В августе исполняется 15 лет с начала российско-грузинской войны 2008 года, в развязывании которой обе стороны обвиняют друг друга. За пять дней, пока длилась война, российская армия вторглась в Грузию, чтобы поддержать пророссийские сепаратистские регионы — Абхазию и Южную Осетию. Позже Россия признала оккупированные территории двумя «независимыми государствами». Корреспондент NM Мальвина Кожокарь побывала в Грузии, и пообщалась со свидетелями войны, жертвами которой стали сотни людей. Еще десятки тысяч — лишись дома и стали беженцами, а их незаживающие раны «кровоточат» до сих пор.
«Я был счастлив, когда собрались все родственники»
Левану Ахалкаци было 14 лет, когда Россия напала на Грузию и оккупировала Южную Осетию. В ночь на 7 августа 2008 года он вместе с семьей отдыхал в поселке близ грузинского города Гори, и не понял, что небо стало багровым из-за бомб, а не фейерверков.

«Помню, как в первую ночь все мы [члены семьи] вышли на балкон. Небо было багровым, падали бомбы. К нам приехали все родственники — и я был так счастлив, что мы собрались вместе», — вспоминает молодой человек.
Убегая с семьей от войны, Леван сделал снимок, который навсегда остался в его памяти.
«Я уехал из села в день отступления грузинской армии. Солдаты и техника не могли ехать по шоссе. Они отступали по объездной дороге, которой проходила прямо у моего дома. Убегая, я сделал несколько снимков нашего дома на свой мобильный телефон на случай, если больше не увижу его», — признается Леван.
Тех снимков давно нет. Но они остались в памяти Левана, который уже не выпускал фотоаппарат из рук, стремясь запечатлеть памятные моменты. Сейчас ему 30 лет, и он работает в Музее фотографии в Гори. И с болью вспоминает те пять кошмарных дней.
«Если Россия рядом — ни в чем нельзя быть уверенным. Никто не знает, что творится у них в голове», — добавил Леван.

«Рисуют только черными карандашами»
Лия Чилацидзе уехала из города Эргнети 9 августа, на следующий день после начала войны. И вернулась через 10 дней, 19 августа. Она прошла семь долгих километров, а нашла — лишь разрушенные стены, оставшиеся от ее дома. Военные вынесли из ее дома все, а огонь уничтожил остальное — уходя они бросили «коктейль Молотова» в подвал дома.

Женщина плачет всякий раз, когда вспоминает лето 2008, и при этом никогда не упускает возможности пообщаться с журналистами. И делает это для того, чтобы все «знали об этой трагедии». С той же целью Лия создала военный музей с экспонатами русско-грузинской войны, которые она собрала у жителей близлежащих сел.

Среди экспонатов — фотография маленькой девочки, которая, кажется, смиренно смотрит прямо в глаза. Малышка родилась 9 августа — в тот самый день, когда город, в котором жила ее мать, подвергся нападению. Ей было всего несколько дней, когда дом, в котором они находились, был охвачен пламенем, и чтобы спасти дочь, мать буквально выбросила ее в окно.

Тут же, в коллекции музея есть и серьги, которые сразу же приковывают внимание. Это серьги Эльзы — сотрудницы музея. Женщина получила их в подарок от возлюбленного, который уходил на войну. Эльза вспоминает, что отругала его тогда — у них не было денег даже на хлеб, а он купил ей такой дорогой, но бесполезный подарок во время войны.
«Может быть, мы больше и не встретимся. А они — станут единственным напоминанием обо мне», — ответил тогда он.
Вернулся. Они поженились и воспитывают троих детей.

Лия — учительница, а потому видела страдания самых маленьких свидетелей войны. Она вспоминает, как дети играли в руинах, и даже на не разминированных участках. Запуганные и беззащитные они почти не говорили. Уже в 2010 году Лия решила помочь им, и организовала летний лагерь, где малыши получали психологическую помощь.
«Когда психологи впервые дали им задание, они начали писать и рисовать черными ручками и карандашами. Дети часто играли в войну, но никто из них не хотел быть русским или осетином», — вспоминает Лия.

Лагерь проработал пять лет. Лия вспоминает, как матери из Эргнети отправляли своих детей, потому что у некоторых из них не было ни крыши над головой, ни денег на еду. «Иди к Лие, она тебя накормит», — повторяли они детям.
«Как-то раз я раскладывала детские вещи, и не найдя среди них потерянный карандаш, я обратила внимание на девочку, которая что-то прятала в руке. Тогда я подумала, что она украла его. И сказала ей: Нато, покажи, что там у тебя. Но я ошиблась — у нее был не карандаш, а котлета. Она хотела отнести ее домой, и накормить младшую сестру», — вспоминает женщина.

Война, о которой мы так мало знаем
8 августа 2008 года, когда Дмитрий Медведев (тогдашний президент России) был в отпуске, а мировые лидеры присутствовали на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине, — Россия напала на Грузию и вторглась в Южную Осетию. Этого стало достаточно для начала войны, тлевшей почти два десятилетия.
В то же время президент Грузии Михаил Саакашвили, пытаясь силой вернуть территорию Южной Осетии, начал боевые действия в гражданской зоне Цхинвали.
В ответ Россия нанесла множество авиаударов по региону и отправила российских военных в Южную Осетию. С 7 по 12 августа Россия дислоцировала порядка 20 тысяч военнослужащих в Южной Осетии и столько же в Абхазии, что в три раза превышало численность грузинской армии.
Изменение ситуации уже 10 августа вынудило грузин уступить. Однако министр иностранных дел России Сергей Лавров возражал, и Россия продолжала бомбить грузинский город Гори. И только 12 августа, то есть спустя пять дней после начала войны, стороны заключили соглашение о прекращении огня.
Только по официальным данным, которые приводит грузинская сторона, в ходе войны погибли 228 мирных жителей, 170 солдат и 14 полицейских. Еще около 30 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Россия, в свою очередь сообщала, что потеряла 67 военнослужащих, еще 162 мирных жителя — погибли. Цифры пострадавших приблизительны.
26 августа 2008 г. Медведев заявил, что по «гуманитарным» соображениям Россия признает независимость Южной Осетии и Абхазии и подчеркнул, что признание их независимости — «безвозвратно», а полемика на эту тему — не более, чем «фантазия».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!