Во второй тур президентских выборов в Румынии прошли кандидаты с диаметрально противоположными взглядами: консерватор-унионист Джордже Симион и проевропейский прогрессист Никушор Дан. А вот кандидат правящей коалиции Крин Антонеску оказался за бортом, и это уже привело к распаду коалиции и переформатированию всего политического поля в Румынии. NM рассказывает, как и за кого голосовала Румыния, какую роль сыграла отмена прошлогодних выборов и фигура Кэлина Джорджеску, чем отличились румынские избиратели в Молдове, и какие прогнозы на будущее можно дать уже сегодня.
Во второй тур выборов президента Румынии, который пройдут 18 мая, вышли кандидат от Альянса за объединение румын (AUR) Джордже Симион и независимый кандидат, мэр Бухареста Никушор Дан. В первом туре 4 мая Симион победил с большим отрывом: у него 40,96%, у Дана – 20,99%. Кандидат правящей коалиции Крин Антонеску был близок к выходу в финал – у него 20,07%. Четвертым финишировал экс-премьер Виктор Понта с 13,04%. У остальных кандидатов – менее 3%.
Кто такой Джордже Симион? И кто такие суверенисты?
Симион – представитель «суверенистского» течения румынской политики, которое в последние годы набирает популярность. Суверенисты отстаивают консервативные традиционные и религиозные ценности, укрепление национального суверенитета, требуют ограничения влияния Брюсселя на внутренние дела страны и ужесточения миграционной политики ЕС. И это в общем вписывается в тренд усиления правых консерваторов в Европе.

Первое место и гарантированный выход во второй тур Симиону прочили с самого начала, но результат более 40% уже в первом туре ему не давал ни один опрос. Дело в том, что другого и главного кандидата-суверениста Кэлина Джорджеску к выборам не допустили. В ноябре 2024 года Джорджеску выиграл первый тур выборов, но его результаты отменили: спецслужбы заявили о вмешательстве России в кампанию на стороне Джорджеску, власти эти обвинения поддержали, и Конституционный суд постановил начать процедуру выборов с нуля.
Отмена выборов вызвала волну недовольства и разозлила многих избирателей. Симион активный сторонник Кэлина Джорджеску и в ходе кампании копировал его риторику. Отмену выборов 2024 года он считает незаконной и несправедливой и обещает в случае своей победы «поставить Джорджеску во главе страны». В какой форме, и как именно он собирается это сделать – пока непонятно. Но на протестной и антисистемной риторике он в итоге взял намного больше, чем общее число голосов Симиона и Джорджеску на отмененных прошлогодних выборах.
Симион не только суверенист, но и унионист и не раз говорил, что не признает государственности Республики Молдова, считая ее частью Румынии. Также «румынскими» он считает часть территорий Украины. Обвиняли Симиона и в связях с российскими спецслужбами. Об этом, в частности, заявлял бывший министр обороны Молдовы Анатол Шалару, однако доказательств этого не представил, сославшись на некую информацию от спецслужб Молдовы и Украины в его бытность министром обороны.
Так или иначе, с 2018 года Симион – персона нон-грата в Молдове и Украине с формулировкой «угроза национальной безопасности». И в случае избрания президентом Румынии он станет первым главой государства с запретом на въезд в Молдову и Украину. По крайней мере до тех пор, пока запрет не снимут.
Один из депутатов правящей в Молдове партии PAS Лилиан Карп уже заявил, что это будет зависеть от того, найдут ли спецслужбы Молдовы основания для отмены или сохранения запрета. Если запрет сохранится, Кишинев рассчитывает выстраивать отношения с румынским правительством, по сути в обход президента, у которого в Румынии ограниченные полномочия. Правда что это будет за правительство, тоже пока не ясно. Как бы там ни было, победа Симиона – кошмар молдавской власти, и она очень хотела бы избежать такого сценария. Но по результатам первого тура вынуждена считаться с его вероятностью.
В нынешней президентской кампании Симион делал упор на популистские обещания. Например, обеспечить каждому румыну квартиру за 35 тыс. евро, что в разы ниже рыночной стоимости. Одновременно с этим он обещал снизить налоги и сократить количество депутатов, министров и чиновников. Еще Симион большой поклонник нового президента США Дональда Трампа и сторонник прекращения помощи Украине в отражении агрессии России, при этом Путина называет военным преступником.

Потенциальным союзником Симиона во втором туре мог бы стать экс-премьер Виктор Понта. Свою политическую карьеру Понта начинал в рядах социал-демократов, но в нынешних выборах участвовал как независимый кандидат, выступал с суверенистских позиций и занял четвертое место с примерно 13% голосов. Он уже объявил, что во втором туре поддержит одного из кандидатов. Понта сказал, что посоветуется со своей командой и примет решение. В AUR, впрочем, от Понты дистанцировались, заявив, что не будут вести с ним переговоры о поддержке Симиона во втором туре.
Кто такой Никушор Дан? И как он стал главным проевропейцем?
Согласно большинству предвыборных опросов за второе место боролись проевропейцы – мэр Бухареста Никушор Дан и кандидат правящей коалиции Крин Антонеску. Так и вышло. На протяжении почти всего подсчета голосов лидировал Антонеску, но когда неподсчитанными оставались около 3% протоколов, Дан обошел его и вышел на второе место.
Никушор Дан — мэр Бухареста. Он создатель партии «Союз спасения Румынии» (USR). Эта партия — третья проевропейская сила в стране после двух главных системных партий – Социал-демократической (PSD) и Национал-либеральной (PNL). Однако, в 2017 году Дан ушел из USR. Причиной стал референдум о внесении в Конституцию поправки о том, что брак – это союз между мужчиной и женщиной. USR выступили против поправки. Дан же считал, что партии не стоит занимать какой-либо позиции по этому вопросу, чтобы не оттолкнуть ни прогрессивных избирателей, ни консерваторов.

В нынешней избирательной кампании, впрочем, он выступал с наиболее прогрессистских позиций из всех кандидатов, многие из которых после прошлогодних выборов сдвинулись в сторону консерватизма. Дан обещал продолжать безусловно поддерживать Украину, повысить расходы на оборону, а также провести реформу системы здравоохранения. Он часто упоминал Молдову, выступая в поддержку ее европейской интеграции, а также за региональное сотрудничество с европейскими партнерами.
Своим участием в выборах Никушор Дан вытеснил из числа фаворитов проевропейского фланга Елену Ласкони – лидера USR. На прошлогодних выборах ей удалось выйти во второй тур, который в итоге не состоялся. В нынешней кампании Ласкони активно критиковала именно Дана, обвиняя бывшего однопартийца чуть ли не в предательстве. Но это дало обратный эффект, и по итогам голосования ее результат обрушился до 2,68% голосов.

Политический аналитик Михаил Исак объясняет произошедшее тем, что Ласкони сама никогда не обладала высоким рейтингом. «Результат, полученный Еленой Ласкони на президентских выборах 2024 года, стал следствием мобилизации избирателей против антиевропейских и евроскептичных сил, а также протестного голосования против альянса PSD—PNL. Этот результат никогда не отражал ее реальный рейтинг, хотя сама госпожа Ласкони, похоже, переоценила свои шансы, полагая, что сможет добиться нереального результата. В итоге проевропейский избиратель переключился на более подходящего кандидата [Никушора Дана]», — отметил Исак.
После объявления результатов выборов Ласкони объявила о поддержке Никушора Дана во втором туре президентских выборов и ушла с поста председателя USR.
Распалась после провала на выборах и правящая коалиция, состоящая из Социал-демократической партии, Национал-либеральной партии, Демократического союза венгров и группы, представляющей нацменьшинства. Вечером 5 мая PSD объявила о выходе из коалиции, а лидер социал-демократов Марчел Чолаку подал в отставку с поста премьер-министра. Политический кризис в Румынии стремительно углубляется.
Молдаване — последние еврооптимисты?
В прохождении во второй тур Никушора Дана важную роль сыграли голоса граждан Румынии, голосовавших в Молдове. Отрыв Дана от Антонеску составил около 85 тыс. голосов. При этом в Молдове Никушор Дан получил около 48 тыс. голосов. Это более половины всех проголосовавших в Молдове.

Вообще, по своим политическим предпочтениям избиратели в Молдове сильно отличились как от жителей самой Румынии, так и от остальной румынской диаспоры. Никушор Дан в Молдове получил 52,63% голосов избирателей (такой поддержки у него нет нигде, даже в Бухаресте). Его ближайшим конкурентом стал Крин Антонеску с 21,69%.
Примечательно, что молдавская партия власти PAS открыто поддержала именно Антонеску. Он даже приезжал в Кишинев и проводил совместную пресс-конференцию со спикером парламента, лидером PAS Игорем Гросу. Но большинство избирателей в Молдове власть не послушали.
Михаил Исак объясняет это активным вовлечением румынского избирателя в Молдове в румынскую политику: «Румынский электорат в Республике Молдова очень хорошо ориентируется в политической реальности Румынии и не нуждается в подсказках при голосовании. Поддержка PAS была скорее формальной — мы не увидели серьезных усилий со стороны лидеров PAS по проведению кампании в пользу господина Антонеску».

Джордже Симион в Молдове занял третье место, набрав 12,47% голосов избирателей. И хотя он намного уступил и Дану, и Антонеску, Симиону все же удалось заметно улучшить свой результат в Молдове. Прошлой осенью тут за него проголосовали лишь около 4% избирателей.
Рост популярности Симиона в Молдове Исак объясняет внутренней работой унионистов. И это тоже отличает избирателей в Молдове от Румынии, где широкая поддержка Симиона объясняется не его унионистскими взглядами, а сильным протестным голосом против существующего политического класса и системных партий. «Правда, к сожалению, лидеры традиционных политических партий Румынии, похоже, не понимают сигнал, посланный им электоратом», — говорит Исак.

Кстати, и в остальной диаспоре кроме Молдовы Симион пользуется большой поддержкой. Среди диаспоры в целом его поддержали 61% избирателей. А в странах Западной Европы, где есть крупные румынские диаспоры, таких как Италия и Испания, Симион и вовсе набрал более 70% голосов, во Франции и Великобритании — более 60%.
Сигнал для всей Европы?
Михаил Исак считает, что выборы в Румынии очень важны для всей восточной Европы, особенно вкупе с выборами президента Польши, которые тоже намечены на 18 мая. «Результаты этих выборов дадут сигнал партнерам по развитию о настроениях в Восточной Европе», — отметил эксперт.
К тому же приход к власти суверенистов в Румынии может стать еще одним примером политической трансформации в Европе: рост популярности консервативных евроскептических сил в ЕС продолжается.
Румынские выборы имеют огромное значение и для Молдовы. Именно Румыния — не только сосед и главный европейский партнер Молдовы, но и главный ее «проводник» и лоббист в ЕС. Приход к власти евроскептика с запретом на въезд в Молдову может отразиться на отношениях Кишинева и Бухареста.
Впрочем, интрига во втором туре выборов остается, и победа Симиона не предопределена. По словам Исака, можно ожидать широкую мобилизацию электората вокруг Никушора Дана, чтобы не допустить приход евроскептика власти. Эксперт предполагает, что и AUR сменит риторику на более мягкую по отношению к ЕС, чтобы избежать этого.
Главным ресурсом мобилизации избирателей для Никушора Дана остается проевропейский электорат правящей коалиции. Пока из коалиции открыто Дана поддержали только UDMR. И если прогрессивное крыло PNL наверняка поддержит Дана, то часть более консервативной PSD может выступить в поддержку Симиона. Лидер PSD Чолаку уже заявил, что на заседании Национального политического совета партии решили не оказывать публичную поддержку ни одному из кандидатов: «Каждый сторонник Социал-демократической партии проголосует так, как подскажет ему совесть».
Михаил Исак не исключает, что социал-демократы и вовсе захотят создать новую коалицию с AUR и POT («Партия молодых людей») — еще одной суверенистской силой. Но вот захотят ли суверенисты вступать в союз с падающими системными партиями, или предпочтут подтолкнуть их?

В случае победы Симион наверняка захочет сменить правительство на подконтрольное ему. Именно в руках правительства сосредоточена основная власть в стране. Нельзя исключать что на пост премьера он может попытаться выдвинуть Кэлина Джорджеску, который уже когда-то был кандидатом AUR на этот пост.
«Возможно, что в течение нескольких месяцев мы станем свидетелями смены формулы правления или проведения досрочных парламентских выборов. Также возможно обострение конфликтов между лидерами суверенистского лагеря», — заключил эксперт.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.