Камеры с коврами, «опущенные» и секторы, куда не рискуют заходить надзиратели. Что происходит в тюрьмах Молдовы

Перенаселенность, процветающая криминальная субкультура, критическая нехватка персонала и плачевное состояние инфраструктуры в молдавских тюрьмах создают условия для жестокого обращения и пыток заключенных. Об этом говорится в отчете Совета по предупреждению пыток. Совет настаивает на необходимости срочных реформ в пенитенциарной системе. NM рассказывает, что происходит в наших тюрьмах, почему персонал обычно не вмешивается в инциденты, и как на территории тюрем обустраивают мини-квартиры, беседки и биллиардные.

Совет по предупреждению пыток представил отчет на слушаниях 2 апреля в парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям. Правозащитники подготовили отчет по итогам посещения в 2024 году восьми молдавских тюрем.

Устаревшая инфраструктура

Авторы отчета отметили, что одна из основных проблем, которая сразу бросается в глаза, — это плачевное состояние зданий тюрем. Большинство из них построены еще в советское время, страдают от критического износа и не соответствуют современным требованиям безопасности и содержания. Учреждения П-11 в Бельцах, П-18 в Бранештах, П-17 в Резине и особенно П-8 и П-12 в Бендерах демонстрируют, как ветхость зданий напрямую снижает эффективность мер безопасности.

Член Совета по предотвращению пыток Юлиана Куря рассказала на слушаниях в парламенте, что такая ситуация провоцирует дополнительные сложности и риски. В частности, она отметила, что не во всех тюрьмах налажено видеонаблюдение, а вместе с дефицитом персонала эта проблема становится критической.

ombudsman.md

«И мы заметили, что наибольшему риску подвержены жилые помещения. Там наблюдение наименее вероятно. Есть учреждения, где даже в коридоре нельзя установить видеонаблюдение или его нет. Очевидно, что в случае какого-то инцидента сотрудники, дежурящие ночью, не рискнут войти в сектор, где находятся пятьдесят заключенных. Но видеозаписи хотя бы дают возможность проанализировать ситуацию, увидеть причины и устранить лиц, представляющих опасность для других. Когда этого наблюдения нет, растет привычка к злоупотреблениям: Нас никто не видит, можем делать что угодно», — сказала правозащитница.

По ее словам, в старых тюрьмах, особенно где туалеты и душевые находятся на улице, камеры не запирают даже на ночь, поэтому очень сложно понять, что происходит ночью и все ли в безопасности. Она также рассказала о всевозможных постройках на территории тюрем, мешающих наблюдению за заключенными. «Там всякие, извините, лачуги, всякие маленькие постройки. Становится больше мест, где заключенные могут собираться или встречаться незамеченными. Из-за этого гораздо сложнее контролировать ситуацию, увеличивается угроза безопасности. Вот такая возникает ситуация [она показала фотографии], когда на территории растет виноград, из-за которого не видно, что происходит в том секторе. Я уже не говорю о том, что заключенные, вероятно, делают из этого винограда не компот», — сказала Юлиана Куря.

Еще одна неочевидная проблема старых тюрем — содержание заключенных, которые просят предоставить им защиту, в одиночных дисциплинарных изоляторах, так как в тюрьмах нет для этого специальных камер. «Просить личную защиту – это нормально, и это должен делать каждый, кто считает, что ему что-то угрожает. И власти должны найти решение для их размещения в достойных условиях», — считает правозащитница.

Перенаселенность

Острой остается и проблема перенаселенности тюрем, несмотря на некоторое общее снижение числа заключенных в стране. Молдова по-прежнему лидирует в Европе по числу заключенных на 100 тыс. населения. Однако отчет Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) показывает, что дело не только в абсолютных цифрах. Внутри тюрем есть шокирующее неравенство: переполненные камеры с ужасными условиями соседствуют с просторными, комфортабельными помещениями для «привилегированных» заключенных. Это нарушает международные стандарты и создает почву для конфликтов, напряжения и насилия, затрудняя работу персонала и доступ заключенных к базовым услугам.

Член Совета Олеся Дорончану рассказала, что по результатам визитов в молдавские тюрьмы авторы отчета пришли к выводу: чем сильнее перенаселенность тюрем, тем больше инцидентов с телесными повреждениями и насилия между заключенными. «Перенаселенность часто способствует тому, что сотрудники тюрем не могут оперативно вмешаться в конфликтную ситуацию, и это порождает другие конфликты», — сказала она.

Согласно отчету, в Молдове соотношение заключенных к персоналу тюрем (2,4 к 1) значительно превышает среднеевропейский показатель (1,4 к 1), а количество персонала в ночную смену опасно мало. Это приводит к тому, что администрация фактически теряет контроль над происходящим в жилых зонах, особенно в ночное время. Кадровый голод в тюрьмах усугубляет низкая привлекательность профессии из-за тяжелых условий и низкой оплаты, а также неэффективная система смен (24 часа работы / 72 отдыха). Дорончану отметила, что во многих тюрьмах сложилась ситуация, когда бараки перенаселены, а в 20 метрах от них есть камеры, похожие на мини-квартиры с коврами, двуспальными кроватями, кухней и бытовой техникой.

Пенитенциар №18 в Бранештах (2021 год)
ombudsman.md

Также, по ее мнению, перенаселенность повышает риски для персонала тюрем. «Мы спрашивали, насколько безопасно чувствуют себя сотрудники, особенно ночью. Никто не чувствует себя в безопасности, зная, что у них, например, 600 заключенных, а ночью дежурят всего семь сотрудников службы режима и надзора. Понятно, что никто из них не будет вмешиваться, если что-то случится, а вызовут силовую поддержку», — сказала Дорончану.

Как отмечается в отчете, в результате персонал перегружен, подвержен стрессу и выгоранию, что негативно сказывается на отношениях с заключенными. Авторы отчеты также указывают на недостаточную подготовку сотрудников в части современных методов работы, таких как «динамическая безопасность», которая предполагает построение доверительных отношений и превентивное выявление рисков через общение. Вместо этого персонал часто лишь реагирует на уже случившиеся инциденты. Более того, сами сотрудники нередко чувствуют себя незащищенными, что еще больше затрудняет построение конструктивного диалога. Особую тревогу у Совета вызвали отношения персонала с несовершеннолетними в П-10 в Гоянах, где «наблюдается отстраненность и отсутствие индивидуального подхода».

Криминальная субкультура

Параллельно официальным правилам в молдавских тюрьмах процветает криминальная субкультура со своей иерархией и законами. Отчет подтверждает выводы Европейского комитета по предупреждению пыток: эта субкультура не только существует, но зачастую администрация закрывает на нее глаза или даже использует для поддержания видимого порядка. Это проявляется в дискриминации («униженные» касты, как в П-8 в Бендерах), вымогательстве, принуждении к азартным играм, что толкает многих заключенных искать спасения в самоизоляции.

ombudsman.md

Юлиана Куря отметила, что в молдавском обществе «тюремная субкультура» воспринимается как некая форма солидарности между заключенными или как общие нормы, но на самом деле ее следует рассматривать, как механизм или машину для вымогательства денег у заключенных в пользу преступной группы.

Олеся Дорончану в этой связи заметила, что можно было бы провести целое заседание только по теме криминальной субкультуры. «К сожалению, это явление возникло не вчера и не прекратится завтра. Но оно создает практически две параллельные системы в тюрьме, два параллельных мира. По крайней мере таково восприятие заключенных. Поэтому общая масса заключенных обязана подчиняться не только официальным правилам, но и неформальным, навязанным криминальной субкультурой Ее терпит и использует тюремный персонал для поддержания порядка в тюрьмах. В тюрьме Бендер «опущенные» заключенные не имеют права подходить к крану с фильтрованной водой, который фактически является единственным источником питьевой воды», — сказала Дорончану.

Она также рассказала, что так называемым «опущенным» в молдавских тюрьмах можно ходить только вдоль стены, нельзя ступать на спортивную площадку, нельзя открывать кран, входить в определенные зоны: «Я уже не говорю о специально оборудованных лидерами криминальной субкультуры помещениях в тюрьмах, где обустроены беседки, террасы, бильярдные, куда, очевидно, не все имеют доступ». Кроме этого, заключенные, чтобы спокойно жить в тюрьме, должны платить определенную сумму денег. Это одна из причин роста числа заключенных, которые просят защиты. Они не хотят, чтобы у них вымогали деньги, которых у них на самом деле и нет.

anp.gov.md

Правозащитница подчеркнула, что субкультура подрывает авторитет администрации, создает спрос на контрабанду (телефоны, наркотики, алкоголь, которые изымают, но реальные масштабы, по оценкам, гораздо выше), а также провоцирует насилие и является питательной средой для коррупции. Показателен пример тюрьмы в Бендерах, где неравные условия содержания напрямую связаны со статусом в неформальной криминальной иерархии, что Совета по равенству подтвердил еще в 2021 году. Борьба с этим явлением требует не только силовых мер, но и устранения предпосылок: перенаселенности, неравенства, бездеятельности персонала и коррупционных рисков, говорится в отчете.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: