Правительство Молдовы отказалось сообщить, как были потрачены 11 млн леев, выделенные из госбюджета на организацию рождественской ярмарки в Кишиневе. В ответе на запрос NM о том, с какими компаниями и на какие суммы были заключены контракты, в правительстве сослались на «коммерческую тайну». Эксперты расценили это как нарушение права на доступ к информации, потому что по закону власти обязаны отчитываться перед гражданами о трате каждого лея из госбюджета.
Как правительство объяснило отказ
Рождественскую ярмарку, организованную правительством, курировало, как и в прошлом году, госпредприятие Moldova-Concert, подведомственное министерству просвещения, культуры и исследований.
На проведение праздника правительство в декабре 2018 года выделило из госбюджета сначала 8 млн, а потом еще 3 млн леев. Таким образом, ярмарка обошлась казне в 11 млн леев.
NM попытался выяснить, какие компании получили госконтракты, связанные с организацией ярмарки, во сколько обошлись их услуги, на каких условиях правительство арендовало карусели, каток и организовало другие развлечения.
Ответ госпредприятия Moldova-Concert NM удалось получить через пресс-службу правительства, причем спустя три недели после запроса. В Moldova-Concert отказались сообщить названия компаний-подрядчиков, задействованных в организации ярмарки. И объяснили это тем, что деятельность Moldova-Concert не попадает под действие закона «О государственных закупках», поэтому предприятие не обязано раскрывать информацию о заключенных контрактах.
В Moldova-Concert также уточнили, что работают в соответствии с законом «О государственных и муниципальных предприятиях», согласно которому «принимают меры для обеспечения сохранности и эффективного использования имущества предприятия».
На повторную просьбу NM сообщить названия компаний, которые получили 11 млн из госбюджета, в Moldova-Concert сослались на те же законы и объяснили свой отказ «коммерческой тайной». Там также уточнили, что закон «О доступе к информации» в этом случае не работает, так как речь идет о «конфиденциальной информации из области деловых отношений».
Что с этим не так
Эксперты считают аргументы Moldova-Concert и, как следствие, правительства несостоятельными для отказа в доступе к информации.
По словам эксперта IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ, только около 15% бюджетных средств расходуют через процедуру, предусмотренную законом «О госзакупках», но это не означает, что остальные данные можно не публиковать. «Юридическая форма закупок второстепенна — через тендеры заключали контракты или нет, речь идет об информации общественной важности. […] Любые деньги, потраченные государством, необходимо расходовать открыто», — подчеркнул Ионицэ.
Того же мнения придерживается и эксперт центра Expert-Grup Юрий Моркотыло. Он отметил, что сегодня госпредприятия действительно не подчиняются закону «О госзакупках» и поэтому не проводят тендеры и «могут вчерную заключать контракты». Это, однако, по мнению эксперта, не освобождает их от необходимости действовать прозрачно. «Мы как граждане имеем право знать, как потрачен каждый лей госбюджета», — уверен Моркотыло.
По мнению экспертов, не выдерживает критики и ссылка Moldova-Concert на «коммерческую тайну». «Любой экономический агент, соглашаясь на сделки с государством, соглашается на публикацию определенных данных. Если хочешь сохранить „тайну“, не надо заключать такие контракты», — подчеркнул Ионицэ.
Более того, по мнению Моркотыло, в суммах контрактов и названиях компаний нет никакой коммерческой тайны, и в любом случае их необходимо опубликовать. «Правительство должно предоставить минимальные данные — форма закупок, компании», — считает Моркотыло.
Вячеслав Ионицэ полагает, что дело еще в том, что запрос NM поступил в правительство «не вовремя» — перед выборами, и ответ показывает, скорее, финансовую неграмотность госслужащих, чем «злой умысел».
Юрий Моркотыло, напротив, уверен, что подобная непрозрачность — плохой сигнал. «Контракты на 11 млн леев, которые заключают в очень короткие сроки через скрытые процедуры, — это признак того, что за всем этим есть определенные интересы, и кто-то хотел, чтобы контракты получили определенные компании», — считает эксперт.
Как это было раньше
Правительство второй год подряд организует Рождественскую ярмарку под своим патронатом. В минувшем году на ее проведение потратили 8 млн леев. NM и тогда пытался выяснить, какие компании получили госконтракты. Ответ корреспонденту прислали через полторы недели после окончания ярмарки, и в нем также не было ни одного названия компаний.
Журналисты издания Ziarul de Garda тогда выяснили, что охрану мероприятия поручили агентству Argus-S, подконтрольному лидеру Демпартии Владимиру Плахотнику. За месяц услуг агентство получило более 481 тыс. леев. Директор Moldova-Concert Андрей Локоман тогда заявил, что компанию выбирали на основе предложенных цен, и Argus-S предложила самую выгодную сделку.
Компанией Argus-S руководит бывший замминистра внутренних дел Валентин Зубик.
Что известно в этом году
Судя по нашивкам на куртках охранников ярмарки, в этом году мероприятие снова охраняли сотрудники Argus-S.
На ярмарке предлагают товары разные компании: кофейня Tucano, производитель колготок Ponti, госпредприятие Franzeluta и многие другие. Среди них, однако, есть несколько, связанных с правящей Демпартией.
Свои товары на ярмарке предлагала кондитерская Ciocoville компании Burex SRL SC. Она принадлежит сыновьям премьер-министра Павла Филипа — Юлиану и Думитру Филипу, а также одному из его ближайших родственников Виктору Филипу.
Пончики и кофе посетителям ярмарки предлагала пончиковая DC Donuts & Coffee компании At Bakery SRL, принадлежащей Александру Головину — сыну депутата-демократа Бориса Головина.
Грузинскую выпечку продавал изготовитель грузинской выпечки Bulka компании SRL Bruterra GP, принадлежащей другому сыну Головина — Павлу Головину.
Несмотря на то, что одна из главных заявленных целей ярмарки — продвижение отечественных производителей, один из киосков получила немецкая компания Kaufland. Ее же баннеры были размещены у входа на ярмарку.
Согласно регламенту проведения ярмарки, который правительство приняло 13 ноября 2018 года, выбирать компании для участия в ярмарке должна была некая «рабочая группа», а затем предоставить список на утверждение премьер-министру. Кто в нее входил, в правительстве также не рассказали, написав, что «все описано в регламенте». В нем также не указано, платили ли участники ярмарки арендную плату, и какую.
Напомним, рождественская ярмарка проходила с 15 декабря по 15 января в Кишиневе на улице 31 августа 1989, которую специально для этого перекрыли. На открытии ярмарки присутствовала половина членов кабмина. Позже некоторые из них объявили, что будут баллотироваться в депутаты парламента от Демпартии.