На прошлой неделе китайские власти объявили, что антикоррупционная кампания, запущенная в 2013 году, вплотную приблизится к ядру политической системы страны. В 2016 году проверки проведут в отделе пропаганды Компартии Китая (КПК), Национальной комиссии по реформам и развитию и даже самой Центральной комиссии по проверке дисциплины, которая и занимается антикоррупционными проверками, передает «Коммерсантъ».
Китайские власти утверждают, что основная задача кампании — укрепить доверие народа к КПК и способствовать проведению реформ. Критики возражают, что созданная председателем КНР Си Цзиньпином атмосфера страха среди чиновников вредит экономике и способствует лишь укреплению его личной власти.
На заседании Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД) 23 февраля его глава Ван Цишань обозначил планы ведомства на 2016 год. Он объявил, что ЦКПД начнет год с проверки 32 государственных ведомств и четырех провинций. Проверены будут сама ЦКПД, отдел пропаганды Компартии, Национальная комиссия по реформам и развитию, комитет по контролю и управлению государственным имуществом Китая, министерство промышленности и другие ведомства.
Никогда еще антикоррупционная кампания не приближалась так близко к «рабочему» ядру политсистемы Китая, отвечающему за ее рутинное функционирование. Ранее она затрагивала преимущественно ее периферийные элементы. При этом помимо непосредственно борьбы с коррупцией ЦКПД займется проверкой чиновников на лояльность к руководству партии и соответствие критериям занятия той или иной должности.
В 2015 году ЦКПД побила собственный рекорд: проведено 82 большие проверки государственных ведомств и провинциальных правительств (в 2014 их было 39), в отношении 54 тыс. человек были проведены расследования, по результатам которых 20 тыс. человек оказались в тюрьме, а остальные отчитаны, понижены или отстранены от работы. В 2015 году ЦКПД запустила специальное антикоррупционное мобильное приложение. О неподобающем поведении чиновников они сообщили 2,8 млн раз. Из-за рубежа удалось вернуть более тысячи сбежавших коррупционеров, что позволило возвратить в казну $461 млн.