Мастер на все руки. Как уроженец Гагаузии стал мастером маникюра в Кишиневе
7 мин.

Мастер на все руки. Как уроженец Гагаузии стал мастером маникюра в Кишиневе


Мастером маникюра он стал не сразу. До этого получил профессию газоэлектросварщика и успел поработать автомойщиком и кровельщиком. 27-летний уроженец Гагаузии Григорий Милитан, работающий уже два года мастером маникюра в одном из кишиневских салонов красоты, рассказал NM, почему после колледжа не стал поступать в вуз, как оказался на заработках в России, как понял, что родители важнее, чем деньги, и почему деление на мужские и женские профессии больше не актуально даже в Молдове.

«Я ведь не пошел грабить и не занимаюсь чем-то противозаконным»

В первый рабочий день, когда Грнгорий Милитан сел за стол мастера маникюра, он очень волновался. Но прошел день, второй, третий, и переживания отступили, вспоминает Григорий. С тех пор прошло около двух лет.

«Первое время, конечно, были клиентки, которые отказывались. Они просто сразу говорили, что хотят к девушке. Для многих “предстать» перед мужчиной с отросшими ногтями как-то неловко», — рассказывает Григорий.

Сейчас, по его словам, большинство клиентов, попадающих к нему впервые, стараются не показывать удивления, хотя фразу «первый раз делаю маникюр у мужчины» он слышит часто.

«Была одна клиентка, которую я встретил и проводил до стола, предложил чай или кофе на выбор. Она решила, что я кто-то вроде бармена. А я после этого сел напротив и стал надевать перчатки. Женщина, обернувшись и окинув салон взглядом, спросила, скоро ли подойдет ее мастер? В то, что маникюр будет делать мужчина, она поверила не сразу», — вспоминает Григорий. Со временем у него появились постоянные клиенты.

У новых знакомых его профессия вызывает неоднозначную реакцию. «Многие бурно выражают удивление. Ведь то, что парень занимается маникюром, не всегда и не сразу укладывается в голове», — улыбается Григорий.

А вот родные отнеслись к его новой профессии спокойно. «Я ведь не пошел грабить и не занимаюсь чем-то противозаконным. Не сижу на их шее, а живу самостоятельно. Друзья тоже не видят в этом ничего странного, хотя некоторым я не сразу рассказал. Немного стеснялся», — признается он.

«Мне и моей сестре нужны были родители, а не пополняемый ими счет»

Григорий родился в Комратском районе, а большую часть юности провел в селе Кириет-Лунга в Чадыр-Лунгском районе. Первое образование не предвещало ничего неожиданного: Григорий окончил Аграрно-технический колледж в соседнем поселке Светлый и получил диплом газоэлектросварщика. С высшим образованием не сложилось: у родителей не было возможности оплатить их с сестрой образование.

«Мой отец работал железнодорожником. Это тяжелый труд, но не могу сказать, что высокооплачиваемый. Мама ездила на заработки в Турцию. Как бы ни старались родители, они не могли оплатить мое высшее образование. Топнуть ногой и потребовать, по-моему, бесчеловечно. Родители уехали бы на заработки вдвоем, пока я учился в университете. Мне и моей сестре нужны были родители, а не пополняемый ими счет», — говорит Григорий.

Он считает, что, хоть в Молдове и принято, чтобы каждый получал высшее образование, страна еще «не поднялась до того уровня, чтобы каждый мог его себе позволить».

Работу в Гагаузии после окончания колледжа он не нашел и отправился на заработки в Россию. Там он успел поработать автомойщиком и кровельщиком.

«Когда я заработал определенную сумму денег, понял, что не хочу снова ехать в Россию: каждые три месяца выезжать домой, а потом обратно, мне немного надоело. Чтобы не потратить деньги впустую, я нашел курсы массажистов и начал учиться», — рассказывает Григорий.

После окончания курсов он полтора года проработал массажистом в детском реабилитационном центре в Гагаузии с детьми с ДЦП и помогал своим клиентам оправиться от последствий инсульта. Но Григорию хотелось развиваться дальше, и он отправился в Кишинев.

«Каждый должен заниматься тем, что ему нравится»

В столице молодой человек долгое время работал массажистом и даже преподавал различные виды массажа: бамбуковый, турецкий пенный массаж (хамам), стоунтерапия, бора-бора.

«Но мне захотелось чего-то нового. В салоне, где я тогда работал, моя коллега, мастер по маникюру, уехала на ПМЖ в Россию. После нее мастера приходили и уходили, никто надолго не задерживался. Вот девочки и подали мне идею — работая массажистом в салоне, освоить еще одну профессию и совмещать их», — вспоминает Григорий. И он снова пошел на курсы, на этот раз учиться на мастера маникюра.

Григорий уверен, что в XXI веке пора перестать разделять профессии на женские и мужские. «Каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается, тем, что ему нравится. Некоторые женщины, которые приходили ко мне на массаж, работают за границей, делают там ремонт. У них это хорошо получается. Но нравится ли им это?», — задается вопросом Григорий.

Его больше всего вдохновляют результаты работы. «Если мои клиенты после массажа чувствуют себя хорошо, я этому очень рад. Так и с ногтями: учишься чему-то новому, и с каждым разом стараешься быть лучше. Вдохновляют и радостные улыбки клиентов, с которыми они встают из-за стола», — делится молодой человек. Он отмечает, что даже по своим клиентам видит перемены во взглядах на то, что такое «мужское» и что «женское». Общество, по его словам, постепенно начинает понимать, что «мужчины тоже должны следить за руками, и это не делает их нарциссами».

«Хотите смотреть, как жена надрывается у плиты, тогда ждите, когда начнутся разногласия»

Тем не менее, считает Григорий, стереотипы еще очень распространены и во всей  Молдове, и в Гагаузии, откуда он родом. «Но у нас все же на первом месте человечность. Главное — быть хорошим человеком. Так многие мне говорили, и я всегда старался придерживаться этого. Недавно был на вечере встречи с выпускниками: все учителя и одноклассники очень меня поддержали. Я понял, что зря боялся их осуждения», — вспоминает Григорий.

Чего действительно не хватает жителям Молдовы, так это терпимости друг к другу, считает он. Но, чтобы она появилась, нужны условия, уверен Григорий: «Надо улучшить качество жизни, условия труда и многое другое. Это само приведет к тому, что люди станут добрее. И занятие чем-то необычным уже не будет вызывать такого недоумения», — уверен Григорий.

В его семье, например, разделение домашних обязанностей было вполне традиционным. Хлеб всегда резал только отец, у мамы и папы были свои мужские и женские дела. Но все эти правила, вспоминает Григорий, не мешали отцу брать на себя готовку, если это было нужно, и готовил он «отменно».

«Как вести себя в быту решаем мы сами. Хотите смотреть, как ваша жена надрывается у кухонной плиты, бегая параллельно к стиральной машинке и присматривая за детьми, тогда засекайте, с какой скоростью начнутся разногласия», — полагает Григорий.

«Кишинев, как и Москва, слезам не верит»

А планы и мечты Григория связаны не только с выбранными им профессиями. Хотя и здесь он собирается повышать мастерство, а со временем начать учить профессии и других. «Но для этого нужен большой опыт. Сейчас есть стремление, а это полпути», — уверен Григорий.

Еще одна мечта — издать свои книги. Еще учась в школе, он начал писать стихи, а в Кишиневе увлекся прозой. «Первый роман начал писать ради интереса. А потом у меня настали трудные времена. Кишинев, как и Москва, слезам не верит. Вот мой роман и помог мне в тяжелые времена. Я писал, создавая новый мир, в котором на короткое время мог уйти от проблем. Ну, чисто психологически. Я писал историю любви, полностью выдуманную, но для меня она была реальной», — вспоминает Григорий.

Сейчас два его романа «Укус оборотня. Путь альфы» и «Под крылом феникса» продаются в электронном варианте на российских сайтах.

Покидать Молдову, как делают многие знакомые, Григорий не хочет. «С каждым годом, конечно, становится все труднее. Правда, не только у нас. Думаю, что большинство молдаван и гагаузов вернутся на родину, если у нас будут рабочие места и достойная оплата труда», — уверен Георгий.

Если бы в родной Гагаузии была работа и хорошая зарплата, он не исключает, что вернулся бы на малую родину: «Я патриот, люблю свой народ, горжусь своим языком и никогда не стыдился его. Но пока в Кишиневе работать прибыльнее. Хотя я очень люблю землю, люблю сажать помидоры и огурцы».

Елена Раткогло, Комрат

Материал написан в рамках Школы NM для региональных журналистов.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: