Переговоры по Приднестровью подождут потепления
6 мин.

Переговоры по Приднестровью подождут потепления


Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Радойко Богоевич проведет в Молдове переговоры с властями Кишинева и Тирасполя. Цель начинающегося сегодня визита — перезапуск переговоров по урегулированию конфликта на Днестре в формате «5+2». В сверстанном ОБСЕ годовом графике проведение первой встречи намечено на 25-26 февраля в Вене. Но раунд вряд ли состоится: в Молдове до сих пор не назначен главный переговорщик — вице-премьер по реинтеграции. Кроме того, стороны так и не разрешили противоречия, которые прошлой осенью привели к фактическому замораживанию переговоров.

Радойко Богоевич сначала посетит Тирасполь. Там у него намечены переговоры с приднестровским лидером Евгением Шевчуком, главой МИД Ниной Штански и председателем Верховного совета Михаилом Бурлой. А вот в Кишиневе Богоевичу говорить пока не с кем: в стране все еще нет правительства.

По соглашению о создании либерал-демократами и демократами «Альянса за европейскую Молдову» Еуджен Карпов, назначенный на этот пост по квоте «зеленых», уступит пост представителю Демпартии. Ожидается, что во вторник, 10 февраля, кандидат в премьеры Юрие Лянкэ представит состав и программу правительства парламенту.

На должность вице-премьера по реинтеграции прочат Виктора Осипова, который уже занимал этот пост в 2009-2010 годах. Тогда он представлял в правительстве альянс «Наша Молдова» (АНМ). На парламентских выборах в ноябре 2010 года АНМ в парламент не прошел, а затем влился в ЛДПМ. Осипов же перешел в команду Демпартии, курируя в ней информационное направление, однако до настоящего времени оставался в тени. Теперь он имеет шансы вернуться в правительство в прежней должности, на этот раз по квоте демократов.

Источники NM в Демократической и Либерально-демократической партиях говорят, что точка в вопросе о том, кто именно будет преемником Карпова, пока не поставлена. Еще в воскресенье, 8 февраля, собеседники NM допускали возвращение этой позиции «зеленым».

Кроме того, по данным NM, ведутся кулуарные переговоры о том, чтобы в будущем привлечь к правительственной работе на приднестровском направлении коммуниста Василия Шову, который был министром реинтеграции во времена правления Владимира Воронина. Источник NM в Демпартии допустил, что Шова мог бы работать во входящем в структуру правительства бюро по реинтеграции на руководящей должности. Сейчас бюро возглавляет Георгий Балан.

Если 10 февраля правительство все же будет утверждено, то перед новым переговорщиком от Кишинева будет стоять непростой комплекс проблем. В прошлом году кризис в переговорном процессе лишь усугубился. Из пяти запланированных на год встреч в формате «5+2» (помимо Кишинева и Тирасполя в нем представлены посредники Россия, Украина и ОБСЕ, а также ЕС и США в роли наблюдателей) состоялись две. А к осени отношения между Кишиневом и Тирасполем ухудшились настолько, что приднестровская сторона объявила о невозможности проведения встреч в формате «5+2».

Теперь ОБСЕ и другие посредники прилагают значительные дипломатические усилия, чтобы вернуть стороны за стол переговоров. Как выяснил NM, первый в этом году раунд переговоров планировалось провести 25-26 февраля в Вене. Дипломатический источник NM, знакомый с ходом подготовки к очередному раунду, сообщил, что Тирасполь дал принципиальное согласие на участие в переговорах. Приднестровская сторона также была готова принять график встреч на текущий год. Вместе с тем, как сообщил источник NM в молдавском правительстве, в ответ на письмо господина Богоевича с предложением утвердить такой график Нина Штански написала, что «деструктивные действия молдавской стороны» не позволяют проводить полноценные переговоры в формате «5+2». Она предложила сначала провести «расширенные, открытые и честные дискуссии, направленные на выявление отношения сторон к ранее согласованным документам». То есть, говорит собеседник NM, вместо полноценных переговоров Тирасполь продвигает идею проведения консультаций.

На консультативном формате «челночной дипломатии» приднестровская сторона настаивает с осени прошлого года. Тогда в Тирасполе заявили, что в условиях заведения Кишиневом десятков уголовных дел на приднестровских чиновников, включая председателя правительства Татьяну Туранскую, встречи в формате «5+2» невозможны. При этом приднестровская сторона неоднократно подчеркивала, что от переговоров как таковых Тирасполь не отказывается.

Впрочем, и разногласия, приведшие к кризису в переговорах, в Тирасполе исчерпанными не считают. «Череда недопустимых односторонних мер давления, ограничений и шантажа со стороны Молдовы отбросила переговоры на многие годы назад […] Мы выражаем надежду на изменение подходов молдавской стороны,— говорится в ответе Нины Штански на запрос NM о том, готов ли Тирасполь к переговорам.— Считаем, что потенциал для нахождения востребованных населением Приднестровья и Молдовы решений все еще достаточно высок. По-прежнему открыты к совместной работе, в которой не может быть победителей и побежденных, но должны быть партнеры, способные уважать интересы друг друга. Ожидаем, что запланированные на февраль встречи и консультации с гарантами, посредниками и наблюдателями в Кишиневе и Тирасполе позволят прояснить перспективы продвижения вперед».

В Москве к позиции приднестровской стороны относятся с пониманием. Как сказал в беседе с NM посол МИД России по особым поручениям Сергей Губарев, «заводить уголовные дела на тех, с кем ведешь переговоры,— оригинальный способ налаживания отношений». «С такими друзьями никаких врагов не надо»,— добавил дипломат. При этом он выразил мнение, что и слишком бескомпромиссный ответный подход в данном случае едва ли оправдан: «Надо все же встречаться и высказывать претензии в глаза друг другу, но аргументация приднестровцев заслуживает пристального внимания».

В конце января о скором возобновлении переговоров в формате «5+2» заявлял курирующий приднестровское урегулирование замглавы МИД РФ Григорий Карасин. «Был небольшой перерыв в работе наших представителей, но сейчас вырисовывается перспектива дальнейшего продвижения к установлению взаимного понимания между Приднестровьем и Молдовой»,— сказал он.

Карасин подтвердил, что Москва по-прежнему считает, что Приднестровье «должно быть особым районом с особыми гарантиями статуса в рамках единого молдавского государства». Однако ход переговоров и достижение компромиссов, по его словам, во многом будут зависеть от того, каким будет новое правительство Молдовы.

Отсутствие правительства в Кишиневе тоже в некотором роде влияет на ход переговоров. Как сообщил NM близкий к переговорам дипломатический источник, именно из-за проволочек с утверждением молдавского кабинета министров шансы на то, что намеченный на конец февраля раунд переговоров состоится, стремятся к нулю. Дело в том, говорит собеседник NM, что, помимо сохраняющихся разногласий между сторонами, раунд уже практически нереально организовать даже с технической точки зрения. «Чтобы встреча состоялась 25-26 февраля в соответствии с правилами и процедурами, не позднее 11 февраля должна быть предложена повестка и сопосредники должны вместе с Богоевичем подписать приглашение»,— сказал дипломат.

По его словам, даже если бы приднестровцы представили свои предложения по повестке, с молдавской стороны это сделать некому. «Если 10 февраля одобрят правительство Лянкэ, то я сомневаюсь, что в тот же день вечером Осипов, если он будет назначен, сразу представит Богоевичу предложения по повестке. Чисто технически по срокам не уложится»,— выразил уверенность собеседник NM.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: