Евгений Шевчук: «Когда есть необходимость выбирать между тем, что сегодня съесть или вложить в армию, приоритет будет отдан армии»


Глава Приднестровья Евгений Шевчук провел в четверг, 24 декабря, традиционную пресс-конференцию по итогам года. В своем выступлении он высказался о ситуации в Молдове и ее влиянии на переговорный процесс, об отношениях с Украиной и о торговом режиме с ЕС, об экономической ситуации в регионе и российской помощи, а также поделился прогнозами за 2016 год и собственными политическими планами. NM отобрал наиболее интересные заявления приднестровского лидера.

О торговле с ЕС после 1 января 2016 года

В первой декаде декабря этого года мы получили информацию, что Европейский союз принял одностороннее решение, которое, по крайней мере, на сегодняшний день дает основание полагать, что условия торговли для приднестровских экономических агентов в страны Европейского союза не изменятся. Что было бы, если бы, например, Евросоюз использовал иные подходы, которые он декларировал в марте, апреле, сентябре, когда представители руководства Еврокомиссии заявили, что Приднестровье будет жить в 2016 году в новых условиях? Какие были бы последствия? Последствия сложно прогнозировать, но они были бы крайне тяжелыми. Мы могли бы потерять примерно 46-48 процентов внешнего рынка. Примерно 10 тысяч людей могли бы лишиться рабочих мест. По разным подсчетам, это примерно от 30 до 50 млн долларов доходов бюджетов. В этой ситуации для Приднестровья такие решения, последствия означали бы серьезный или глубокий кризис с необходимостью принятия каких-либо дополнительных чрезвычайных мер по управлению как социальной сферой, так и экономикой. Поэтому те риски были очень значительны. На сегодняшний момент можно констатировать, что, по предварительной информации, в 2016 году приднестровская экономика будет функционировать почти в прежних режимах с точки зрения тарифного налогообложения при направлении товаров на европейский рынок.

Об условиях сохранения беспошлинной торговли с ЕС

Любые переговоры или большая их часть содержат определенные процедуры и формат. Есть закрытая часть, которая в дипломатических кругах не распространяется по взаимному согласию или договоренности, по укоренившимся правилам. Поэтому не могу или пока еще не настало время раскрывать всего объема информации. Не потому, что она закрытая, а потому, что у нас есть соответствующие процедуры. Но на некоторых аспектах хочу остановиться. Принятое Европейским союзом решение в отношении экономических субъектов Приднестровья является односторонним решением Европейского союза. Никакого соглашения подписано не было, и протокола тоже не было. Были консультации, в рамках которых приднестровская сторона имела возможность представить свою позицию по тем или иным аспектам, обратить внимание на те или иные проблемы. Мы рассматривали эти консультации в аспекте того, чтобы снять возможные риски резкого пересмотра порядка торговли наших экономических агентов с европейским рынком. Что изначально нам предлагалось? Это открытая информация. Одно из предложений заключалось в следующем: «Вы должны выполнить в полном объеме требования, подписанные между Кишиневом и Брюсселем, вы должны выполнить определенные условия, которые предопределили бы, например, одномоментное переведение экономических правил в правовое поле Республики Молдова». Как я понимаю, представители молдавской политической элиты предпринимали усилия в направлении того, чтобы каким-то образом взаимосвязать этот режим торговли с тем, чтобы побыстрее, без переговоров, вне рамок переговорного процесса, в одностороннем порядке оказать дополнительное давление на Приднестровье через экономику. И такие риски были. Что касается нынешнего состояния дел. Были проведены экспертные исследования очень авторитетных экономистов. В частности, представители Berlin Economics анализировали состояние приднестровской экономики и последствия возможного изменения режима. Даже они приходили к мнению, что одномоментное принятие таких решений приведет к резкому удару по бюджету Приднестровья и потере внешнего рынка. Думаю, что здравые оценки экспертов, которые объективно были изложены в заключениях, послужили основанием для принятия такого промежуточного решения, которое позволяет нам надеяться, что в 2016 году по приднестровской экономике не будет нанесен удар с точки зрения возможности торговли с Европой.

О кризисе в переговорном процессе

Самые главные факторы, которые повлияли, на наш взгляд, на климат в переговорной площадке, – это односторонние действия в первую очередь наших молдавских партнеров, направленные на сужение возможностей перемещения наших приднестровских граждан. Это продолжающаяся практика уголовного преследования приднестровских граждан. Это продолжающаяся практика возбуждения дополнительных уголовных дел, которые несут в себе политический контекст, в отношении руководства республики, в отношении сотрудников правоохранительных органов и так далее. Проезд через аэропорт Кишинева стал затруднителен не только для сотрудников МИДа, а практически для всех руководителей любого ранга. Выезд через аэропорт Кишинева министров, руководителей органов власти практически не обходится без того, чтобы лично не досмотрели, как говорят в народе, с пристрастием. Это говорит о том, что в Молдове скорректирована политическая воля в направлении повышения конфликтности с Приднестровьем. Отмечу, что за весь период напряженности Приднестровье не отвечало ни на один выпад молдавских властей, при том что есть болевые точки, которые могли бы значительно накалить обстановку. Мы с терпением за этим наблюдаем, понимаем, что наверняка где-то принято политическое решение, направленное на повышение конфронтационности. Возможно, ждут тех периодов, когда Приднестровье будет полностью заблокировано по периметру, возможно, планируют какие-нибудь дополнительные деструктивные действия, но весь этот фон не может не повлиять на переговорную площадку.

О ситуации в Молдове

Республика Молдова в 2015 году, к сожалению, на наш взгляд, не достигла высокого уровня политической стабильности. Это во многом предопределило то, что на сегодняшний день мы имеем сложную ситуацию в самом переговорном процессе. Мы расцениваем это через призму того, что определенные политические процессы в самой Молдове демонстрируют нестабильность политического руководства. И это вызывает определенные сложности и влияет на переговорный процесс… Мы желаем нашим партнерам, чтобы они все же нашли точку политической стабильности, которая внесет определенность, в том числе в направлении переговорной площадки.

Об ограничительных мерах со стороны Кишинева и Киева

Мы находимся в ситуации, когда меняются правила внешнеэкономической деятельности, когда влияют эти правила и на перемещение граждан, когда вводились ограничения на свободу перемещения граждан через молдо-украинскую границу. Сегодня мы знаем, что есть проблемы и определенные опасения насчет свободы перемещения приднестровских граждан, передвигающихся на автомобилях с приднестровскими номерами уже в 2016 году. Знаем о согласованных протоколах между Украиной и Молдовой, связанных с возможным размещением таможенных органов Республики Молдова на приднестровско-украинском участке границы. Уже знаем о принятом решении по железной дороге, которое, на наш взгляд, осложнит функционирование приднестровской экономики.  […] Мы считаем, что политические проблемы должны быть отделены от экономических. Нельзя использовать экономику для подавления экономического потенциала в целях достижения политических результатов. На сегодняшний момент сложилось впечатление, что этими действиями пытаются все-таки подорвать экономический базис ПМР, распространить суверенитет Молдовы на Приднестровье и решать уже более глобальные проблемы урегулирования под прессингом экономических проблем. Думаю, это является неверным шагом, направлением. У нас в истории было уже такое, но мы впервые столкнулись с тем, что Кишинев и Киев действуют похоже, в ключе единого плана. Это осложняет наши ресурсные возможности для реагирования на новые вызовы. Надеюсь, что в 2016 году – в период председательствования в ОБСЕ Германии – удастся или мы предпримем дополнительные всевозможные усилия политическими, дипломатическими методами понизить риски экономической турбулентности из-за новых возможных рисков и условий, которые возникнут перед Приднестровьем уже в начале 2016 года.

О «размораживании» конфликта

Когда политическое руководство той или иной страны, которое с тобой является соседом, делает заявление, которое, по сути, может означать многое, то, безусловно, это не может оставаться незамеченным. А мы знаем, что были заявления о необходимости «размораживания» конфликта, концентрации вооруженных сил. Мы были очевидцами того, что, напомню, весной 2015 года в непосредственной близости от приднестровской границы были сконцентрированы дополнительные вооруженные формирования Украины. Факторы, которые реально воздействовали на Приднестровье, предопределили необходимость принятия целой группы дополнительных решений органами госвласти… В 2015 году приднестровское государство фактически было вынуждено перераспределить определенные ресурсы на то, чтобы укрепить свои Вооруженные силы. Мы не скрывали это и не скрываем. Мы рассчитали определенные мобилизационные ресурсы, потому что в марте-апреле у некоторых слоев приднестровского общества была некая паника: сегодня-завтра – война. Уже прошел определенный период, более спокойно к этому относимся… Мы не собирались, не собираемся и, уверен, никогда не будем собираться на кого-то нападать. Но когда присутствуют такие угрозы, риски и политические заявления, такие закрытые решения Совета безопасности были приняты и в Приднестровской Молдавской Республике. Когда стоит задача определить приоритеты в этой ситуации, или сконцентрировать ресурсы для обороны, или раздать всем на хлеб или на пенсию, то я в этой ситуации выбираю приоритетом, безусловно, обеспечение обороны, поддержание мира и безопасности. Мой подход заключается в том, что когда есть необходимость выбирать между тем, что сегодня съесть или вложить в армию, приоритет будет отдан армии, потому что это важно.

Об экономической ситуации в регионе

2015 год был для Приднестровья в новых, более сложных условиях, с новыми рисками, вызовами. В целом республика с этими вызовами справилась, в целом поддержана социально-экономическая стабильность. Несмотря на критику, разные возгласы, предвыборную кампанию, порой оголтелые вбросы, хочу отметить, что мы завершаем год, выплатив практически всю пенсию и задолженность пенсионерам Приднестровской Молдавской Республики, причем, подчеркну, без девальвации национальной валюты. Ряд товаров, в первую очередь продовольственных, стали более дешевыми и более доступными для широких кругов нашего населения. В 2015 году мы поддерживали низкие тарифы на услуги ЖКХ для всех категорий наших граждан. И это продемонстрировало то, что на сегодняшний момент по уровню доходов населения Приднестровье не уступает ни Украине, ни Молдове, а по основным параметрам социально-экономической стабильности превосходит на сегодняшний момент эти два государства.

О том, откуда деньги на выплату пенсий

Я всегда говорил, что появится первая возможность – и мы погасим пенсии. На сегодняшний момент хочу констатировать, что вопрос с пенсиями практически закрыт по республике. Практически мы на вчерашнее число выплатили 95 процентов задолженностей по пенсиям нашим уважаемым пенсионерам. А это колоссальные суммы. Это суммы из источников заимствования. Повторюсь: мы ожидали более негативного сценария с 1 января в режиме торговли с Европейским Союзом. Поэтому был выбор: или мы все внешние заимствования будет тратить в 2015 году, или мы накопим некоторые ресурсы, чтобы в первом квартале 2016 года, в случае развития негативного сценария, не оказались «на бобах». Когда прояснилась ситуация, мною было дано поручение Правительству привлечь внешние заимствования для того, чтобы снять часть проблем с задолженностями в 2015 году.

О российской помощи

Нужно поблагодарить всех представителей Российской Федерации, которые на протяжении многих лет создают условия для содействия, формирования среды обитания как для граждан Российской Федерации, проживающих в Приднестровье, так и всех приднестровцев. Проекты, которые реализуются в сферах здравоохранения и образования, в большей части были профинансированы Российской Федерацией. Это не секрет, что Россия нас поддерживает в направлении создания условий, при которых мы можем себе позволить более низкие тарифы на энергоносители для граждан. Это неоценимый вклад. При этом есть понимание, что из-за глобальных проблем и в Российской Федерации тоже есть проблемы. Полностью перекладывать проблемы приднестровской экономики, всего Приднестровья на плечи одного из гарантов — это просто-напросто неправильно. Конечно, мы обращаемся за помощью, нам ее оказывают. Но мы тоже должны все больше и больше думать о том, как самим оказывать себе помощь и поддержку. Чем мы будем активнее, тем больше у нас будет возможностей себя обеспечить и получить помощь для реализации каких-либо проектов, направленных на повышение самообеспечения. Это как в басне о лягушке: чтобы выжить, она должна была очень активно действовать.

О прогнозах на 2016 год:

Однозначно понятно, что ситуация в экономике, по мнению многих экспертов – и Российской Федерации, и Украины, и Молдавии, и Приднестровья, и по мнению органов госвласти Приднестровья, будет более сложной, чем в 2015 году. Это демонстрирует в первую очередь нестабильность на рынках. И есть понимание того, что 2016 год, дай Бог, чтобы эти прогнозы не оправдались, будет сложнее. Более того, нужно понимать, что количество проблем растет, а ресурсные возможности незначительны. Нельзя решить 80 процентов проблем 20-ю процентами ресурсов… С учетом тех рисков, которые очевидны уже в 2016 году, и тех дополнительных рисков, которые еще возможны, понятно, что «не до жиру» в 2016 году будет. Поэтому основной задачей для законодателей и для Правительства будет являться поддержание социально-экономической стабильности

О втором президентском сроке

У действующего президента ПМР еще один год конституционных полномочий по исполнению своих профессиональных обязанностей. Я их намерен и буду исполнять. Что касается моего решения по выдвижению в декабре следующего года. Когда подойдет это время, я об этом решении проинформирую общественность и, безусловно, СМИ. А сейчас нас ждет, и меня, в том числе, вместе с вами, кропотливый 2016 год. 

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: