для придания динамики урегулированию, Кишиневу важно иметь общее видение и подход в приднестровскому вопросу, который разделят и правительство, и парламент и президент.
Вольф Дитрих Хайм добавил, что призвал молдавские власти как можно быстрее доработать концепцию политического урегулирования и статуса Приднестровья. Свое видение по этим вопросам Кишинев обещал выработать и представить в начале 2017 года, но пока о нем ничего не слышно.
Посты преткновения
В Тирасполе спецпредставителю ОБСЕ пришлось обсуждать другую острую тему. Речь идет о намерении Кишинева и Киева ввести совместный пограничный и таможенный контроль на приднестровском участке границы. В Тирасполе это считают угрозой не только для Приднестровья, но и для всего переговорного процесса. И потому предлагают вынести его обсуждение в формат «5+2».
Приднестровская сторона подготовила специальную презентацию «О недопустимости организации молдавско-украинского таможенно-пограничного контроля в пункте пропуска „Кучурган-Первомайск“». Презентацию продемонстрировали на встрече политических представителей Кишинева и Тирасполя, прошедшей на прошлой неделе. Правда, молдавский переговорщик Георгий Бэлан смотреть презентацию отказался и покинул зал.
Побывавшая в Тирасполе делегация ОБСЕ, по информации NM, познакомилась с содержанием презентации. В ней перечисляются угрозы, которые, по мнению Тирасполя, несут планы Молдовы и Украины.
В презентации (копия есть в распоряжении NM) на 17 слайдах/страницах, обрамленных изображением колючей проволоки, приводятся аргументы приднестровской стороны против введения совместного молдавско-украинского контроля на приднестровском участке границы.
Основные тезисы, которые ранее уже высказывала приднестровская сторона, сводятся к тому, что эти действия нарушают ранее достигнутые договоренности и проводятся без учета мнения Тирасполя, хотя затрагивают интересы жителей Приднестровья.
Реализация этих планов и введение «тройного таможенного контроля», по мнению Тирасполя, создаст для Приднестровья немало ограничений для внешнеэкономической деятельности, свободы передвижения граждан и транспортных средств. «Общие потери экономики Приднестровья могут составить в год не менее 38,5 млн. долл. США», — подсчитали в Тирасполе.
Проблемы, по мнению приднестровской стороны, могут возникнуть и у примерно 20 тыс. индивидуальных предпринимателей Приднестровья, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности. Согласно молдавскому законодательству, они могут лишиться этой возможности, а «потери бюджета Приднестровья от недопоступления платы за патент составят до 7 млн. долл. США».
В Тирасполе также отмечают, что, выставив посты на восточной границе, молдавская сторона получит возможность оказывать давление на должностных лиц Приднестровья, как это происходит в аэропорту Кишинева, и задерживать «преследуемых в Республике Молдова по политическим мотивам граждан Приднестровья». Таковых, по информации приднестровской стороны, более 180, и проблема этих уголовных дел остается до сих пор нерешенной, несмотря на взятые сторонами обязательства.
В Тирасполе опасаются и того, что автомобили с приднестровскими номерами не смогут выезжать на территорию Украины. Проблема международного передвижения зарегистрированных на левом берегу авто, напомним, также находится в повестке переговоров, но до сих пор не решена.
Приднестровская сторона указывает и на риск безопасности, связанный с «соприкосновением» силовых структур конфликтующих сторон на восточной границе, где, в отличие от линии по Днестру, нет Зоны безопасности и механизмов контроля.
Совместный молдавско-украинский контроль приднестровского участка границы в Тирасполе считают «сугубо политической мерой» в рамках обязательств Молдовы перед ЕС. На одной из иллюстраций презентации изображен флаг Евросоюза, в котором расположенные по кругу звезды стилизованы под колючую проволоку.
Выгода есть
В Кишиневе все обвинения со стороны Тирасполя называют спекуляциями. На встрече с Вольфом Дитрихом Хаймом вице-премьер по реинтеграции Георгий Бэлан в очередной раз заявил, что установление совместного контроля на приднестровском участке границы принесет лишь преимущества и выгоды населению и хозяйствующим субъектам левобережья Днестра.
Позиция Кишинева заключается в том, что эти нововведения направлены исключительно на борьбу с контрабандой и незаконными схемами на границе. Кишинев, по словам Георгия Бэлана, еще в 2015 году приглашал приднестровскую сторону обсудить совместный контроль центрального участка границы с Украиной, однако ответа не получил.
Не отреагировали в Тирасполе и на предложение Кишинева включить приднестровских представителей в состав молдавской делегации, которая вела переговоры с Украиной о совместном контроле границы.
В Кишиневе уверяют, что для жителей Приднестровья не возникнет никаких дополнительных проблем, а экономические агенты только выиграют из-за упрощения таможенного оформления: оно будет проходить на границе, и для этого не надо будет транспортировать товары на правый берег Днестра.
Для того, чтобы разъяснить жителям и экономическим агентам левого берега преимущества совместного контроля, в Кишиневе сейчас готовятся запустить специальную информационную кампанию.
Спецпредставителя ОБСЕ Вольфа Дитриха Хайма аргументы молдавской стороны, судя по всему, убедили. По крайней мере, во время визита в Тирасполь он фактически повторил позицию молдавских переговорщиков.
«В моем понимании, планируемые перемены таможенно-пограничного контроля на пункте пропуска „Кучурган“ будут иметь позитивное влияние на жизнь людей в Приднестровье. Считаю некоторую озабоченность, о которой я слышал и читал, несколько преувеличенной в свете того, что я знаю об этих планах… Строго говоря, не стоит так беспокоиться по этому поводу», — сказал он.
Австрийский дипломат поддержал позицию Кишинева и в том, что это — проблема двусторонних отношений между Молдовой и Украиной, и она не подлежит обсуждению в формате «5+2». В то же время он призвал Кишинев провести разъяснительную кампанию для жителей Приднестровья и допустил неформальное обсуждение этого вопроса.
Площадкой для такого обсуждения могла бы стать ежегодная Баварская конференция по укреплению доверия между двумя берегами Днестра. Возможность организации такой встречи в ближайшее время обсуждалась в ходе визита спецпредставителя ОБСЕ. И, судя по динамике переговорного процесса, такая конференция может состояться раньше, чем раунд в формате «5+2».
То, что совместный молдавско-украинский контроль приднестровского участка границы стал предметом столь острого противостояния, эксперты в Кишиневе и Тирасполя объясняют по-разному. Руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун считает, что, кроме экономических издержек, вопрос необходимо рассматривать с точки зрения безопасности и возможной дестабилизации ситуации в регионе.
Он считает, что, несмотря на заверения молдавской стороны в том, что все будет хорошо, в таких вопросах нельзя верить на слово. «С украинской стороны будут расположены не только таможенники, но и сотрудники пограничной полиции. Это, в свою очередь, создает дополнительный риск для свободы передвижения жителей Приднестровья», — полагает эксперт.
«Несмотря на все сложные процессы, которые происходят сегодня на Украине, Тирасполю предпочтительнее иметь дело с Украиной как страной-гарантом в урегулировании, чем объясняться с молдавскими чиновниками», — сказал NM Дирун.
Исполнительный директор кишиневского Института стратегических инициатив Владислав Кульминский в свою очередь полагает, что проблема не столько в совместном контроле, дискуссии о котором идут не первый год, сколько в ухудшении общего контекста взаимоотношений Кишинева и Тирасполя. «Должны решаться, но не решаются насущные проблемы, стоящие перед берегами. В этих условиях любые, даже самые простые, шаги воспринимаются болезненно», — сказал NM эксперт.
Кульминский напомнил, что, когда в 2005 году на молдавско-украинской границе появилась европейская миссия EUBAM, тоже звучало много обвинений. «Но в итоге все поняли правила, и миссия многое позволила упорядочить на границе. Так же и сейчас: говоря без эмоций, совместный контроль не означает попыток экономического удушения Приднестровья, если ко всему подходить рационально», — подвел итог эксперт.