Гагаузии вновь урезают полномочия? Или что стоит за решением КС о прокуроре автономии?

Гагаузию лишили права предлагать кандидата на должность прокурора автономии. Конституционный суд (КС) признал это положение закона неконституционным. Теперь выбирать и назначать главного прокурора Гагаузии будет Высший совет прокуроров и генпрокурор. NM рассказывает, почему КС принял такое решение, и как на это отреагировали в автономии.

Решение КС

Конституционный суд 14 апреля признал неконституционными положения закона, позволяющие Народному собранию Гагаузии (НСГ) предлагать кандидатуру на пост главного прокурора автономии. Это предусматривает закон «Об особом правовом статусе Гагаузии». НСГ предлагал кандидата Высшему совету прокуроров, который, в случае согласия, утверждал ее, а решение о назначении принимал генпрокурор. Он же назначает и нижестоящих прокуроров автономии «по представлению главного прокурора Гагаузии».

Вообще генпрокурор назначает всех прокуроров в Молдове, а Высший совет прокуроров предлагает кандидатов на основе конкурса.

С ходатайством в КС о признании неконституционной процедуры назначения прокурора Гагаузии обратился генпрокурор Молдовы Ион Мунтяну. Речь идет о статье 21 закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», и статьях 25 (3) и 26 закона «О прокуратуре». И КС признал эти положения закона неконституционны. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Обоснование решения КС

В решении КС говорится, что суд принял его на основании 124 статьи Конституции, согласно которой прокуратура — это самостоятельный орган в судебной системе. «КС признал, что Народное собрание Гагаузии является представительным и одновременно политическим органом местного уровня. Его участие в процессе назначения прокуроров противоречит принципу автономии прокуратуры», — сказала по итогам заседания КС глава Конституционного суда Домника Маноле, отметив, что процедура назначения прокурора должна гарантировать, что он будет беспристрастен. Маноле также добавила, что Конституция не предусматривает какой-либо другой процедуры назначения прокурора, кроме как через конкурс, организованный Высшим советом прокуроров.

Максим Андреев/Newsmaker

Кроме того, КС свое решение аргументировал и статьей 111 Конституции, которая регулирует деятельность автономии. «Автономия Гагаузии ограничена и касается политических, культурных и экономических вопросов местного уровня, [но не вопросов юстиции]», — подчеркнула Маноле и добавила, что проведение конкурса на должность главы прокуратуры Гагаузии выходит за рамки полномочий автономии.

Реакция Гагаузии

На заседании КС, на котором рассматривали вопрос конституционности процедуры назначения прокурора Гагаузии, не было ни представителя автономии, ни представителей Народного собрания Гагаузии и Исполкома (местное правительство).

Зампредседателя НСГ Георгий Лейчу сказал NM что они не получили приглашения на заседание КС: «Мы знали о ходатайстве, мы высказывали свое мнение, нам сказали, что нас пригласят. И не пригласили». Лейчу также отметил, что процедура назначения прокурора Гагаузии была прописана в законе «Об особом правовом статусе Гагаузии». «Этот закон был компромиссным вариантом, позволившим в начале 1990-х мирно решить разгоравшийся межнациональный конфликт. Гагаузия тогда отказалась от идеи строительства своей независимой республики и согласилась на автономию в составе Молдовы. Страна (центральной власти Молдовы), естественно, предоставила определенные полномочия для удовлетворения политических, культурных, социальных, экономических интересов гагаузского народа. И это 30 лет худо-бедно работало и позволяло нам жить и сосуществовать в мире, в одной семье», — считает Лейчу.

По его словам, прокурор Гагаузии, хотя и выдвигался НСГ, но подчинялся генпрокурору, а ВСП изучал предлагаемую кандидатуру на соответствие всем законным требованиям.

Лейчу заявил, что в Гагаузии расценивают решение КС «не просто как очередную атаку на полномочия автономии и «очередное звено длинной цепи действий, направленных против Гагаузской автономии и гагаузского народа». «Мы это расцениваем это как умышленные действия, направленные на эскалацию обстановки, так как, подчеркиваю, речь идет не просто об изменении принципа выдвижения и назначении на должность определенного чиновника. Речь идет о базовых ценностях, на которых автономия и страна держалась в своих взаимоотношениях много лет», — сказал вице-председатель НСГ.

Реакция оппозиции

Оппозиционные политики тоже резко раскритиковали решение КС. Илан Шор заявил в ТГ-канале, что «режим» покушается на автономный статус Гагаузии.: «Стоит сандовскому режиму только в одной части добиться своего, как они признают неконституционным и отменят все, что составляет автономность Гагаузии».

Представитель блока «Альтернатива», бывший генпрокурор Александр Стояногло заявил, что Гагаузия никогда не была проблемой, она была тестом. и сегодня власть этот тест провалила. «Я был первым прокурором АТО Гагаузия, назначенным именно на основании положений закона, который сегодня Конституционный суд признал неконституционным. Механизм, работавший безупречно на протяжении тридцати лет. Проверенный практикой, поддержанный международными партнерами, и ни разу не оспоренный как „угроза“. Его демонтаж — это символический удар по системе баланса между центром и автономией», — написал Стояногло в ТГ-канале.

А социалисты напомнили, что именно они в конце 2020 года приняли важные поправки в законодательство, направленные на укрепление автономного статуса АТО Гагаузия. «Эти изменения одобрил парламент и промульгировал пятый президент Республики Молдова Игорь Додон», — говорится в сообщении социалистов.

Что говорят эксперты

Юрист Александр Арсени отметил, что у любого прокурора должна быть легитимность и законность действий. Для этого должны быть соблюдены все процедуры назначения прокурора, указанные в Конституции, а именно Конституция определяет, что кандидатуру прокурора предлагает Вычший совет прокуроров и назначает генпрокурор. «Местные органы самоуправления не могут проводить конкурс на должность прокурора. Если прокурора утверждают иначе, то он вне закона», — сказал Арсени.

Председатель общественной ассоциации «Выбор и альтернатива для Гагаузии», доктор права Игорь Янак указал на то, что Конституция гарантирует право на автономию прокуратуры. «Кроме того, все территориальные прокуроры назначаются генеральным прокурором. Высший совет прокуратуры организует конкурс на должности всех прокуроров, в том числе территориальных прокуроров. В этом контексте Конституционный суд и принял решение», —пояснил Янак. По его словам, это решение КС к тому же может помочь решить и институциональный кризис в автономии, в которой уже несколько лет нет главного прокурора, а есть только исполняющий обязанности.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: