Системная реакция. Как расследуется дело Андрея Брэгуцы и что говорят об этом власти
5 мин.

Системная реакция. Как расследуется дело Андрея Брэгуцы и что говорят об этом власти


После десяти дней разбирательств по делу о смерти заключенного Андрея Брэгуцы Департамент пенитенциарных учреждений объявил об окончании внутреннего расследования. Замначальника тюрьмы №16 и главу медицинской службы тюрьмы №13 уволили, ими будет заниматься прокуратура. Ранее взяли под стражу несколько полицейских и сокамерников Брэгуцы. NM рассказывает, какие еще результаты дало расследование, что говорят о нем власти и какую роль в этом деле сыграли судьи и прокуроры.

Полицейские и сотрудники тюрем

4 сентября генеральный прокурор Эдуард Харунжен фактически подтвердил версию адвокатов семьи погибшего. По словам генпрокурора, четыре сокамерника с «молчаливого согласия» полицейских избили Брэгуцу в СИЗО на Чеканах. Было возбуждено уголовное дело о применении пыток по ст. 166 (4) УК РМ.

В тот же день трех сотрудников полиции и двоих сокамерников Брэгуцы, успевших выйти на свободу из СИЗО, задержали на 72 часа. Полицейских поместили в изолятор Наццентра по борьбе с коррупцией.

newsmaker.md/rus/novosti/zaderzhanie-arest-smert-versii-i-nestykovki-v-dele-andreya-bregutsy-33328
 

7 сентября суд по ходатайству прокуроров поместил задержанных полицейских под предварительный арест на 20 суток, а одного из бывших сокамерников Брэгуцы, Бориса Бологана — на 30 суток. По словам Бологана, ранее оказавшегося в СИЗО из-за подозрения в краже, Брэгуцу били не заключенные, а полицейские. Он также утверждает, что сокамерники не раз просили вызвать ему врача.

Отметим, что прокурор Руслан Лупашку требовал 30 суток предварительного ареста для всех задержанных. По его словам, судебное решение основывалось на показаниях свидетелей, самих подозреваемых, а также записях с камер наблюдения. Его вынес судья столичного сектора Буюканы Аурелиу Постикэ.

8 сентября Департамент пенитенциарных учреждений сообщил об окончании внутреннего расследования. По его результатам замначальника тюрьмы №16 и глава медицинской служба тюрьмы №13 уволены, а заместитель последнего получил выговор. Их дела отправлены на рассмотрение в прокуратуру. 

Судьи и прокуроры

Об аресте Андрея Брэгуцы ходатайствовал прокурор Иван Филимон. Его запрос удовлетворил судья Юрие Обадэ. Как выяснил NM, сейчас они в отпуске. Задержать или отстранить от должности их могут только по запросу генпрокурора.

Судья Юрие Обадэ не впервые оказывается вовлеченным в разбирательства, связанные с соблюдением прав человека. В 2011 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал неправомерными его действия по делу «Липенковы против Молдовы».

В 2004 году 17-летнего Валентина Липенкова задержала полиция сектора Чеканы якобы за попытку ограбления. При задержании полицейские избили молодого человека и продолжили издеваться над ним в отделении. Его били, заставляя признаться в нескольких случаях краж, не давали еды и воды, не разрешали ходить в туалет. Несмотря на многочисленные синяки и другие следы побоев, ему не предложили никакой медицинской помощи.

Липенков провел в СИЗО более 72 часов, после чего его мать подала несколько жалоб судье Обадэ. К заявлению прилагались засвидетельствованные медиками результаты осмотра, которые подтверждали версию пострадавшего о жестоком обращении и пытках. Обадэ отклонил все жалобы как безосновательные.

Отметим, что Липенков из-за нарушений умственного развития с детства находился под наблюдением психиатра. Об этом были извещены и полицейские, и судья. Молдова проиграла это дело в ЕСПЧ и должна была выплатить семье Липенковых компенсацию €6 тыс. Тем не менее молдавская Комиссия по оценке эффективности судей не имела никаких нареканий к работе Обадэ: в 2013 и 2017 годах он получил оценки «очень хорошо».

В разговоре с корреспондентами издания Ziarul de Garda судья Обадэ заявил, что не знал о психическом диагнозе Брэгуцы, а из-за его очевидно агрессивного поведения решил, что «изолировать его — единственный выход». 

Прокурор Иван Филимон занимает должность прокурора с 2012 года. В 2014 году по случаю 22-летия прокуратуры Молдовыего наградили почетным дипломом третьей степени. Начальник Филимона, глава отделения прокуратуры сектора Чеканы Руслан Попов сказал, что у прокурора «не было точной информации о том, болен он [Брэгуца] или нет». Попов считает, что решение прокурора Филимона (ходатайство об аресте), «исходя из тех материалов, которыми он располагал, было правильным». По версии Попова, прокуроры узнали о смерти Брэгуцы из прессы.

Как рассказал NM адвокат семьи погибшего Вадим Виеру, правозащитники намерены требовать возбуждения уголовных дел против судьи Обадэ и прокурора Филимона. По мнению Виеру, принятое Обадэ решение было незаконным: при малейшем подозрении судья был обязан потребовать информацию о том, состоит ли человек на учете у психиатра и, уже исходя из этого, выбирать меру пресечения. Прокурор же, по словам адвоката, в своем ходатайстве об аресте на 30 суток отказался учитывать то, что Брэгуца с 2012 года состоял на учете в Бельцкой психиатрической клинике. Кроме того, уверен Виеру, Филимон обязан был обратить внимание на телесные повреждения задержанного.

Судмедэкспертиза

30 августа, как только информация о смерти Брэгуцы попала в СМИ, в Департаменте пенитенциарных учреждений сообщили, что заключенный умер от пневмонии. 31 августа замминистра юстиции Анатолие Мунтяну утверждал, что результаты судмедэкспертизы еще не известны. В тот же день Генинспекторат полиции в своем пресс-сообщении настаивал на том, что Брэгуца скончался от последствий пневмонии.

Как рассказал NM адвокат Виеру, окончательные результаты судмедэкспертизы должны быть готовы только сегодня вечером. Их содержание не предадут гласности до окончания следствия. Тем не менее, по словам Виеру, если результаты вызовут у правозащитников подозрения, они потребуют эксгумации тела Брэгуцы для проведения экспертизы независимым международным экспертом.

Реакция властей

newsmaker.md/rus/novosti/smert-pod-strazhey-gosudarstva-eto-problema-sistemy-andreya-bregutsu-izbivali-s-mo-33366
 

Генеральный прокурор Эдуард Харунжен на пресс-конференции 4 сентября заявил, что «смерть под стражей государства — это проблема системы». Его коллеги пообещали изучить каждую минуту пребывания Брэгуцы под стражей. Детали расследования пока не раскрываются.

Глава министерства юстиции Владимир Чеботарь в эфире телеканала TVC21 заявил, что не собирается в отставку, так как Брэгуцу «не убивали ни в одном подчиненном минюсту учреждении». Он напомнил, что заключенный «умер от туберкулеза», а «зверски избивали» его в СИЗО, которое подчиняется МВД. Умер Брэгуца, напомним, в тюрьме №16, которая подведомственна министерству юстиции, о чем Чеботарь не упомянул. Ничего не сказал министр и о расследовании в своем ведомстве, однако заявил, что произошедшее нельзя назвать распространенным явлением.

Президент Игорь Додон, премьер-министр Павел Филип и спикер парламента Андриан Канду до сих пор никак не отреагировали на дело Андрея Брэгуцы.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: