Власти сегодня объявили, что в конкурсе на приватизацию Air Moldova победила компания, основной владелец которой — румынский лоукостер Blue Air. И рассказали о грандиозных планах собственников Air Moldova, среди которых полеты в США и Китай. У экспертов, однако, много вопросов вызвала и компания-покупатель, среди учредителей которой два частных лица, и схема приватизации, которая оказалась весьма схожей со схемой концессии кишиневского аэропорта.
Агентство публичной собственности объявило 2 октября, что в конкурсе приватизации госавиакомпании Air Moldova победителем стала компания Civil Aviation Group (зарегистрирована в Молдове месяц назад). Других претендентов на Air Moldova, напомним, не было. Сумма сделки составила 1,2 млрд леев, однако, в госбюджет попадет только 50 млн леев.
Остальные деньги пойдут на оплату долгов авиакомпании, которые покупатель должен закрыть, согласно условиям приватизации. По информации Агентства публичной собственности, покупатель также взял на себя ответственность за решение операционных проблем и развитие авиакомпании.
О приватизации Air Moldova стало известно в конце июля. Необходимость продажи госкомпании в Агентстве объяснили ее плачевным финансовым состоянием, которое грозит банкротством: убытки за 2017 года — 190,4 млн леев, по итогам первых шести месяцев 2018 — 160 млн леев, а общий долг — 1,28 млрд леев.
Civil Aviation Group
Как сообщило Агентство публичной собственности, самая крупная доля в компании Civil Aviation Group, ставшей победителем приватизационного конкурса, принадлежит румынской авиакомпании Blue Air. Она, как отмечает Агентство, владеет 30 самолетами, летающим по 80 направлениям. О других учредителях Civil Aviation Group Агентство упоминает лишь вскользь. При этом, по данным Регпалаты, доля Blue Air составляет 49% акций, а оставшиеся 51% в равных долях (по 25,5%) принадлежат двум физлицам — гражданам Молдовы Андрею Яновичу и Сергею Мельнику. В Агентстве утверждают, что у обоих более 20 лет опыта в области авиации: один из них совладелец грузинской авиакомпании AMS Airlines Air Charter, а второй — глава финансовой компании в США.
Совладелец грузинской авиакомпании — Андрей Янович. На его странице в соцсети Linkedin указано, что он менеджер по безопасности авиакомпании. Грузинская компания, как следует из информации на ее сайте, занимается грузоперевозками. А Сергей Мельник — основатель финансовой компании Wolf Blitz. Как следует из его CV, последние 20 лет он работает в США в сфере финансовой аналитики.
Любопытно, что в этой же компании в должности советника работает Виталие Ботгрос, который также возглавляет админсовет американской компании Nutriband. На сайте этой компании указано, что с 1995 года по 2004 год Ботгрос был вице-президентом по финансам и акционером авиакомпаний Moldavian Airlines и Carpathair. Также он был менеджером в российском «Трансмашхолдинге». Входящее в этот холдинг ОАО «Коломенский завод», напомним, было одним из учредителей компании Avia-Invest, когда она стала концессионером международного аэропорта «Кишинев».
Примечательно в этом и то, что уставный капитал Civil Aviation Group — всего 500 тыс. леев, а зарегистрирована компания была 23 августа, то есть уже после того, как Air Moldova выставили на приватизацию. Директор Civil Aviation Group — гражданин Латвии Дзинтарс Померс. По информации СМИ, ранее он был главой аэропорта «Рига».
Планы новых владельцев
Агентство публичной собственности рассказало и о планах развития Air Moldova под руководством Civil Aviation Group. В частности, компания планирует к концу 2019 года запустить семь новых маршрутов, а к 2020 году — еще четыре.
К 2021 году, как пишет Агентство, Air Moldova начнет совершать дальнемагистральные рейсы в США, Канаду и даже в Китай. «Деятельность будут базироваться на взаимном пассажиропотоке трафика стран СНГ и Европы, а Кишиневский аэропорт трансформируется в международный авиационный хаб», — говорится в пресс-релизе Агентства.
Учитывая выросший поток пассажиров, к 2021 году флот авиакомпании увеличится до 14 самолетов и пополнится самолетами Airbus A320/A319 и Embraer-190. Кроме того, наймут еще 10 экипажей для самолетов, а на обучение персонала до 2023 года потратят €3,5 млн.
Завершается пресс-сообщение Агентства тем, что Civil Aviation Group взяло на себя обязательство сохранить бренд Air Moldova и развивать компанию как национального авиаоператора.
Blue Air тоже выпустил пресс-релиз по этому поводу, в котором планы румынской авиакомпании обозначены намного скромнее. В частности, в пресс-релизе говорится, что Blue Air «сохранит действующую программу полетов Air Moldova”, а приоритетом станет «восстановление доверия клиентов» с тем, чтобы повысить эффективность бизнеса. «Civil Aviation Group собирается превратить Air Moldova в успешную современную авиакомпанию с сильной и хорошо обученной командой, чтобы предоставить пассажирам самые высокие стандарты обслуживания», — говорится в сообщении компании.
На вопросы NM, планирует ли Blue Air пересматривать ценовую политику Air Moldova и вводить новые рейсы, в пресс-службе компании не ответили. Там отметили, что если такие планы будут, авиакомпания выступит с официальным сообщением.
NM также удалось связаться с совладельцем Civil Aviation Group Сергеем Мельником. Он отметил, что «дорожная карта проекта обозначена», а в «планах — развитие компании». За деталями он порекомендовал обратиться к администратору Civil Aviation Group, сославшись на то, что торопится на встречу.
На вопрос NM, почему он решил стать совладельцем компании, купившей Air Moldova, и почему именно в таком составе, Мельник предложил изучить его биографию и, в частности, привел в пример свою работу над «развитием компании Nutriband», капитализация которой сейчас составляет $150 млн. В то же время «проект Air Moldova», по его словам, очень сложный, и он не уверен, что смог бы заняться им самостоятельно.
Что не так с приватизацией
Эксперт в области гражданской авиации Олег Тофилат указал сразу на несколько неточностей в обнародованных авиакомпанией планах. «Капитал этой компании 500 тыс. леев. Где вообще гарантии, что у них есть 1,2 млрд леев (сумма сделки. — NM). Непонятно также, представили ли они какие-то доказательства того, что у них на счете есть деньги», — задался вопросом эксперт.
Странно выглядят, по его словам, и планы полетов в США, Канаду и Китай. «А флот при этом будет пополняться Airbus A320 и Embraer 190, [которые не предназначены для таких перелетов]. Если вы хотите летать в США, Канаду и Китай, нужны Boeing 787 или Airbus 350. […]. Еще важно, что Blue Air летает на Boeing, а летать сразу на Airbus и на Boeing для авиакомпании очень сложно с точки зрения операционной деятельности», — отметил Тофилат.
Далее, по его словам, странно выглядит план нанять еще 10 экипажей, учитывая дефицит экипажей у Air Moldova и то, что на один самолет нужно не менее четырех-пяти экипажей, а инвесторы анонсируют закупку семи бортов. «Кроме того, нам говорят, что на обучение персонала уйдет €3,5 млн (70 млн леев), но не говорят, во сколько обойдется расширение флота», — указал Тофилат.
Он также предположил, что при покупке Air Moldova может использоваться та же схема, что и с концессией Кишиневского аэропорта компанией Avia Invest. «Тогда тоже представили дело так, что основной концессионер — «Хабаровский аэропорт», и оттуда даже приезжал человек и говорил о планах открыть прямой рейс Кишинев-Хабаровск, чтобы жители Молдовы могли летать в Азию, а жители Хабаровска в Европу», — напомнил эксперт.
Спустя год после подписания договора концессии, напомним, доля «Хабаровского аэропорта» уменьшилась с 50% до 5%, а мажоритарным акционером стала некая компания «Комаксавиа», владельцы которой — офшоры с Британских Виргинских островов и с острова Аруба.
Сергей Мельник, впрочем, заверил NM, что у совладельцев Air Moldova нет планов менять учредителей или соотношение их долей в компании Civil Aviation Group.
По мнению Олега Тофилата, прогнозы о работе Air Moldova можно будет делать позднее. «Месяц назад казалось, что все плохо, но сейчас, из-за ухода российских авиакомпаний, возможно, и выкрутятся. Зависит от того, кто будет в руководстве [Air Moldova] — если останется прежнее, то ничего не изменится. Вряд ли в ближайшее время можно ждать больших инвестиций, так как юридический статус приватизации очень сомнительный. И через пару лет ее результаты могут оспорить», — подытожил эксперт.