tsn.ua

«Сажать людей, только чтобы успокоить общество — это провальная политика». Что не так с требованием Санду «ускорить и углубить» борьбу с коррупцией

Президент Майя Санду потребовала усилить борьбу с электоральной коррупцией, реформировать Антикоррупционную прокуратуру и в кратчайшие сроки создать Антикоррупционный суд. Это она заявила по итогам заседания Высшего совета безопасности. Предпринятые ранее меры против коррупции на выборах оказались малоэффективными. Эксперты между тем сомневаются в целесообразности предложенных мер.

Коррупционные дела и без того в приоритете

На пресс-конференции по итогам заседания Совбеза 11 ноября Санду отметила: «В законодательство необходимо внести поправки, которые ускорят рассмотрение дел о политической коррупции, в особенности дел о подкупе избирателей. В ближайшие дни правительство и парламент совместно с другими учреждениями разработают конкретный план, который обеспечит приоритетное рассмотрение этих дел».

В прошлом году, напомним, парламент внес поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс о правонарушениях, присвоив делам о коррупции приоритетный статус. Это позволило ускорить рассмотрение этих дел в судах и существенно сократило возможности затягивания процессов. Например, по делу о незаконном финансировании партии «Шор», в рамках которого предъявили обвинения депутату Марине Таубер, заседания проходят дважды в неделю. В этом году было запланировано более 70 заседаний по делу, но не все состоялись.

Адвокат Ион Кожокарь в комментарии NM высказал мнение, что инициатива президента носит, скорее, политический, чем правовой характер, подчеркнув, что судебные процессы зависят от множества факторов — от адвокатов, прокуроров и свидетелей. Кожокарь также отметил, что форсирование судебных процессов может иногда привести к негативным последствиям, особенно если прокуроры и судьи пытаются ускорить дело. Он указал, что подобная практика может ущемить права обвиняемого: «Важно понимать, если у судьи проактивная или даже обвинительная позиция, это может создать угрозу того, что ускорение процесса происходит в ущерб праву на полноценную защиту».

Юрист правозащитной организации Promo-LEX Вадим Виеру допускает, что для ускорения судебных процессов можно увеличить число судебных заседаний, но считает, что без ущерба прав участников невозможно законодательно ограничивать сроки рассмотрения дел против электоральной коррупции.

Юрист экспертного сообщества WatchDog.md Александру Бот рассказал, что при любой попытке ускорить судебное разбирательство следует учитывать, что законные и обоснованные приговоры можно выносить только при соблюдении всех процессуальных гарантий, в том числе оправдание лица или прекращение в отношении него уголовного процесса. «Только если суд установит, что нет обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, лицу, признанному виновным, можно будет назначить наказание. В противном случае, мы создадим прецеденты, которые правосудием назвать нельзя. Выносить приговоры, только чтобы успокоить общественный нерв тюремными заключениями — это провальная политика. Достаточно вспомнить, как выносили приговоры во времена захваченного государства. И что, правосудие стало более справедливым? Однозначно  нет», — считает эксперт.

Есть ли необходимость в Антикоррупционном суде?

Президент также сообщила, что на этой неделе в парламенте пройдут консультации по вопросу создания Антикоррупционного суда. Санду настаивает на скорейшем его создании. Законопроект о создании отдельного суда, который будет заниматься делами о коррупции, парламент принял в первом чтении в декабре 2023 года, но дальнейший процесс застопорился. Согласно варианту проекта, принятому в первом чтении, Антикоррупционный суд станет специализированной инстанцией, решения которой можно будет оспорить только в антикоррупционной коллегии Апелляционной палаты Кишинева и затем в Высшей судебной палате. Антикоррупционный суд будет состоять из 15 судей с шестилетним сроком полномочий. Их будет отбирать Высший совет магистратуры с привлечением международных специалистов.

Однако эксперты сомневаются в целесообразности создания нового суда. Они указывают на риск коррупции среди ограниченного числа судей, а также на значительные затраты и возможное дублирование функций. Вместо создания нового суда специалисты предлагают усилить уже существующие институты, такие как Антикоррупционная прокуратура, и усовершенствовать законодательство. (Подробнее об этом NM писал в материале «В Молдове будет Антикоррупционный суд. Как это будет работать, и какие риски видят юристы»).

По мнению Вадима Виеру, создание Антикоррупционного суда в короткие сроки практически невозможно. Кроме того, общественность может заподозрить новый суд в политизированности, учитывая, что инициатива исходит от президента. Кроме того, в суде сектора Буюканы в Кишиневе уже есть группа судей, которые занимаются резонансными уголовными делами, включая дела о незаконном финансировании партий. Виеру отметил, что, хотя численность этих судей ограничена, они уже выполняют те задачи, которые будут возложены  на судей предполагаемого Антикоррупционного суда.

Антикоррупционную прокуратуру ждут перемены?

Президент также резко раскритиковала работу Антикоррупционной прокуратуры, назвав ее «провальной» и призвав правительство выработать предложения по исправлению ситуации. Санду отметила, что предыдущие реформы в этом ведомстве не принесли ожидаемых результатов.

В прошлом году, напомним, парламент разграничил полномочия Антикоррупционной прокуратуры и Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК). Антикоррупционная прокуратура теперь занимается лишь делами о коррупции в особо крупных размерах и преступлениями, в которых участвуют высокопоставленные должностные лица, включая президента, членов правительства, депутатов, судей, прокуроров и некоторых сотрудников госструктур.

В ответ на критику Антикоррупционная прокуратура заявила, что сталкивается с острой нехваткой кадров: вакантными остаются около 50% должностей прокуроров и офицеров. Также, по информации прокуратуры, она испытывает недостаток бюджета, офисных помещений и специализированного оборудования. Ведомство выразило уверенность, что правительство примет меры, которые помогут укрепить его функциональные возможности.

Слова президента можно рассматривать и как намек на возможную отставку главы Антикоррупционной прокуратуры Вероники Драгалин. Однако, как пояснил адвокат Ион Кожокарь, этот вопрос находится в ведении генерального прокурора, а для обоснования отставки требуется доказать серьезное нарушение закона или наличие дисциплинарных взысканий.

Существует еще проблема недостаточной доказательной базы, которая приводит к затягиванию судебных процессов по резонансным уголовным делам. Виеру считает, что именно поэтому глава Антикоррупционной прокуратуры жалуется на отсутствие ресурсов, поскольку для качественного обвинения необходимы более квалифицированные следователи и прокуроры, способные эффективно собирать доказательства, с чем пока возникают проблемы.

Александру Бот отметил, что Драгалин может быть освобождена от должности либо в порядке отставки, либо в результате применения дисциплинарных санкций или из-за неудовлетворительной оценки ее деятельности Высшим советом прокуроров и подведомственными ему структурами. Те же правила касаются генерального прокурора.

По словам Бота, процессы очистки системы правосудия проходят на минимальных скоростях, поэтому нужно для начала ответить на вопрос, в чем причина таких низких результатов? «Либо речь идет о неэффективном управлении прокуратурой, либо сама структура неисправна. На мой взгляд, и то, и другое. Соответственно, необходимы не поверхностные реформы, а способные изменить саму суть институтов, которые должны обеспечивать качественное правосудие», — заключил юрист.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

«Политическое давление» и «общие европейские ценности». Чебан прокомментировал скандал из-за побратимства с Фокшанами

Несмотря на решение мэра Фокшан приостановить подписание соглашения о побратимстве, мэрия Кишинева остается открытой к сотрудничеству со всеми партнерскими городами Румынии и ЕС. Так мэр Кишинева Ион Чебан 29 июля ответил NM на письменный запрос с просьбой прокомментировать заявление мэра Фокшан и оценить возможные последствия его решения.

Ион Чебан сообщил, что мэрия Кишинева ознакомилась с заявлением мэра Фокшан Кристи Валентина Мисэилэ, в котором он утверждает, что «в последнее время сталкивался с политическим давлением».

Столичный градоначальник также ответил на вопрос, что может потерять город, если соглашение не подпишут. «Такие соглашения обычно направлены на развитие сотрудничества в сферах управления, инфраструктуры, образования, культуры, туризма, молодежных инициатив, обмена опытом и других направлениях. Они основаны на общих европейских ценностях, взаимном уважении и истории партнерства между нашими городами», — объяснил Ион Чебан.

Мэр Кишинева подчеркнул, что остается открыт к диалогу и сотрудничеству. «Связи мэрии Кишинева со многими городами Румынии прочны и активны — это подтверждают десятки совместных проектов, реализованных в последние годы, включая инициативы в области образования, инфраструктуры и восстановления культурного наследия. Мэрия подтверждает свою готовность к диалогу, совместной работе и укреплению связей со всеми партнерскими городами в Румынии и ЕС», — отметил он.

***

Напомним, 9 июля министерство иностранных дел Румынии сообщило, что мэр Кишинева Ион Чебан получил запрет на въезд в страну и всю Шенгенскую зону. Ведомство уточнило, что решение приняли «по соображениям национальной безопасности».

Чебан назвал запрет на въезд «политической расправой» со стороны нынешнего правительства. В опубликованном видеообращении он обвинил президента Молдовы Майю Санду и партию «Действие и солидарность» (PAS) в том, что они используют государственные учреждения для того, чтобы ограничить его деятельность. Он также заявил, что Молдову ждет «самая грязная парламентская избирательная кампания за всю ее историю».

Мэр румынского города Фокшаны Кристи Валентин Мисэилэ сообщил 12 июля, что решил приостановить подписание соглашения о побратимстве с Кишиневом, после того как мэру молдавской столицы Иону Чебану запретили въезд в Румынию «по соображениям национальной безопасности». Мисэилэ написал в соцсетях, что принял такое решение, чтобы избежать политического скандала.

В том, как и почему Чебану запретили въезд, действует ли запрет на все страны ЕС, как это может повлиять на выборы, и почему эта история может сыграть Чебану на руку — NewsMaker разбирался в тексте «Чебану закрыли путь на Запад. Он теперь главный лидер оппозиции PAS?»


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: