Демографическая ситуация в Молдове остается критической: люди покидают страну, рождаемость падает. По расчетам ученых, если ситуация не изменится, население Молдовы к 2035 году может сократиться до 2 млн человек. Вопрос демографической безопасности обсудили на публичных слушаниях в парламенте. Чиновники рассказали, как власти стараются улучшить ситуацию. А ученые и эксперты — о том, что страна оказалась в демографической яме из-за созданных в ней социально-экономических условий. NM разбирался, есть ли у Молдовы шансы выбраться из этой ямы.
Что происходит
В парламенте 28 марта при поддержке Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) прошли публичные слушания, посвященные демографической безопасности Молдовы. Эксперты представили властям неутешительную статистику. Как рассказала доктор социологии, глава Центра демографических исследований Ольга Гагауз, при населении 3,38 млн человек в 2004 году к переписи 2014 года Молдова пришла с населением 2,9 млн.
Социолог отметила, что рождаемость постоянно падает. По ее словам, это обусловлено уменьшением числа женщин репродуктивного возраста, откладыванием свадеб и рождения детей до лучших времен. «В Молдове несколько поколений живут „в ожидании“», — сказала социолог. В результате в среднем на одну женщину приходится 1,6 ребенка. Это меньше, чем нужно для воспроизводства населения.
Ожидаемая продолжительность жизни в Молдове на 10-13 лет меньше, чем в странах Евросоюза: у мужчин — 64,9 лет (в ЕС — 78,1), у женщин — 73,7 лет (в ЕС — 83,6). По статистике, в Молдове у молодого человека, достигшего 20-летнего возраста, шанс умереть до 65 лет составляет 40%. Смертность мужчин в возрасте от 30 до 49 лет постоянно растет.
В Молдове, как подчеркнула Ольга Гагауз, из 40 тыс. умирающих в год около 10 тыс. — это люди, не достигшие пожилого возраста.
Одной из самых серьезных причин демографического кризиса остается миграция. Только в 2015 году, по статистике России, Германии, Италии, Украины и других международных баз данных, из Молдовы навсегда уехали 23 тыс. человек. Пик эмиграции пришелся на 2008 год — тогда страну покинули 47 тыс. жителей. Сейчас по темпам эмиграции Молдова находится на уровне 2004-2006 годов.
Главными мигрантами остается самая активная часть населения — люди в возрасте от 25 до 45 лет. «Этих граждан практически невозможно заменить», — отметила эксперт.
При этом демографическая и социально-экономическая ситуация в Молдове крайне неоднородна. Относительно спокойной ее можно считать только в Кишиневе и Бельцах за счет внутренней миграции. С периферии люди едут либо в столицу, либо за рубеж.
По мнению ученых, в таком положении у Молдовы есть три сценария развития до 2035 года. Все они — совсем неутешительные.
Первый сценарий. В стране сохранится прежний уровень рождаемости, смертности и эмиграции. При таком раскладе к 2035 году население страны составит всего 2 млн человек.
Второй сценарий. Рождаемость удастся увеличить до 1,85 ребенка на женщину репродуктивного возраста (сейчас — 1,6), ожидаемую продолжительность жизни можно будет увеличить на 3-5 лет, а эмиграцию уменьшить примерно в два раза. Даже при таких показателях, по прогнозам ученых, избежать уменьшения населения не удастся, и к 2035 году оно составит 2,3 млн человек.
Третий сценарий — наименее вероятный. Он предполагает увеличение рождаемости до 2,1 ребенка на женщину, продолжительности жизни — на 6-7 лет, а эмиграция сведется к нулю. При таком идеальном раскладе население Молдовы все равно уменьшится до 2,5 млн человек.
При реализации любого сценария доля населения старше 60 лет будет постепенно увеличиваться. Избежать падения рождаемости при нынешней структуре населения также наверняка не удастся. Гагауз подчеркнула, что необратимый процесс уже запущен: Молдова не сможет избежать уменьшения населения, возможно только снизить интенсивность этого процесса.
Что говорят чиновники
Глава парламентской комиссии по социальной защите, здоровью и семье Валентина Булига признала, что «миграция по-прежнему остается привлекательной альтернативой», но подчеркнула, что в последние годы все усилия правительства направлены на то, чтобы «сделать Молдову модернизированной, современной страной, куда возвращались бы ее граждане». В числе уже принятых властями мер решениях демографической проблемы Булига назвала запуск программы Prima casa, пенсионную реформу, увеличение разового пособия на рождение ребенка (на 345 леев. — NM).
В свою очередь, глава министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Светлана Чеботарь рассказала о мерах, благодаря которым ее ведомство собирается улучшить ситуацию. Речь идет о выдаче при рождении ребенка набора предметов первой необходимости для ухода за ним, сексуальном воспитании подростков, программе улучшения фертильного здоровья. Министр посетовала, что услуги специальных медицинских центров до сих пор мало доступны подросткам из сельской местности. При этом заметила, что в Молдове процедуру экстракорпорального оплодотворения при показаниях можно провести по страховому полису.
Госсекретарь минздрава Анастасия Очеретная дала понять, что только в последние годы власти стали серьезно относиться к демографической безопасности, а ранее реализация правительственных программ в этой области носила лишь «декларативный характер». Однако смена парадигмы, по ее мнению, уже наметилась — в Молдове ввели декретный отпуск для мужчин, начали реформу образования, действует антитабачный закон, изменена система определения инвалидности.
Более детально о том, что властям удалось и не удалось сделать для улучшения демографической ситуации, рассказала глава министерской службы демографической политики Алена Крецу. Она пояснила, что для анализа реализации программы демографической безопасности (2013- 2016 годов) министерство при финансовой поддержке UNFPA наняло двух независимых экспертов.
Так, в сфере социальной защиты и семьи, по их оценкам, Молдове удалось сделать немало: ввести декретный отпуск для отцов, провести пенсионную реформу, увеличить выплаты при рождении ребенка и пересмотреть механизм получения социальной помощи.
В здравоохранении молдавские власти успешно продвигали здоровый образ жизни, боролись с незаразными заболеваниями и развивали услуги в сфере ментального здоровья. Правда, большинство населения, судя по всему, этого не заметило: эксперты констатировали, что Молдове не удалось улучшить доступ сельского населения, женщин и молодых людей к медицинским услугам.
Некоторых успехов, по оценке экспертов, власти добились и на рынке труда. Основное достижение последнего времени в этой сфере — разработка стратегии занятости. «К сожалению, в остальном не было видимого эффекта», — посетовала Крецу.
План развития рынка труда, как уточнила госсекретарь минздрава Очеретная, к концу 2016 года выполнили на 90%. К каким результатам это привело на практике, она не уточнила. Но подчеркнула, что министерство не в силах в одиночку реализовывать планы подобного масштаба, и демографической безопасностью нужно заниматься сообща.
Что говорят эксперты
Эксперты отмечают, что Молдова оказалась в демографической яме, главным образом, из-за социально-экономических условий, но она же их еще больше ухудшает. Директор аналитического центра Expert-Grup Адриан Лупушор в своем исследовании пояснил, что в течение жизни каждый переживает разные экономические циклы: дети и пожилые люди потребляют больше, чем зарабатывают, создавая определенный «дефицит». Он покрывается за счет доходов активного трудового населения.
Из-за нынешней структуры населения в среднем жители нашей страны больше потребляют, чем зарабатывают, а трудоспособное население уже не может перекрыть образовавшийся дефицит. Поэтому, добавил он, приходится прибегать к государственным выплатам, кредитам, экономии.
В среднем только жители в возрасте от 34 до 56 лет зарабатывают больше, чем тратят. Как отметил Лупушор, это очень короткий промежуток времени в сравнении с другими странами.
Согласно исследованию, проведенному Expert-Grup, стала еще очевидней дискриминация женщин на рынке труда. «В плюсе», то есть их доходы превышают траты, только женщины с 35 до 54 лет. Мужчины — почти в два раз дольше — с 25 до 59 лет. Эту разницу, по мнению Лупушора, несколько смягчит увеличение пенсионного возраста для женщин. Но акцент, по его словам, все-таки должен быть на создании экономических возможностей для заработка.
Он считает, что у Молдовы отчасти еще есть шанс воспользоваться некоторыми «демографическими дивидендами». Первый — момент, когда трудоспособное население растет стремительнее, чем увеличивается число потребителей — страна фактически упустила. Самые активные сейчас уезжают. Вторым шансом — увеличение возраста активных производителей — она еще может воспользоваться. Последняя ситуация создает возможности для экономии бюджетных средств и, соответственно, инвестиций. «Это уникальная, но временная возможность для Молдовы», — подчеркнул Лупушор.
Именно поэтому, уверен эксперт, сейчас властям нужно сосредоточиться на поддержке населения в возрасте от 25 до 35 лет, которое составляет самую многочисленную группу. «Сейчас они — главный экономический потенциал страны, но они же — основные эмигранты. Если не создать им условия для развития в стране, Молдова упустит и этот шанс выбраться из демографической и экономической ямы», — заключил Лупушор.
Ольга Гагауз уверена, что властям необходимо сосредоточиться на создании хороших условий для жизни, в частности, создать условия для женщин, чтобы они могли рожать детей, не выпадая из рынка труда, улучшить работу яслей и детских садов. Также, добавила она, следует обеспечить гендерное равенство и стимулировать отцов участвовать в воспитании детей, снизить уровень смертности за счет улучшения доступа к медицинским услугам, борьбы с курением и употреблением алкоголя. Кроме этого, по словам Гагауз, надо обеспечить более высокие зарплаты высококвалифицированным специалистам, чтобы они не уезжали, привлечь инвестиции для создания рабочих мест, помогать ведению активной старости.
Представитель Фонда ООН в области народонаселения Наталья Плугару уверена: «Справиться с демографическими вызовами Молдове поможет только комплексный подход». «Нельзя ограничиться только стимулированием рождаемости за счет пособий. Необходимы бесплатные ясли. Нужен не такой продолжительный, но хорошо оплачиваемый декрет, после которого женщина могла бы вернуться на рынок труда. Необходимо пропагандировать правильное планирование семьи», — привела пример Плугару.
Она подчеркнула, что в Молдове до сих пор нет ни одного полноценного исследования о структуре семей, о том, сколько детей пары обычно хотят завести, что им в этом мешает. Без этих данных, уверена представитель UNFPA, нельзя разработать полноценную политику в этой сфере.