Правительство Молдовы инициировало переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) по новому меморандуму о сотрудничестве. Обе стороны пока воздерживаются от комментариев по этому поводу. Эксперты считают, что переговоры будут сложными, а позиция фонда жесткой, особенно по банковскому вопросу. Они не исключают, что переговоры могут вновь завершиться безрезультатно, отмечая, впрочем, что правительству в конце концов придется пойти на уступки, поскольку страна не в том положении, чтобы торговаться с МВФ.
В пятницу, 3 апреля, премьер-министр Кирилл Габурич вручил новому главе миссии МВФ в Молдове (приступит к исполнению обязанностей в мае) Иванне Владкова-Холлар письмо с просьбой о начале переговоров по новой программе сотрудничества между РМ и МВФ.
Письмо адресовано директору европейского департамента МВФ Полу Томсону (Poul Thomsen). В письме говорится, что новая программа помощи необходима Молдове для «улучшения макроэкономической стабильности, продолжения структурных реформ и снижения негативного влияния внешних факторов на молдавскую экономику».
По данным NM, переговоры с фондом могут начаться уже в первых числах мая — на это время запланирован визит в Молдову очередной оценочной миссии МВФ.
В правительстве отказались сообщить NM размер финансовой помощи, на которую власти РМ рассчитывают в рамках новой программы с МВФ: «О какой сумме идет речь, пока говорить рано».
Предыдущая трехлетняя программа сотрудничества Молдовы с фондом стартовала 29 января 2010 года и завершилась в апреле 2013 года. Она предусматривала финансовую поддержку в объеме 369,6 млн специальных прав заимствования (СПЗ), что составляло на тот период порядка $570 млн. Из них Молдова получила 320 млн СПЗ, или около $490 млн. Последний транш — $76 млн — не был получен из-за недовольства МВФ слишком большими социальными расходами и высоким бюджетным дефицитом. Деньги МВФ, отметим, направляются, как правило, на поддержание валютных резервов страны.
Правительство РМ, напомним, уже пыталось начать переговоры с МВФ по новой программе. Такая попытка была предпринята в январе 2014 года, однако безрезультатно: миссия МВФ покинула страну, так и не договорившись с молдавскими властями. Основная причина — предвыборная ситуация и нежелание в связи с этим правительства идти на непопулярные меры, на которых настаивал МВФ. Тогда планировалось подписать меморандум о сотрудничестве на 15 месяцев.
Ряд собеседников NM, хорошо знакомых с позициями правительства и фонда, не исключают, что и на этот раз переговоры могут завершиться также безрезультатно. «Дело в том, что МВФ не позволит морочить ему голову. Он настроен очень решительно и не будет делать скидок. Ведь наличие программы является подтверждением стабильности в стране, что открывает двери для получения финансовой помощи от других международных партнеров»,— сказал один из собеседников NM, близких к международным структурам.
По его словам, существует несколько ключевых вопросов, по которым позиции правительства и фонда кардинально разнятся. «В первую очередь речь идет об отзыве лицензии у Banca de Economii, Banca Sociala, Unibank (Нацбанк ввел в них специальное управление в конце прошлого года в связи с финансовыми махинациями.— NM), на котором настаивает фонд и другие международные структуры, в том числе Всемирный банк»,— пояснил собеседник. У молдавских властей на этот счет пока иная позиция, отметил он. Подтверждением этому, по его словам, «является недавнее заявление лидера коммунистов Владимира Воронина, исключившего возможность ликвидации Banca de Economii, который является »раковой опухолью» молдавской банковской системы». Собеседник NM также напомнил, что в отчете специальной парламентской комиссии говорится об оздоровлении этих банков, а не об их ликвидации.
Второй ключевой вопрос, по которому вряд ли смогут договориться стороны,— это бюджетная дисциплина, считает он. «В проекте госбюджета на 2015 год нет упоминания о миллиардах, выделенных трем проблемным банкам (на оказание помощи им, по данным отчета парламентской спецкомиссии, в конце прошлого года был предоставлен кредит в сумме 9,5 млрд леев.— NM). Где источник покрытия этих средств? Ведь эти средства, если они не были возвращены, должны быть переведены в государственный долг. А в проекте бюджета нет ни слова про обслуживание этого долга — получается, в бюджете нет важной статьи расходов. И если брать в расчет выделенные трем банкам деньги, то дыра бюджета становится колоссальной. Ведь 9,5 млрд леев — это треть бюджета. В этой ситуации фонд не может заключить меморандум, поскольку его наличие гарантирует финансовую стабильность страны»,— пояснил собеседник.
В представительстве МВФ в Молдове от комментариев по вопросу нового меморандума пока воздерживаются.
Эксперты между тем не исключают, что переговоры с фондом могут и вовсе не начаться. Доктор экономики Елена Горелова напомнила в этой связи, что власти РМ не выполнили всех условий прошлого меморандума. Также фонд неоднократно обращал внимание на ситуацию в банковском секторе, настаивая на изменении законодательства в части транспарентности банков, отметила эксперт. «Здесь у нас большой провал, так как из трех баков были выведены огромные деньги, а государство после этого выделило им беспрецедентную помощь. Я думаю, что для начала переговоров МВФ выставит предварительные условия»,— считает Елена Горелова.
По ее мнению, условия будут связаны в первую очередь с ситуацией вокруг этих банков. Если переговоры все-таки начнутся, они будут очень длительными и, вполне вероятно, ничем не завершатся, если правительство не предложит конкретных решений по банковскому делу, полагает эксперт: «При отсутствии макроэкономической и банковской стабильности никакого меморандума принято не будет».
Более оптимистичное мнение высказал экономический эксперт Виктор Чобану. Он считает, что молдавские власти все-таки пойдут на условия МВФ, но это будет сделано после местных выборов, которые пройдут в июне: «Я думаю, правительству некуда деваться. Мы не в том положении, чтобы торговаться с МВФ, так как соглашение с фондом нам нужно как воздух, чтобы разблокировать другие финансовые проекты».
В то же время эксперт уверен, что переговоры будут сложными, а позиция фонда будет жесткой. По его мнению, уже тот факт, что глава делегации Евросоюза Пиркка Тапиола публично заявил о необходимости ликвидации трех проблемных банков, говорит о многом. «Фонд будет на этом настаивать. Невозможно и дальше наблюдать, как правительство вновь гарантирует помощь этим банкам. Трудно представить, что будет, если все эти обязательства — и ранее выделенные 9,5 млрд леев, и те 6 млрд леев, которые власти собираются предоставить этим банкам дополнительно, повесить на бюджет»,— заключил эксперт.